Обвал доходов, потеря работы и стремительное ускорение инфляции вынуждают россиян экономить на еде.
В первом квартале на фоне рекордного за 6 лет роста цен на продукты потребители с двузначной скоростью сократили покупки наиболее подорожавших продовольственных товаров, следует из подсчетов «Тинькофф Data», которые приводит «Коммерсант».
Расходы на овощи и фрукты рухнули на 30-60%, на мясо — на 25%. Хлебобулчных изделий россияне купили на 40% меньше, чем годом ранее.
При том общая инфляция в РФ оценивается в 5,8%, темпы роста цен на продовольствие уже к началу марта превысили 8,4%, а на отдельные продукты оказались в разы выше.
Так, например, к началу марта, овощи и фрукты стоили на 16,6% дороже, чем год назад, куриное мясо — на 13%, подсолнечное масло — на 26,6%, куриные яйца — на 28,2%, сахар-песок — на 64%.
При этом реальные зарплаты, согласно Росстату, выросли лишь на 1,6% (за январь-февраль), реальные пенсии начали сокращаться впервые с 2016 года — на 0,1% за февраль.
Данные о реальных располагаемых доходах россиян за первый квартал Росстат не опубликовал: в докладе «О социально-экономическом положении» страны, представленном за день до послания президенту Федеральному собранию, цифры оказались изъяты.
Взлетел спрос россиян на ультрадешевую одежду. У сети Familia выручка по итогам первого квартала 2021 года прибавила 30%, а трафик покупателей вырос на 15%, рассказал «Ъ» ее представитель.
На фоне снижения трат на продукты и одежду у россиян увеличились расходы на государственные сборы, включая налоги, пошлины и штрафы. В первом квартале 2021 года, по данным аналитиков «Тинькофф Data», они выросли на 10%.
finanz.ru
54% россиян поддерживают введение продуктовых карточек
В феврале 2021 года глава комиссии Общественной палаты по развитию агропромышленного комплекса предложила ввести продуктовые сертификаты (продуктовые карточки) для малоимущих. Левада-Центр изучил общественное мнение относительно этой инициативы.
Чуть больше половины (54%) россиян положительно отнеслись к этой идее, из них 22% респондентов «полностью поддерживают» эту инициативу. В той или иной степени негативно к этой идее отнеслись 39% опрошенных.
Большинство тех, кто поддерживает инициативу, мотивирует это тем, что в стране много бедных и государство должно им помогать. Вопрос «Почему вы поддерживаете инициативу введения продуктовых карточек сертификатов, которыми люди с низкими доходами смогут оплатить продукты и товары первой необходимости?» задавался как открытый, варианты ответов не предлагались, ответы записывались со слов респондента.
Наиболее типичные ответы звучали следующим образом:
— Потому что это материальная помощь нуждающимся
— Потому что сейчас не хватает денег людям
— Хоть какая-то помощь народу
— Народу будет легче
— Облегчит жизнь населения
— Поможет людям
— Может, будет меньше бедных и нищих
— Люди с низким уровнем дохода смогут получить продукты
— Малоимущие смогут купить что-то детям
— Много бедных. Многодетные плохо живут
— Людям трудно жить. Продукты первой необходимости быстро и сильно дорожают
— Это помощь, она никогда не бывает лишней