Польский Сейм внес поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя в названиях зданий и объектов.
Согласно документу, принятому 22 июня, под снос пойдут памятники советской эпохи, в том числе мемориалы в честь Красной армии.
За окончательную редакцию закона проголосовали 408 депутатов, против были 7, еще 15 воздержались. Поправки вступят в силу через три месяца после обнародования закона.
В обновленной редакции закона говорится, что памятники и другие подобные объекты «не могут отдавать дань памяти лицам, организациям, событиям или датам, символизирующим коммунизм либо иной тоталитарный строй». Авторы законопроекта указывают, что «сохранение названий учреждений и памятников в честь событий и людей, оказавших преступное влияние на историю Польши, дает сторонникам тоталитаризмов продвигать свои взгляды, что оказывает негативное влияние на общество». Тем самым власти хотят дать общественности сигнал, что государство придерживается конституционного принципа, запрещающего тоталитарный режим, и обличает продвижение тоталитарных взглядов.
Планируется, что в течение года будет демонтировано около 470 скульптурно-архитектурных объектов. Более половины из них посвящены Красной Армии. Не подлежат сносу памятники, расположенные на кладбищах или территории других захоронений, объекты, которые не выставлены на всеобщее обозрение, или же демонстрируемые в научных целях, в качестве произведения искусства, а также монументы, внесенные в реестр памятников архитектуры.
inforesist.org
P.S. Мы должны были освободить Европу и вернуться к себе домой
Конечно, зря поляки приняли такое решение именно 22 июня. И есть стойкое ощущение, что это не простое совпадение. Не надо было так делать – можно было найти и другую дату в календаре, менее чувствительную для нас. Если, конечно, не было желания специально позлить Москву.
Ну, что же, позлить удалось. Но это мы говорим о форме, а как насчет содержания? По содержанию скажем, что Польша проявляет к нам минимальное уважение, в том смысле, что сохраняет некоторые необходимые приличия. Ведь сносятся не все памятники солдатам Красной Армии. Не тронут те, которые на кладбищах – и это по-человечески. Сохранят и те монументы, которые признаны ценными в архитектурном или историческом смысле. И даже в научных целях советские памятники тоже смогут демонстрировать. То есть нельзя сказать, что память советских воинов, погибших на территории Польши ради ее освобождения от фашизма, перечеркнута полностью и не будет чтиться никак. Хотя очевидно, что этих памятных изваяний станет в разы меньше.
Российскую реакцию было совершенно нетрудно предсказать. Но давайте попробуем понять и поляков. Почему они вообще так поступают? Потому что просто ненавидят русских? Ненавидят безо всякой причины и повода? Давайте не забудем о том, что советский воин – он для них не только освободитель. Он был освободителем в 1945 и заслужил благодарность и уважение поляков. И тогда же были поставлены те памятники, по крайней мере, некоторые из них, которые теперь сохранят в качестве исторической и архитектурной ценности. Однако большинство монументов поставили позже. Причем известно, что немало памятников мы соорудили в Польше сами себе. Не поляки, а мы сами их установили. Потому что хотели, в том числе, и таким способом утвердить в этой стране свое присутствие.
Просто подумайте о том, что в течение 45 лет после войны Польша, как и другие бывшие социалистические страны, фактически не была независимым государством. На ее территории были наши, то есть чужие войска. Ее политика определялась в Москве. Она не могла принимать никаких глобальных решений без одобрения из Кремля. Поляки были обязаны учить русский язык. Если бы с нашей страной поступали так же, мы бы тоже назвали это оккупацией и тоже с ненавистью относились ко всем символам, связанным с оккупантами. И получилось так, что разменной монетой в этом случае стали наши солдаты, которые действительно сражались не только за свободу своей страны, но и за свободу от фашизма поляков и других народов Восточной Европы.
Сталин и советская власть просто использовали сотни тысяч погибших в своих целях. Мы должны были освободить Европу и вернуться к себе домой. И поляки сами поставили бы памятники Красной Армии и ни одного из них не тронули бы. И отношения у нас были бы теперь совсем другими. Но Сталин хотел создать коммунистическую империю. И теперь мы видим, чем все закончилось.
Антон Орехъ, echo.msk.ru