Позабытые выборы

15

За чередой иных событий украинский политикум практически позабыл о нерешенной серьезной проблеме – довыборах в нескольких округах. Наконец, 23 апреля КСУ объявил, что заниматься этим вопросом не будет. "Мяч" опять вернулся на "поле" Верховной рады, которая несколько месяцев назад предпочла возложить ответственность на плечи ЦИК.

Срыв установления результатов в пяти проблемных округах еще в конце 2012 года казался серьезнейшей проблемой, требующей безотлагательного решения. Однако со временем сложилось впечатление, что былые скандалы чуть ли не больше всех волнуют зарубежных наблюдателей. "ENEMO настоятельно призывает власти беспристрастно расследовать нарушения и фальсификации во время подведения итогов и привлечь к ответственности лиц, совершивших правонарушения избирательного процесса", — говорится в годовом отчете европейцев. В Украине, правда, совсем о несостоявшихся выборах не забывают. Но периодическое возвращение к теме так пока и не дало ответа на вопрос: так кто же, наконец, займется делом, отложенным в долгий ящик?
В ситуации с перевыборами пока торжествует подход "Кому больше всех нужно?", только на деле оказывается, что заинтересованные в будущем результате вовсе не спешат выстраиваться в очередь. Еще под конец работы прошлого парламентского созыва с подачи большинства народные депутаты приняли постановление, лаконично возлагающее обязанность провести повторные выборы на Центризбирком. После чего ситуация застопорилась: в ЦИК отказались организовывать выборы, не имеющие четко прописанного законодательного обоснования, а у слагающих полномочия парламентариев не оказалось времени для того, чтобы это обоснование прописать.
С принятием присяги новым составом ВРУ ситуация принципиально не изменилась. На рассмотрении народных избранников остаются несколько законопроектов, регулирующих болезненный вопрос. При их помощи авторы (по большей части оппозиционеры) пытаются исправить положение дел, но выработка единой концепции пока не объяла даже принципы формирования "перевыборных" комиссий, не говоря уже о сути самих перевыборов. Перед законодателями стоит задача закрепить в нормативных актах практику непризнания результатов выборов на основании того, что их "невозможно установить". Большинство предложений включает для себя базу из двух пунктов: невозможность установить итоги из-за порчи или уничтожения значимой документации или в случае признания недействительными результаты по 10 (или более) процентам участков. Но и при этом парламентарии расходятся во мнении, чем именно должны являться внеплановые выборы на подобных основаниях: промежуточными выборами, повторными или и вовсе повторным голосованием – а от этого зависит и продолжительность потенциальной кампании, и ее особенности (так, повторное голосование "смены коней на переправе" не предполагает).
При таких концептуальных расхождениях неудивительно, что в Центральной избирательной комиссии без энтузиазма отнеслись к идее браться за довыборы. Тем более депутаты сами дали ЦИК повод для промедления. За разъяснением: как должны себя вести члены Центризбиркома, и в каких случаях задействуется статья о досрочных выборах из профильного закона – парламентарии обратились в КСУ.
Еще декабрьское представление нардепов конституционные судьи рассмотрели только в конце апреля. Вердикт для участников избирательного конфликта оказался неутешительным: КС решил, что этот вопрос ему "неподотчетен". После чего возможность держать "перезревшую" проблему на "паузе", оставаясь в границах приличий, себя исчерпала.
Отказ КСУ осложняет существование и Центральной избирательной комиссии, и Верховной рады. Во всяком случае, об этом можно судить, опираясь на мнение Министерства юстиции. "Наше предложение заключается в том, что это (назначать выборы, — "Подробности") будет делать ЦИК в сроки, определенные специальным законом для этих проблемных округов", — объяснил позицию своего ведомства Александр Лавринович, который ранее сообщал, что механизм перевыборов будет обсуждаться с европейскими экспертами вместе с поправками к действующему законодательству. "В этом деле для нас, конечно, очень важна экспертная оценка наших коллег из европейских структур, но самое важное — это консенсус в политической среде Украины", — подчеркивал министр юстиции, предупреждая, что его ведомство считает: довыборы лучше проводить по уже обкатанным правилам.
Желание получить одобрение Венецианской комиссии в "выборном" контексте удивительным не выглядит. Еще в декабре в ЕС предупреждали, что не оставят вниманием развитие темы выборов. А позже коррекция избирательного законодательства и (нередко оговариваемое отдельно успешное проведение довыборов) вошло в число "трех сфер", от выполнения которых зависит судьба Соглашения об ассоциации. С течением времени позиция Брюсселя, похоже, не изменилась. "Недавние события в очередной раз подчеркнули срочную необходимость проведения судебной реформы и реформы в отношении виборов", — напомнил в середине марта еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле после того, как Европе стало известно о лишении мандата Сергея Власенко.
Заявления европейцев позволяют предположить, что на Западе были бы не прочь, если на примере выборов по пяти округам Украина могла бы обкатать обновленные законодательные нормы, что, судя по всему, маловероятно. С одной стороны, в контексте всеобъемлющих реформ нередко "всплывает" пункт о необходимости принятия Избирательного кодекса. А, поскольку в Украине этот документ обсуждается годами, хотелось бы верить, что "окружной" вопрос депутаты не затянут до такой степени. С другой стороны, с течением времени число поводов для перевыборов только увеличивается, а с "консенсусом в политической среде" лучше не становится.
Помимо пяти привычных округов (94, 132, 194, 197 и 223), где результаты так и не были установлены, теоретически выборы заново должны пройти еще в трех "зонах". Новые выборы по округу №224 уже назначили – в прошлом году в Севастополе избрали будущего министра обороны Павла Лебедева, депутатские полномочия которого Рада прекратила только в конце марта. А вот с 11-м и 71-м округами дела обстоят еще интереснее, чем со стандартным набором. Там победили Александр Домбровский и Павел Балога, против депутатства которых выступил Высший административный суд. Как известно, мандатов они пока не лишились, спикер обещал обратиться за помощью в КСУ, а ЦИК не торопится затевать выборы в таких условиях. "По моему мнению, даже один из пунктов постановляющей части, касающийся обязательств ЦИК предпринять меры по повторным выборам, на мой взгляд, является несколько невыполнимым. Со всей любовью или нелюбовью к Высшему административному суду, я должен сказать, что постановление Высшего административного суда не является четвертым основанием, из-за которого могут быть назначены повторные выборы", — отмечал Андрей Магера.
Как именно будут разрешаться затруднения с мандатами депутатов Балоги и Домбровского – пока судить сложно. Впрочем, о выборах в других округах – не проще. Помимо того, что парламент отложил уточнение законодательства в долгий ящик, не все нардепы считают перевыборы в принципе необходимыми. Еще 4 февраля аппарат ВРУ зарегистрировал проект постановления авторства лидеров оппозиционных фракций: Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягнибока. В документе предлагается возложить на ЦИК обязанности "в десятидневный срок достоверно установить результаты" выборов по пяти спорным округам, опираясь на "оригиналы протоколов избирательных участков". Если учесть, какие трансформации претерпевали эти протоколы с помощью судов и без оного, то процесс выяснения того, какие версии можно считать самыми оригинальными, мог бы получиться очень увлекательным. А главное – не исключающим последующую борьбу проигравших с победителями, причем (с учетом опыта все тех же Павла Балоги и Александра Домбровского), он может и не окончиться триумфом последних. Зато, безусловно, такой вариант при идеально устраивающем оппозиционеров развитии событий очень помог бы, например, Виктору Романюку – основному сопернику Татьяны Засухи в округе №94, – у которого возникли серьезные проблемы с правоохранительными органами…
И все же вероятность принятия оппозиционного постановления (и особенно – его "прооппозиционная" реализация) не так уж велика. В ее реализации мало заинтересовано большинство, без голосов хотя бы части которого обойтись затруднительно. Да и тот же Запад вряд ли высоко оценит подобный сценарий после многочисленных заявлений всех сторон о необходимости провести кристально чистые и честные выборы. По всей видимости, нардепам придется-таки заняться отложенной законодательной работой. И тут многое зависит от того, насколько глобально парламентарии станут корректировать законодательство: замахнутся ли они уже сейчас на пресловутый Избирательный кодекс, внесут ли поправки в действующий закон о выборах или подготовят документ, который будет регламентировать только нынешний частный случай. "Эти инструменты должны быть созданы законодательным органом, то есть нужно, чтобы Верховная рада принимала соответствующий закон вроде того, который был в 2004 году, об особенностях проведения выборов в данных округах", — допускает заместитель главы ЦИК Жанна Усенко-Черная. Но по какому пути бы не пошли депутаты, длительное откладывание решения этой проблемы до лучших времен будет выглядеть все более странно, даже с учетом необходимости дождаться выводов экспертов. Ведь со дня выборов уже миновало почти полгода.

Ксения Сокульская

 

Поделиться:
Загрузка...