Похоже, только ленивый за последний год не проехался катком по украинскому флоту с уничижительными эпитетами. Набор сентенций, как всегда, в тренде: шоколадный олигарх отмывает деньги на бесполезных катерах «Гюрза М»; нам нужны корветы и крейсер «Украина», ибо российский колосс потопит наши бесполезные лоханки за 15 минут; пора срочно построить ракетный катер «Сварог» во славу Святослава.
Ходовые испытания наших красавцев. Кто хочет пошутить про сроки сдачи, можно посмотреть, сколько лет буксиры водили российский корвет «Стерегущий» до приёма в корабельный состав, а он до сих пор горит раз в два года по одной и той же причине
Тут надо чётко понимать одну вещь – почти все, кто говорят на тему ВМСУ, в этом некомпетентны: ни депутаты, ни бывшие министры обороны, ни бывшие историки и по совместительству депутаты. Максимум – это уровень пары книг по теме, минимум – Википедия и предвыборные речёвки. Серьёзных специалистов, прошедших через механизмы принятия решений по флоту; офицеров старой советской школы, когда корабельный состав принимал участие в боевых походах, сбивал самолёты и топил катера в Красном море, проводил конвои за тысячу километров; выходцев из ВПК, строивших суда любого тоннажа, а теперь имеющих влияние на власть в качестве советников или встроенных в неё в качестве чиновников – можно сосчитать на пальцах обеих рук.
Все остальные – вариант «батальонов» Юли или возвращения Ляшко Крыма, главное сказать, а к следующему разу все забудут, о чём шла речь. Ещё есть герои Украины, распиливающие заводы и строящие подземные ходы с орденами рейха и золотыми слитками, но такого добра у нас всегда было в избытке. Поэтому я подумал: «а почему бы и нет?». И так родилась эта статья. Если ещё один некомпетентный офицер из «махры» выскажется насчёт ВМСУ, небо на землю не упадёт.
Так вот, Украина обречена быть военно-морской державой географически. 1355 километров морской границы, два моря, шельф и прочие скучные вещи из школьных уроков обязывают. Хочешь, не хочешь, а побережье с моря придётся защищать, флаг в государственных водах демонстрировать, устья двух крупнейших в Европе судоходных речек патрулировать, браконьеров и контрабандистов отгонять, в случае десанта не давать снабжать плацдарм, ставить мины, тралить фарватер, проводить транспорты и выполнять просто гору рутинной работы. Через украинские порты проходит 30-35% грузового оборота всего черноморского региона. Ситуация обязывает содержать корабельный состав и контролировать хотя бы акваторию и торговые пути. Часть этих задач может выполнить многоцелевая авиация с противокорабельными ракетами, катера пограничников шифра 205 П и 1400 П (которым, на секундочку, тоже немало лет) и пластиковые судёнышки морской охраны, в перспективе ПКР комплексы «Нептун» (если их будут делать как «Дозор», то увидим мы их явно не скоро).
Но большинство нет. Нам нужны именно боевые суда, причём способные действовать в формате река-море, на небольших глубинах, в лиманах, пока в мировом океане интересов у Украины ноль. Естественно, что флот – это очень дорого, тут согласен со всеми скептиками. Египет, закупая французские корветы «Gowind», выкладывает за них круглую сумму в миллиард евро за 4 штуки, ракетное вооружение к ним стоит ещё 400 млн. Отечественная промышленность уже давно предлагала нам линейку корветов 5825 по 250 млн. Но, зная скорость строительства, детские болезни и состояние ВПК Украины в плане выпуска судов среднего тоннажа («Тернополь» строили 11 лет), может выйти так, что цена одного изделия окажется в итоге намного больше, чем у французов. Потому что в сумму будут заложены и модернизация заводов, и создание или импорт ракетного вооружения, и эксперименты с электроникой. Серия – это серия, а первый корабль может стоить гораздо больше заявленной цены. Напомню, что Украина в год тратит на закупку всей техники 400-450 млн долларов. Все фантазии насчёт эскадр корветов, достроенных крейсеров «Украина» и десятков вымпелов – это очередные фантазии, как мы догоним и перегоним Францию. Пока наша участь – суда малого тоннажа, и то не факт, что мы не будем урезать программу, видя внушительные бреши в финансировании армии, в Пенсионном фонде и социалке.
Вьетнамские артиллерийские катера, созданные при посредничестве и по чертежам Украины. Не надо их строить, а то США потопят за 15 минут
Но знаете что? Как показала практика, миру плевать, есть ли у нас деньги на армию, в каком состоянии флот и что нам обещали в очередном меморандуме 20 лет назад. Если завтра неизвестные суда любого класса, да даже рыбацкие лоханки, обваренные противопульной броней с самодельными турелями, двумя безоткатными орудиями и ПТУР, начнут, например, отправлять призовые команды под флагом «ДНР» на наши торговые корабли, высадят десант на Змеином, станут отжимать газодобывающие платформы, топить рыбаков, что мы отправим им на перехват? «Скадовск» с двумя «Утесами»? Противодиверсионный катер «Голая пристань»? Флагман без ударного оружия и вменяемого ПВО, которому волонтёры приобретают гражданский радар? А ведь «ДНР» может, к примеру, закупить суда у Абхазии. Никого же не удивляют шахтёры с ПВО и РСЗО, сбивающие самолёты свыше 5000 метров? Почему должны удивлять «морские пехотинцы» на «Грифах» или списанных судах ЧФ РФ, проданных как металлолом в Абхазию?
Здесь речь даже не идёт ни о каком противостоянии с РФ, просто три десятка гражданских кустарно вооружённых катеров высадят на пляж две-три роты боевиков и объявят там «Херсонскую народную республику» одновременно с наступлением на фронте. Фантастика? Ага, а под Новоазовск с территории России вошли «войска ДНР» и лупят САУ два года, иногда насыпая по районам Мариуполя из «реакторов». Европа включила крайнюю степень озабоченности, канадцы прислали больше формы и инструкторов, нужно срочно услышать Донбасс. Интересно, какие действия предпримет мир и Украина, если «шахтёры» пересядут с танков на любые суда? Ну, просто представим, пока в качестве бреда? Блокировать экспорт украинской стали и пшеницы москитным флотом, высаживать тактические десанты и малые группы далеко за линией фронта, забирать диверсантов, перевозить через Днестр амуницию и вооружение для «Одесской народной республики»? Сильно озаботимся или крайне сильно?
Так вот, попробуем разобрать самые частые бредовые заявления по поводу украинского флота в рамках рубрики «ПМ образовательный». Итак, поехали. Флот России разнесёт потешную флотилию Украины за 15 минут. Ага. А 24 корвета и фрегата Турции с внушительным контингентом подводных лодок, скорее всего, будут доминировать как в ближневосточном, так и в черноморском регионе – Греция, Израиль, Египет, Болгария, Румыния под угрозой. Им уже пора переставать строить суда под свои задачи, заворачиваться в простыню и медленно ползти на кладбище? И да не стоит так уж сильно кивать на НАТО – Турция уже отоварила члена альянса, отжав у него северный Кипр, да так, что Греция вышла из блока и стала закупать советское оружие.
Всё, Израиль перестаёт строить «Супер Дворы», «Саары» и «Шальдаги». Они не нужны для патрулирования берега от палестинских боевых пловцов, поражения цели на берегу, досмотра неопознанных судов, ведь Турция гораздо сильнее? Даже неудобно пытаться комментировать подобный бред. Но, увы, приходится. У нас, кроме специалистов по «Саксонам», реформам и экономике, появилось достаточно много «адмиралов» в последнее время. Если бы РФ могла напасть на нас в открытую, она бы сделала это в 2014 году, когда у нас войска месяц не могли покинуть базы, а на флоте было сразу 2 командующих. Но они не хотят нефти в обмен на продовольствие и арестов шубохранилищ на Западе, нет. Они хотят играть в шахтёров три года.
«Бесполезные» катера «Шальдаг» – Израиль. Десятки единиц судов подобного класса закупают десятки стран: Кипр, Шри-Ланка, Индия, Словения, Аргентина, Чили
Украине нужны ракетные суда среднего тоннажа и крупные корабли УРО? Нужны. Но не остро, не от бюджета в 450 млн на закупки техники в год по цене в 200-250 млн за штуку и не любой ценой. Просто потому, что все наши возможные противники в обоих морях или в НАТО, или РФ. Это не Средиземное море с его сотнями островков, где можно играть в прятки с радарами и растворяться на фоне берега и десятков проливов, бить из засады и уходить в воды дружественных твоему альянсу стран. Это закрытое внутреннее море, просматриваемое РЛС, как обеденный стол, где любой условный противник имеет доступ к спутниковой разведке, обладает значительным корабельным составом и возможностью усилить группировку через Проливы. Привет БДК, высадившим десант в Крыму, пришедшим из Северного флота РФ и конвенции Монтре. И даже если, допустим, взять чисто гипотетический конфликт с Румынией, то у неё полдюжины ракетных катеров, 4 ракетных фрегата, 2 из которых – бывшие британские (несущие ракеты «Гарпун») и несколько стареньких корветов на ходу – не устанем догонять с таким бюджетом?
К слову, у наших миролюбивых соседей ещё 2 дивизиона речных кораблей и мониторов, там есть экземпляры с орудийными башнями в 100 мм и малой зенитной артиллерией. Некоторые из них вступили в строй в 96 году, а всего чисто речных или гибридных река/море единиц – до двух десятков. Ещё власти разворачивают канадские радары «HFSWR», контролирующие обстановку в море на 370 км и выдают паспорта украинским гражданам, проживающим на территориях, принадлежащим ранее Румынии, – это сейчас Одесская область, так вышло в 40-х годах прошлого века. Судя по слухам, достаточно заплатить пару тысяч долларов и заучить текст присяги, как, здравствуй, поля Польши и фермы Дании, – от желающих нет отбоя. Может, вместо серии из трёх дорогих корветов пора делать дивизионы речных кораблей, многоцелевые малые суда, усиливать авиацию и следить за руками всех соседей, невзирая на лозунги? Что в принципе потихоньку со скрипом происходит. Нет, это шоколад отмывает деньги и разводит коррупцию? Ну ладно.
Мирный румынский речной монитор с РСЗО, 100-мм орудиями и зенитными установками – постройка после 90-го года, на ходу их несколько штук, не так давно штаб реформирован в «Командование операциями на реке»
Кстати, о птичках. За годы независимости боевые корабли спускала именно «Ленинская кузница» (декоммунизация, да святится имя её, ещё не добралась в это богопротивное заведение) вне зависимости от хозяина предприятия на тот момент. И корвет «Тернополь», и противолодочный корабль «Луцк», и катера для Узбекистана производились «Ленинской кузницей». А предприятия в Николаеве или Херсоне последние 25 лет либо выживали, либо спускали со стапелей гражданские и вспомогательные суда, либо обзаводились на территории бурьяном в рост человека и плодоносящими абрикосами (это не шутка). Тут всё дело в том, что завод – живой организм. Если 25 лет платить зарплату ниже рынка с задержкой по полгода, то твои специалисты окажутся на верфях Киля и Питера, прежде чем ты скажешь «антикоррупционный». Вся наша цивилизация опирается на медленно испаряющееся облако человеческого опыта. То, что наши заводы могли производить 25 лет назад и сейчас, – абсолютно не всегда движение вперёд. Каждый раз, когда вы намекаете или говорите про «отмывание денег» и «президентский завод», у вас на лбу зажигаются огромные огненные буквы «лох». Заказы дают тем, кто может делать хоть что-то, а не вечный «Дозор» в течение десяти лет.
Нам не нужны два-три десятка малых кораблей с водоизмещением от 50 до 445 тонн (как у «Лани»)? Государство Израиль с береговой линией в 230 км смеётся писателям в лицо со своими 46 сторожевыми катерами, самым тяжёлым вооружением которых 20-мм «Эрликон» и ПТРК «Хелфайер». Власти Румынии с двумя десятками речных мониторов и артиллерийских катеров лукаво подмигивают и предлагают судиться за шельф. Власти Болгарии молча закупают патрульные суда у французов и не парятся. Украинцы продолжают слушать сказки по поводу флота от клоунов и ждать, когда коллективный Ляшко вернёт Крым. Что хочется сказать по этому поводу? Скоро тарифные богини опустят цены на коммунальные услуги, а комбаты захватят Донецк. На днях, а то и раньше.
«Бесполезные» речные катера Румынии с зенитками, ПЗРК и серьёзной артиллерией
Нет задач, которые эти кораблики смогут выполнять в составе ВМСУ? Конечно. А доставлять на пляж малые группы и ССО, забирать их и оказывать им огневую поддержку будет катер «Ярославец», одного года рождения с моим отцом? Бросать пиропатроны в боевых пловцов и диверсантов? Поражать суда снабжения и перехватывать лёгкие плавсредства? Выполнять поисково-спасательные работы в опасной зоне? Ставить мины и обнаруживать мины? Ракеты «Барьер» работают до 5 км. Можно ударить по любому плацдарму с расстояния, с которого вас не достанут танковые орудия; поразить КШМ, склад боекомплекта, узел связи. Обычно во время высадки их разворачивают подальше от внешней стороны периметра, поближе к пляжу. Изолировать место высадки и портить противнику кровь быстрыми рейдами. Маскироваться на фоне берега, лимана, в устье и ждать, когда лёгкие суда противника войдут в зону поражения – ракеты Р2 в осколочно-фугасном варианте могут нанести серьёзный урон как десантным средствам, так и сопровождению. На худой конец, можно подойти к берегу и, пользуясь осадкой в метр, выгрузить своим войскам пару контейнеров ракет, цинки, мины, чтобы разгрузить логистику в прибрежной зоне.
Бесполезные 50-тонные катера Израиля разбирают палов на запчасти – операция «Цук Эйтан»
Это речные суда, нам здесь не нужны речные суда? Не слушайте клоунов, а читайте документацию по проекту 58155. Все рассказы про плоскодонки и речные катера – от людской глупости и ограниченности. Видели лоции Азовского моря и Килийского устья Дуная в плане глубин? Ну, так посмотрите, откроете для себя массу интересного. И, кстати, о мореходности – 3-4 балла (именно их хаяли наши эксперты) – это рабочие показатели для катеров 35m PB, закупаемых Египтом у США, а малый противолодочный корабль «Луцк» имеет возможность применения бортового оружия до трёх баллов. Не путайте шкалу волнения моря, где 3 балла – это хорошие такие волны в 1,25 метров со шкалой «Бофорта», а также помните, что это данные для открытого моря, а не для прибрежных зон. Растите над собой и читайте книги по теме, тогда бывшим министрам обороны будет тяжело гадить вам в голову.
Фото НАСА, Килийское устье. Срочно заведите сюда ракетных корветов с мореходностью в 8 баллов
Кстати, любимые таблички популистов об адмиралах и количестве украинских кораблей – это тоже очередное дно. Всего адмиралов у нас 5: Тарасов, Черненко, Тимчук, Воронченко и Таран, которые управляют, кроме судов, ещё бригадой морской пехоты, реактивщиками, артиллеристами, двумя частями спецназа, инженерами и бригадой морской авиации. В самые сжатые сроки мы получим до десяти артиллерийских и десантных катеров, а всего с вспомогательными кораблями у нас в ВМСУ будет на ходу до 40 единиц корабельного состава (часть будет выводиться по мере приёма новинок). Две минуты чтения открытых источников и, оказывается, для государства с протяжённостью морских границ в 1000 + километров, которое строит с ноля инфраструктуру в Одессе, имеет сотни километров судоходных рек, ведёт ротацию и снабжение на востоке частей морской пехоты, с формированием нового батальона и планами на спуск до 30 кораблей за 5 лет, может, и не нужно урезать управление? У кого-то есть конкретные цифры, как придётся оптимизировать штабы и штаты? В студию их. Сколько нужно штабов и адмиралов ВМСУ? Более 20 лет мы разрезаем, ставим на хранение, увольняем и оптимизируем, чтобы потом в критической ситуации призывать «пиджаков» и тратить миллиарды. Этот цикл «оказались не готовы к войне» уже немного утомил.
Планы на модернизацию украинского флота. Лёгкие артиллерийские корабли для гибридной войны на первом этапе, далее противодиверсионные и ракетные катера (как раз закончится создание ССО и отечественных ПКР), с 18 года корветы, когда экономика даст возможность строить крупные суда
Я бы мог написать ещё многое – от древних сакральных традиций флота в наших краях до возможных перспектив, но есть ли смысл? Каждый раз, когда мне начинают трусить байки про крепость традиций, мне хочется рассмеяться рассказчику в лицо. Какие традиции, эй? Потопить корабли и отправить морячков в пехоту во время Крымской? Или придумать песню про «Варяг», экипаж которого отказался гибнуть в бою и утопил корабль своими руками? Что там у нас ещё в анамнезе? Гонка за «Габеном», который блокировал экспорт зерна у сверхдержавы на шестую часть суши; сдача и интернирование флота в Турцию в Первую мировую; катера румын и немцев, совместно с авиацией три года раздававшие плюхи Черноморскому флоту во время Второй мировой; прорыв «блокированных» войск в Румынию – десятки судов, тысячи человек. Самое бесполезное вложение за всю историю империи по соотношению пользы и потраченных денег. В общем, во время захвата Крыма РФ ничего не изменилось. Ну нет у нас традиции умирать на борту тонущего корабля, как британцы при Коронеле, – пусть сын Порошенко умирает.
Я просто к чему веду? Флот – это такой же живой организм, как и заводы. Ему нужно две вещи: люди (носители традиций) и финансирование. Моряки Её Величества со времён Кромвеля отдают свою жизнь за «Юнион Джек», военно-морской флаг реет с 1800 года, у них есть учебные заведения, функционирующие со времён того, как на месте Москвы была деревня, а на месте Питера сношались медведи. У нас нет ничего. Мы раз в 20-30 лет переписываем историю, называем всех предшественников врагами народа, сносим памятники, переворачиваем флаги и переименовываем улицы. Это не хорошо и не плохо – это просто так. В такой ситуации очень трудно вырастить техническую и военную элиту для флота – нет приемственности поколений. Люди, а не станки создают добавленную стоимость. Люди, а не заводы из поколения в поколение учат своих детей любви к своей стране. Нужно сохранять людей для страны, а не генерировать три волны эмиграции в Канаду и коллективизации с индустриализацией, после которых мы не можем оправиться половину века. И что делают для людей на фоне жесточайшего кризиса с момента обретения независимости депутаты и элита? Рассказывают всем сказки о флоте, тарифах, армии и походах на Ростов. Такое впечатление, что поддерживание поголовья маргиналов на нынешнем уровне лозунгами и сказками – сакральная задача многих нардепов.
Сейчас есть только один способ усилить флот Украины – максимально ускорять реформы во всех сферах. У любого человека, рассказывающего за флот, стоит спросить, как он голосует в Раде, посещает заседания, платит налоги, светит сдачу квартир, не прячет доходы за минимальной зарплатой и не стоит в очереди за субсидиями. Будет экономика – будет флот, армия и полиция. Возникнут флотские традиции и армейское братство. Не будет – не будет Украины. Всё просто. Нет никаких секретных способов и хитрых планов. Есть шведские суда в лизинг с очень достойными ТТХ. Есть подержанные нидерландские фрегаты «Вилинген» с ракетами «Экзосет», как у Болгарии, дёшево и сердито. Есть датские многоцелевые катера «Флювефискен» («Летучая рыба») – могут превращаться из патрульного корабля в ударный, зенитный или минный заградитель простой перестановкой модулей краном в слот, их закупает крохотная Литва. Любые капризы за ваши деньги. Главное, чтобы они у вас были.
Пока фантасты бредят ракетными корветами в океане, реалисты думают, как разместить личный состав на плавучей казарме времён раннего Брежнева. Добиться роста экономики – задача номер один для каждого украинца, который думает о будущем своей страны. А «Гюрза М», «Кентавры» и «Лани» – единственный выход на ближайшее десятилетие – суда для гибридной войны, которую навязывает нам Кремль, возможной возни на отмелях в Азовском море, сотни километров судоходного Днестра и Дуная и поддержки ССО во время реконкисты на востоке. Не идеальный инструмент, но рабочий ответ на те вызовы, которые возможно ещё предстоят Украине.
Кирилл Данильченко ака Ронин