Флаги наших отцов

284

Наши враги понимают наши символы и боятся их. Они и мы – одно целое.

Символы, символы, символы…

Символы входят в нашу жизнь так плотно, что мы их не всегда замечаем. Маркеры «свой-чужой»: крест на груди – перед тобой христианин, «георгиевская ленточка» – ватник, кулон «тризуб» – доверчивый пользователь «Фейсбука»…

За символы умирают и убивают. Человек – существо нерациональное в этом отношении (равно как и во многих других). Нам было бы сложно объяснить каким-нибудь безэмоциональным инопланетянам, почему солдаты идут под пули только ради того, чтобы повесить свой флаг на высоте, или почему во время наполеоновских войн сотни людей гибли из-за желания отбить у французов «полкового орла» – или наоборот, защитить его. Честь – чувство иррациональное.

Мы поговорим о государственных символах Украины. Их не так много, но они составляют цельную, понятную, многовековую систему – что само по себе странно для нашей хаотичной нации.

Первый по возрасту символ Украины – её малый герб, трезубец Владимира Великого. Трезубец был его личной печатью, чем-то вроде подписи и герба одновременно. Зубчатые гербы были у его отца Святослава (двузубец) и у его потомков – причём каждый старался добавить в изображение какие-то свои элементы, чтобы отличаться от предков.

Трезубец отметился в истории и занырнул в бездну на девять веков. Мы его запомнили и временно забыли.

Парой-тройкой столетий позже появляется «русский лев», который станет символом Западной Украины (да, Русь в те времена находилась именно там). Застывший во времени золотой лев взбирается на скалу – на фоне синего неба. О льве тоже можно забыть на время – тем более что на арену истории выходят новые персонажи: запорожские козаки.

У них – свои символы: полумесяц, шестиконечная звезда, особый крест и герб – «лицар із самопалом». Полумесяц и шестиконечная звезда сейчас в украинской геральдике не используются по понятной причине: первый стал признанным символом мусульманства, второй – еврейской нации. А вот на кресте и «лицаре» остановимся подробнее.

«Лицар» – это изображение стоящего вполоборота козака с мушкетом («самопалом») на плече. Сначала этот символ использовался в основном на печатях, потом перекочевал на знамёна и потом – с уничтожением Запорожской Сечи – тоже нырнул в бездны истории, присоединившись к трезубцу. Забываем о нём на время.

Козацкий крест – разновидность греческого (равностороннего) креста, crux quadrata. Но в этом конкретном виде украинский крест практически не встречается других культурах: расширяющиеся в стороны концы, не сходящиеся в центре, стали узнаваемым символом козаков, мелькающим на флагах и хоругвях. Запомнили? Забывайте.

А теперь переносимся в середину девятнадцатого века. И начинаем вспоминать.

1848 год. «Весна народов» в Австро-Венгерской империи, куда входит и Львов с Западной Украиной. Из тьмы выныривает ярко-золотой восстающий лев на синем поле – он становится гербом революционной украинской нации. Но нужен и флаг. Лев жёлтый, поле синее – вариантов не особо много. И флагом, поднимавшимся на украинских выступлениях, становится сине-жёлтый (или жёлто-синий – были варианты, ага). После подавления восстаний следующий всплеск произошёл уже в начале ХХ века – и события эти приобрели необратимый характер для украинской нации. Как лавина, извлекающая старые камни и подбрасывающая их в воздух.

1914 год. Начало Первой мировой войны. Всё в той же Австро-Венгрии формируется украинское подразделение – Сечевые стрельцы. Часть герба дивизии – всё тот же сине-жёлтый щит с восстающим львом. 1917 – начало революции в Российской империи, провозглашение Центральной Рады, потом – независимости Украинской Народной Республики, УНР. Нации нужны символы. Государству нужны символы. И они уже есть – в глубинах истории.

С Запада приходит флаг – сине-жёлтый. Он становится неизменным флагом украинской нации – с тех пор и навсегда. УНР меняет Украинская держава, потом опять УНР, потом долгое время красно-синей советской тряпки – и с конца восьмидесятых опять сине-жёлтые цвета полотен символизируют нашу нацию. Оттуда же, с Запада, приходит из девятнадцатого века и песня «Ще не вмерла України», которая станет официальным гимном независимой страны (увы, без куплета про «москалей поганых»).

С Запада приходит флаг – сине-жёлтый. Он становится неизменным флагом украинской нации – с тех пор и навсегда.

Из Центра, из Киева, приходит «тризуб», трезубец Владимира, чтобы стать гербом сначала УНР, потом и ЗУНР, а потом и независимой Украины.

С Востока, из козацких степей приходит козацкий крест и фигура козака с мушкетом. Козак покрасуется на гербе гетьманской Украинской державы в 1918 году, потом пропадёт, а потом объявится уже при независимости на символах мест, бывших ранее Диким полем: на гербах Запорожской и Днепропетровской областей, города Черкассы, других городков, построенных на месте козацкой вольницы. Козацкий крест уже при независимой Украине возвращает себе первоначальное значение – символа людей, защищающих страну – и попадает на шевроны армейских подразделений, СБУ, ВВС и МЧС, а позже и Национальной Гвардии.

Отныне и навсегда сине-желтый флаг и трезубец – символы украинской нации. С ними мы ассоциируемся в мире. С ними мы живём – и уже их не стереть из памяти, пока жив хоть один украинец. Из нашей истории идут они, как корни дерева – и пока зеленеет хоть одна ветка, будут и они, эти символы. За вытатуированный трезубец наши враги отрезают руки. За сине-жёлтые флаги садят, пытают и расстреливают. Наши враги понимают наши символы и боятся их. Они и мы – одно целое.

Осталось только одно незавершённое дело: Большой Герб. Он прописан в Конституции страны, но пока не существует в природе. Трезубец – это малый герб. В большой должны войти и он – по центру, на щите – и козак с мушкетом как символ Востока, и восставший золотой лев как символ Запада. Они будут поддерживать щит справа и слева. Запад, Центр, Восток. Стройная система. Понятная история.

Юрий Гудыменко

Проект Большого герба Украины художника Александра Ивахненко, 1996 год 

 

Поделиться:
Загрузка...