Андрей Шароградский вернулся в Китай после 15-летнего отсутствия. Его впечатления — в серии репортажей в рубрике "Пекинский дневник"
88 красных звезд в честь 88-летия Компартии Китая
Глава управляющей кампании столичного аэропорта "The capital airports holding" Ли Пейин с соблазном крупно поживиться не справился. В середине июля его осудили, а 7 августа казнили по обвинению в присвоении и растрате чужого имущества и получении взяток. Всего почти на 16 миллионов долларов. Ли деньги вернул и просил смягчить приговор. Но суд это сделать отказался. Скорее всего, потому, что растратил он государственные деньги. Присутствие в любом обвинении слова "государственный" всегда означает тяжелое наказание.
Пекинский аэропорт стал самым большим в мире
Итак, из кондиционированного здания аэропорта я шагнул в жаркий и влажный воздух августовского Пекина
Такси мчало меня по знакомым и, одновременно, незнакомым улицам. Новые здания, торговые центры, гостиницы, транспортные развязки. Все как положено, все как меня предупреждали друзья. Но в глаза бросалось не это.
Велосипедистов, без которых раньше город просто нельзя было себе представить, в городе стало раз в 10 меньше. Транспортные пробки были здесь и 15 лет назад, но сейчас машина перестала быть роскошью. Автомобили встречаются всех известных марок – от "Кадиллака" до "Шкоды", причем практически все они – китайской сборки. Китайские модели тоже есть, но они непопулярны. Тот факт, что "отечественный автопром" проигрывает конкурентам, в отличие от России, китайские власти особо не волнует. В Китае важно то, что приносит выгоду. И еще: китайцы прекрасно умеют воспроизводить то, что было сделано не ими. От моделей одежды до, как поговаривают, космических скафандров…
Частью городского шума на больших улицах и в крупных торговых центрах стали звуки рекламы. В этом, в принципе, нет ничего особенного. Любопытно другое – в Китае только что принято решение о том, что за несоответствие рекламы продовольственных товаров их истинному качеству должны нести ответственность не только производители и рекламные агентства, но и знаменитости, в таких рекламах снимающиеся.
Центральная китайская пресса обвинила знаменитостей (не называя, правда, имен) в том, что их совершенно не волнует, какие товары они рекламируют, а волнуют только деньги. Правда, как знаменитостям стать экспертами по качеству продуктов питания – осталось непонятным.
Еще одно яркое впечатление от Пекина – дети. Малыши сейчас рождаются в семьях тех, кто сам родился уже тогда, когда была введена политика "одна семья – один ребенок". Может быть, поэтому на улицах стало меньше "сяо ванов" (маленьких князьков) – раскормленных и разбалованных детей, окруженных невероятным количеством близких родственников, изливающих на них свою любовь. Нынешние маленькие пекинцы радуются, плачут, играют, немного хулиганят. Как везде.
Почти 30 лет политики ограничения рождаемости не истребили в китайцах желание иметь больше одного ребенка. В Пекине сейчас очень популярны лечащие бесплодие врачи, предлагающие искусственное зачатие ребенка.
Практика показывает, что в таких случаях гораздо больше вероятность рождения двух или даже трех близнецов. Как говорят, за отдельную плату врачи могут еще больше увеличить такую вероятность. И их пациентами становятся вполне здоровые женщины.
Пока же население Китая стремительно стареет и уже всерьез обсуждается возможность разрешить в городах рождение второго ребенка.
Строительство ведется активно, несмотря на кризис. Правда смущает то, что казавшиеся ультрасовременными 15 лет назад здания теперь скорее портят архитектурный облик города. Смущает и качество строительства, на стройках работают в основном безработные из деревень. Работают за гроши и, часто, во вред своему здоровью. Весь Китай обошла история рабочего Чжана Хайчао. Доказывая, что он болен пневмокониозом (болезнью, вызванной оседанием пыли в легких) Чжан добился, чтобы врачи вскрыли ему грудную клетку и убедились в этом. До операции, в которой не было никакой необходимости, Чжану отказывали в компенсации за тяжелое профессиональное заболевание.
15 лет назад в Китае быстрее всего менялся Шанхай. Самые сильные изменения в облике Пекина произошли за 7 лет перед Олимпийскими играми, годовщина открытия которых пришлась как раз на мою поездку. Но об этом – в следующем репортаже.