Россия пересмотрела свою позицию по совместному с Украиной проекту выпуска военно-транспортного самолета Ан-70, заявил Владимир Путин после переговоров с главой правительства Украины Юлией Тимошенко.
Москва охотно контактирует с премьером Украины Тимошенко, отказываясь общаться с президентом Фото premier.gov.ru
Премьеры встретились в польском Гданьске, где участвуют в памятных мероприятиях, посвященных 70-летию начала Второй мировой войны.
"Уровень кооперации между российскими и украинскими предприятиями зачастую такой, что друг без друга они просто встанут. Это, в том числе, относится к самолетостроению. Есть хорошие перспективы. Российская сторона немножко скорректировала свою позицию по самолету Ан-70, посмотрим, как можно реализовать этот проект, есть о чем говорить", — сказал Путин на совместной пресс-конференции.
"Я думаю, что все наши совместные проекты в авиастроении имеют право на жизнь, потому что по всем самолетам мы имеем кооперацию 50 на 50 процентов, 30 на 70 процентов — и это как раз тот объем кооперации, который требует объединения усилий для того, чтобы успешно выходить на рынок", — заявила Тимошенко.
Она добавила, что практические меры по завершению проекта будут обсуждены на заседании межправительственной комиссии в Харькове в октябре 2009 года.
Тернистый путь в небо
Россия и Украина уже вложили в создание Ан-70 свыше 1,1 млрд долларов. По прошлогодним данным, для доводки самолета перед запуском в серийное производство требовалось 132 млн долларов.
Однако в середине 2006 года Россия прекратила финансирование проекта. Минобороны РФ при этом ссылалось на имевшиеся конструктивные недоработки, но фактически, по мнению наблюдателей, пыталось "наказать" Украину за ее позицию по вопросу вступления в НАТО.
Без заказов от российских ВВС производство Ан-70 на авиазаводе имени Олега Антонова в Киевской области оказалось бы нерентабельным.
С другой стороны, завод и КБ Антонова в советское время были основным поставщиком и разработчиком техники для военно-транспортной авиации. Попытка самостоятельно создать и производить аналог Ан-70 стоила бы России огромных денег. При этом в случае официального выхода из проекта пришлось бы еще и выплатить Украине неустойку в сумме более 200 млн долларов.
Ан-70 – оперативно-тактический военно-транспортный самолет короткого взлета и посадки, предназначенный для перевозки 300 десантников в полном вооружении, или 206 раненых, или 47 тонн груза на расстояние до 5000 км с крейсерской скоростью 700-750 км/ч и парашютного десантирования личного состава и техники, в том числе единичных грузов массой до 20 т с больших и малых высот.
Его уникальным свойством является способность взлетать и садиться не только на бетонные, но и на грунтовые полосы.
Разработка самолета, предназначенного для замены "транспортников" Ил-76 и Ан-12, началась еще в 1988 году. 16 декабря 1994 года состоялся первый пробный полет. Однако затем проект продвигался медленно из-за финансовых, политических и технических проблем.
Как ожидается, часть агрегатов для новой машины будет производиться в России на омском предприятии "Полет".
Брать газа, сколько нужно
Помимо проекта Ан-70, Путин и Тимошенко, как всегда, обсудили газовые отношения.
В 2009 году в связи с глобальным экономическим кризисом потребление газа на Украине сократилось, и она перестала выбирать объем топлива, предусмотренный ранее заключенными контрактами.
"Сегодня мы вместе с Владимиром Владимировичем обговорили вопрос потребления российского газа Украиной, и позиция премьер-министра РФ [заключается в том], что сколько Украина потребляет газа, столько будет и оплачивать", — заявила Тимошенко.
"Украинская экономика потребляет сегодня столько энергоресурсов, сколько ей требуется. Мы будем исходить из этого", — подтвердил Путин.
В феврале Путин заявил, что "Газпром" не будет требовать с Украины денег за фактически неиспользованное топливо, однако преподнес это как одолжение партнеру, находившемуся, по его словам, в "предбанкротном состоянии".
Выступая 20 августа на международном конгрессе украинцев во Львове, Тимошенко заявила, что "Украина в 2010 году закупит всего 25 млрд куб. м российского газа, а в течение следующих пяти лет вообще ликвидирует энергетическую зависимость от России".
В 2008 году Украина закупила у "Газпрома" 52 млрд кубометров, а в текущем — 33 млрд кубометров "голубого топлива".
"Украина сейчас сокращает потребление природного газа, замещая его всем, чем можно. Независимость энергетическую мы вырвем", — пообещала Тимошенко, рассказав, что Украина начинает разработку собственных урановых месторождений и проводит программу замены газа углем.