Россия выделит союзникам кредитов на сумму до 12 миллиардов долларов

11

Россия всего за несколько дней договорилась о предоставлении иностранным государствам более 10 миллиардов долларов взаймы. Это, судя по всему, еще не предел, так как правительство будет рассматривать вариант выделения дополнительных 100 миллиардов рублей Белоруссии.

Встреча глав стран-членов ЕврАзЭС в Москве. Фото ©AFP

Несмотря на экономический кризис, страна изыскала средства на помощь союзным государствам. Большинство займов явно имеет политическую подоплеку, кроме того, сроки, на которые выдаются некоторые из них, дают основание предполагать под ними скрытые безвозвратные гранты.

Еще в сентябре 2008 года, когда международные резервы России составляли более полутриллиона долларов, Россия получила первую просьбу от зарубежного государства о предоставлении кредита. Этой страной была Исландия, оказавшаяся в критической ситуации, вызванной "сжатием" на глобальном кредитном рынке. Российское правительство пообещало подумать над просьбой островитян о предоставлении 4 миллиардов евро, но решение о кредите не принято и по сей день.

Иным был ответ в ноябре, когда финансовая поддержка понадобилась Белоруссии. Минск желал пополнить свои золотовалютные резервы и тем самым обеспечить себе "подушку безопасности" на случай обострения кризиса. Здесь Россия согласилась выделить два миллиарда долларов, причем один транш на половину этой суммы был направлен в том же месяце, а второй ожидается чуть ли не в ближайшие дни. Для Москвы такие средства значительными не выглядят, зато Белоруссии могут оказаться весьма полезными. Что касается выгоды России, то она, в основном, заключалась в переводе взаиморасчетов за нефть и газ в российские рубли, что вполне отвечало стратегии правительства по продвижению отечественной валюты на иностранные рынки.

В начале февраля 2009 года правительство России перешло от единичных, точечных кредитов иностранным государствам к массированной поддержке. С января на уровне министерств финансов двух стран активно муссировался вопрос о предоставлении Москвой дополнительного займа Белоруссии в размере 100 миллиардов рублей. Поначалу представители российского Минфина открещивались от такого варианта помощи западному соседу, но уже 3 февраля помощник президента Дмитрия Медведева Сергей Приходько заявил о том, что "вопрос рассматривается". Позднее госсекретарь Союзного государства Павел Бородин сообщил, что Белоруссия получит 100 миллиардов рублей уже в первом полугодии.

Страны-члены (выделены оранжевым) и наблюдатели (желтым) ЕврАзЭС. Карта пользователя Aris Katsaris с сайта wikipedia.org

Одновременно Россия начала активные переговоры на юго-востоке. В начале февраля стало ясно, что Киргизия получит из Москвы сразу несколько сладких пряников: во-первых, безвозмездную экономическую помощь на 150 миллионов долларов, во-вторых, Россия простит 180 миллионов старого киргизского долга за 48 процентов акций не очень актуального для Киргизии военного завода "Дастан" (производящего оружие для военно-морского флота, обладание коим Бишкеку не грозит в силу географического положения), в-третьих, в среднеазиатское государство пойдут российские инвестиции на 1,7 миллиарда долларов для строительства Камбаратинской ГЭС. Наконец, Бишкек сможет рассчитывать на льготный кредит размером 300 миллионов долларов, срок погашения которого составит 40 (!) лет.

На саммите ЕврАзЭС Москва представила новые инициативы по поддержке оказавшихся в нелегкой экономической ситуации бедных стран СНГ. В частности, было решено создать антикризисный фонд взаимопомощи общим объемом 10 миллиардов долларов. Главный взнос (7,5 миллиарда долларов), а также реальный контроль над фондом, созданным по образу и подобию аналогичной структуры в Восточной Азии (объемом 80 миллиардов долларов, для сравнения), будет принадлежать России. Значительное участие в фонде также принимает Казахстан (миллиард долларов). Однако по своей сути это еще одна программа помощи России дружественным режимам в ближнем зарубежье.

В ходе этого же саммита были отдельно оговорены условия кредита для Армении (которая, напомним, в ЕврАзЭС напрямую не входит) величиной в 500 миллионов долларов. Таким образом, не осталось ни одной сопредельной страны, более или менее союзной России, которая не получит финансовой поддержки из Кремля. Ко всему этому следует добавить решение о предоставлении кредита Кубе. "Острову свободы" будет предоставлено 350 миллионов долларов. Опять же — для России сумма терпимая, а кубинцам приятно. В итоге Россия получает малый Совет экономической взаимопомощи, в рамках которого СССР в 50-е-80-е годы поддерживал своих наиболее лояльных союзников по всему миру и выстраивал с ними торговые отношения. В данном случае кредитование может означать только первый шаг к углублению экономических связей.

Россия в последние несколько лет списала странам Азии и Африки долгов на сумму, составляющую около 40 миллиардов долларов. В частности, бедным государствам Африки было прощено около 16 миллиардов. По 4,7 миллиарда долларов простили Алжиру и Ливии, а еще 12 миллиардов — Ираку. Последнее списание составило более 90 процентов от всего иракского долга.

Причины столь масштабной кредитной политики по большей части политические. Россия хочет подтвердить свой статус лидера на постсоветском пространстве, показывая, что не собирается бросать своих друзей в беде. Дружить с Москвой получается выгоднее, чем не дружить. Разумеется, в каждом отдельном случае могут быть свои нюансы. К примеру, Киргизия приняла оперативное решение о закрытии военной базы США в Манасе. Официальные лица в Бишкеке категорически отрицают всякую связь между деньгами "русского брата" и этим неожиданным политическим решением, но совпадение выглядит слишком уж подозрительным. Что касается Белоруссии, то скорее всего, Москва все-таки додавит Минск в своем требовании признать Южную Осетию и Абхазию.

Помимо сохранения ведущей роли в СНГ, у России есть и еще один мотив. Никто не знает, как долго продлится нынешний кризис и какой вред он нанесет экономике малых стран СНГ. В случае негативного сценария событий некоторые режимы могут и зашататься. Очевидно, что Москве новая серия цветных революций не нужна совершенно. Даже если они не будут проходить под явно антироссийскими лозунгами, дестабилизация ситуации в любой из стран СНГ грозит внешнеполитическими осложнениями. Лучше заранее подстелить соломки и обойтись без политических взрывов — с высокой вероятностью, именно так рассуждают в Кремле.

При этом у помощи бывшим братским республикам существует еще и явный экономический смысл. Из-за рецессии в России огромное количество гастарбайтеров уедет домой, и в этих условиях повышение уровня занятости в их родных странах будет крайне благотворно для экономики и смягчит социальные трения.

Что касается чисто финансовой отдачи от выданных кредитов, то значительной она вряд ли будет. Деньги, по большей части, предоставлены под небольшой процент и на долгий срок. Даже если все будет возвращено, инфляция, которая со временем должна начаться и для доллара, несколько обесценит эти вложения. Однако существует немалая вероятность, что долги эти в конечном итоге будут прощены, как это случилось в постсоветские времена с множеством стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Обратная сторона медали состоит в том, что кредиты не дают никаких гарантий лояльности и ускорения решения торговых вопросов между республиками. В частности, на очередном саммите ЕврАзЭС не обнаружилось никаких подвижек относительно многострадального Таможенного союза, договор о котором стал бы шагом по пути реальной экономической интеграции. Что касается политических бонусов, то Россия может наслаждаться ими, пока у нее достаточно денег. В противном случае отношение союзников может быстро поменяться на противоположное. Ибо, как известно, "оказанная услуга никакой ценности не имеет".

Дмитрий Мигунов

Поделиться:
Загрузка...