Николай Азаров: «От правительства осталась одна вывеска»

12

 Премьера от одного только упоминания о Николае Азарове начинает колотить. И, надо заметить, повод для волнения у Тимошенко есть: Николай Янович больше всего на свете ненавидит популизм и пустые обещания. Можно сказать, что он является экономическим антиподом Юлии Владимировны.
Николай Янович, скажите честно: когда будет дефолт?

— Давайте по-другому: дефолта может не быть никогда. Многие проблемы, с которыми сегодня сталкивается государство, в том числе и дефолта, могут быть успешно решены. Но при одном условии: если появится власть, пользующаяся доверием людей. К сожалению, в настоящее время население не доверяет ни Национальному банку, ни правительству, ни парламенту, ни Президенту, ни судебной системе. Поэтому главная задача — восстановить доверие к политике, проводимой Нацбанком и Кабинетом министров.

Прежде всего, правительство должно действовать внятно и реалистично. Однако работа кабинета Юлии Тимошенко направлена лишь на подготовку к предстоящим президентским выборам. Еще никому не известно, когда они будут: может быть, через год, 17 января 2010-го. Или же они пройдут досрочно. Тем не менее все высказывания и действия премьера предпринимаются в контексте предстоящей президентской кампании. Это серьезно дезорганизует работу всех институтов власти, а также НБУ. Ведь чтобы проводить свою денежную политику, Национальный банк должен четко знать, какие расходы у государства. Он же их обслуживает! Однако регулятор не получает внятных сигналов от правительства.

Самый важный и внятный сигнал — это бюджет. Он разрабатывается правительством, утверждается парламентом, подписывается Президентом и дает четкие экономические ориентиры. Итоги января и февраля свидетельствуют о том, что бюджет-2009 нереален и не будет выполнен. Непонятно, за счет чего Кабмин собирается финансировать бюджетный дефицит. Соответственно, Нацбанк не может определиться со своей политикой. А его делают крайним. Но главным виновником нестабильности является не НБУ, а Кабинет министров. И снова проблема доверия является ключевой. Почему обеспокоены вкладчики? Не верят банковской системе. А правительство и Национальный банк должны гарантировать возврат вкладов населения. Если человек положил деньги в банк, то он должен знать, что может их вернуть не только по истечении договорного срока, но и в любой момент. Как только наши граждане будут в этом уверены, вопрос восстановления доверия к банковской и финансовой системе будет постепенно решаться.

Следующий, тоже очень важный вопрос — компенсация населению тех убытков, которые возникли в результате девальвации национальной валюты. На мой взгляд, риски и ответственность должны быть разделены между банком, государством и вкладчиками. Думать о том, что вкладчик не должен ни за что отвечать, — это ошибка.

Почему?

— Вкладывая деньги в коммерческое учреждение, ты рискуешь. Идешь на коммерческий риск ради того, чтобы получить доход в виде процентов. Поэтому необходимо нести ответственность за возможные риски. При этом риски для гражданина не должны быть большими, чем риски банка. В данной ситуации потери вкладчиков должны на две трети компенсироваться банковской системой и государством. Вместе с тем следует подчеркнуть, что определенной категории вкладчиков — наиболее уязвимым, обездоленным людям — убытки должны быть компенсированы полностью. Нельзя одинаково относиться к человеку, потерявшему работу, и к вкладчику, имеющему надежные источники доходов. Вот именно в этом и заключается смысл проекта закона, над которым мы сегодня работаем. Он является составной частью большого антикризисного пакета, который на фоне бездеятельности и растерянности власти готовит оппозиция.

Но ведь Верховная Рада уже приняла антикризисные законы, которые лишь ухудшили ситуацию. Достаточно вспомнить увеличение ставок транспортного сбора, что привело к массовым акциям протеста автомобилистов. Вы предлагаете принять еще один антикризисный пакет?

— Знаете, после просмотра наших телепередач может сложиться впечатление, что, к примеру, во всем виноват парламент. Вот вы упомянули о транспортном сборе. Соответствующий закон разработало правительство, а голосовали за него те политические силы, которые сформировали в Раде так называемую коалицию. Политическая ответственность должна быть персонифицированной. Вот пусть они и отвечают! И подобных примеров я могу привести много. К сожалению, качество решений, принимаемых парламентской коалицией и Кабмином, не выдерживает никакой критики.

То, как развивается ситуация в стране, свидетельствует, что у нас нет правительства. Есть люди, изображающие премьера, министров, руководителей ведомств, но нет продуманной экономической и финансовой политики. Отчасти Тимошенко это подтвердила, заявив сгоряча, что глава Минфина — слабак. Кстати, удивительно, что она его столько времени терпела. А потом вдруг выяснилось, что он оказался слабаком. Почему? Да потому, что он стал озвучивать факты, очевидные для любого специалиста. Они неприятны, но следует их анализировать и принимать решения.

В самый критический период истории Украины оказалось, что в стране нет правительства и патриотически настроенного парламентского большинства. Патриотического — это значит принимающего решения в интересах государства и граждан. Напротив, слышны призывы затянуть пояса. А почему простые люди должны затягивать пояса? Они что, виноваты? Отвечают за эту бездарную политику? Они виноваты лишь в том, что поверили предвыборной болтологии. Другими словами, их в очередной раз обманули. И призывают экономить, поскольку вдруг выяснилось, что в государстве нет ресурсов, с помощью которых можно компенсировать сложившуюся ситуацию. На самом же деле ресурсы есть. Например, сегодня мы производим столько же металла (наша основная экспортная позиция), сколько и четыре года назад. Но в то время не было такого кризиса! Поэтому надо так использовать имеющиеся ресурсы, чтобы простые люди не несли на себе основного бремени кризиса.

Премьер считает, что надо, наоборот, набрать побольше кредитов. У МВФ, России, Евросоюза. Почему?

— Интересно, что о кредитах сегодня говорят те, кто в свое время жестко нас критиковал за внешние займы. Правительство Виктора Януковича действительно регулярно занимало средства на внешних рынках. Причем нам давали деньги под очень низкие проценты, примерно 6—7% годовых. Но на что мы тратили эти средства? Прежде всего — на замещение более ранних и дорогих займов. Другими словами, мы не отвлекали внутренние ресурсы на платежи по внешним обязательствам.

Сегодня же наш кредитный рейтинг — один из худших в мире. Если не самый худший. Все наши кредиторы знают, что Украина находится в состоянии, близком к дефолту. Поэтому если будут давать кредиты, то на кабальных условиях. Но главное не это. У нас есть все возможности справиться с кризисом собственными силами, опираясь на внутренние ресурсы и наводя элементарный порядок в стране. Главное, чтобы была грамотная власть, чтобы люди ей доверяли. Ведь важен не какой угодно выход из кризиса, а модернизация экономики страны.

Масштабы задач, стоящих перед властью, уже намного превосходят потенциал существующих партий. Размышляя над этим, невольно приходишь к выводу, что нынешняя политическая структура, основу которой составляет несколько партийных организаций, не способна самостоятельно обеспечить выход из системного кризиса. Это раз. И самое главное — она не в состоянии реализовать план проведения серьезных преобразований в государстве, обеспечивающий движение вперед.

Другими словами, актуализируются вопросы, связанные с объединительными процессами. Причем не столько в среде политических сил, сколько в формате общественно-политических движений. Проблемы, которые сегодня приходится решать Украине, должны всколыхнуть народные массы. Всех, кому небезразлична судьба страны. На данном этапе необходимо отложить в сторону идеологические расхождения. Если ты тонешь в водовороте, то не станешь думать о том, кто тебе протягивает руку помощи. Я имею в виду формирование широкого созидательного общественного движения.

В данном формате сегодня пытаются работать многие политики. Например, "Гражданская позиция" Анатолия Гриценко, "Фронт перемен" Арсения Яценюка. Вы верите в то, что подобные общественные движения имеют будущее?

— Значит, подобные идеи уже витают в воздухе и я не оригинален в своих предположениях. Но хочу подчеркнуть: если эти общественные движения будут инициироваться сверху, то никакого определяющего значения для развития страны они иметь не будут. Масштабные изменения способно совершить только движение, родившееся снизу. Сначала оно будет стихийным, затем начнет действовать в союзе с серьезной политической партией. Или несколькими партиями. Ведь существуют два основных варианта развития событий: либо эволюция, либо революция. Как раз союз с парламентской партией дает возможность развиваться эволюционно. А стихийное движение — это всегда революция. Согласны мы на революцию? Нас уже толкали на это в 2004 году. Все знают, что в итоге получилось. Поэтому логика должна быть следующей: сначала широкое общественное движение снизу, затем тесный союз с ответственными парламентскими политическими силами. И только в таком случае партии, опираясь на широкую народную поддержку, способны провести глубинные реформы в стране.

Готова ли Партия регионов возглавить некое широкое общественное движение, чтобы затем провести масштабные изменения?

— Я пока излагаю свои личные выводы, которые сделал, анализируя ситуацию в стране. Хочу еще раз подчеркнуть: если мы сами станем инициировать создание подобного движения, то вряд ли из этого что-то получится. В Партии регионов работают грамотные специалисты, есть единая команда. Но она не может взять власть в свои руки, поскольку нет большинства в Верховной Раде. Так что же ей — на баррикады идти? Профсоюзы занимают пассивную позицию, не подталкивают правительство к принятию необходимых антикризисных решений. В результате абсолютное большинство населения страны не знает, каков же выход из ситуации. Последние социологические опросы свидетельствуют о том, что у 90% людей нет уверенности в том, что страна движется в правильном направлении. Следовательно, негативные процессы, идущие сегодня в экономике, будут лишь усугубляться. Тем более что от правительства осталась одна вывеска. Ведь понятие "править" означает не просто подписывать решения, но и добиваться их исполнения, постоянно корректировать процесс. Кабинет Тимошенко издает массу документов: меморандумы, протоколы, договоры, которые не выполняются. А если правительство существует только для написания бумаг, то оно и называется по-другому — секретариат, канцелярия.

Особо подчеркну: в стране сложилась абсолютно ненормальная ситуация. Низы не хотят, а верхи явно не могут. Как ни крути, но это именно так. Я все больше убеждаюсь в том, что наступило время мощных общественных движений. И задача партии заключается в том, чтобы поддержать нормально ориентированное движение. Вот Партия регионов дала правительству на улучшение ситуации 100 дней, которые истекают через пару недель. Что мы будем делать дальше? Звать народ на протест против существующего режима? Наверное, да.

Получается, что оппозиция не может выполнить свою прямую функцию без широкой общественной поддержки?

— Давайте разбираться. У нас вроде бы Президент и правительство представляют одну команду. Вдруг выясняется, что глава государства находится в оппозиции к Кабинету министров, а правительство — в оппозиции к Президенту. В свою очередь Коммунистическая партия пребывает в оппозиции лишь по отношению к главе государства. Она собирается отправить Виктора Ющенко в Америку, а по поводу Юлии Тимошенко помалкивает. Таким образом, роль чистой оппозиции играет лишь Партия регионов, которая оппонирует и Президенту, и правительству.

Если мы, предположим, объединимся с властью в некую широкую коалицию, то оппозиции вообще не останется. Получается, что свыше 90% людей, недовольных развитием экономической ситуации в стране, лишатся своего представительства, ведь оппозиция должна представлять их мнение. Мы что, таким образом дадим этим недовольным право на восстание? Возникает очень серьезный вопрос.

Вот вы говорите, что от правительства осталась лишь одна вывеска. Тем не менее Юлия Тимошенко собирается проводить кадровые изменения в составе Кабмина. Зачем? Она обновляет свою команду в преддверии президентских выборов?

— Возможны различные гипотезы. Но проанализируйте, что лежит в основе деятельности Кабинета министров? Непрерывное продуцирование различных информационных поводов, чтобы обеспечить премьеру возможность мелькать на телеэкранах и зомбировать людей. Кадровые изменения в правительстве — это очередной информационный повод, не более того. Я также не исключаю, что премьер пытается сформировать команду под предстоящие президентские выборы. Однако не может быть и речи о серьезном усилении этой команды. Ведь оно может быть достигнуто лишь за счет повышения доверия к правительству. Но разве приход новых людей повысит доверие народа к Кабмину? Не думаю. Даст возможность премьеру решать какие-то вопросы в Верховной Раде? Нет. Поэтому в данном случае речь идет об очередном информповоде. С этой точки зрения у нас, конечно, уникальное правительство. Оно постоянно продуцирует информационные поводы, создает себе врагов, с которыми беспощадно борется. Например, в октябре прошлого года мы наблюдали кампанию за принятие так называемого антикризисного пакета законов. Нам рассказывали, что если их не принять, то все рухнет. Но правительство так активно идет по пути разрушения, что мы уже и не помним, принимали эти антикризисные законы или не принимали… Правда, МВФ дал нам денег. Это приятно. Но непонятно, на что они были потрачены. На этот вопрос никто не может дать ответ.

Следующий крупный информационный повод — принятие бюджета на 2009 год. Как нас только не пугали. Говорили, что если 29 декабря Рада не примет бюджет, страна развалится на части. В результате тоже непонятно: есть у нас бюджет или нет? Второго транша кредита МВФ мы не получили. Это значит, что Международный валютный фонд считает: бюджета у нас нет и управление финансовыми потоками происходит в ручном режиме. Затем появился новый информповод: сделали главу НБУ врагом народа и две недели колыхали всю страну, пытаясь его сместить. В результате в январе окончательно обвалили ситуацию на валютных рынках.

Вот что характерно: все, что они обещают, оборачивается противоположным результатом. Так яростно боролись с ростом цен, что цены на все, в первую очередь на продукты питания, бензин, лекарства, выросли в 2 раза. Обещали возврат вкладов в Сбербанке СССР, а сегодня население не может получить вообще все сбережения. Обещали "украинский прорыв", а прорвались в такое место, что называть неприлично. Помните, у царя Мидаса все, к чему он прикасался, обращалось в золото. А у этих…

Для них самое главное — держать людей в напряжении, постоянно обращаться к ним, создавать впечатление, что кроме этих незабвенных фигур никто не в состоянии навести порядок в стране.

Ситуация в Украине напоминает неуправляемый хаос. Тем не менее Юлия Тимошенко стремится стать президентом. На что она рассчитывает?

— Скорее всего, она надеется на то, что во второй половине года экономическая ситуация в стране все-таки стабилизируется. Восстановится спрос на наши традиционные экспортные товары. Это небольшое оживление можно будет представить как результат "титанических усилий правительства". Затем немножко повысить заработную плату, подзанять денег и бросить их в топку избирательной кампании. Если ничего этого не случится — значит, опять начнется заезженная тема: мешали, не давали. Чтобы надеяться на благоприятное развитие событий, надо быть сверхоптимистом.

Есть два основных источника добывания денег — внешние займы и приватизация. Со внешними займами все более-менее ясно: они будут предоставляться на кабальных условиях. А что с приватизацией?

— Предположим, вы в докризисные времена купили квартиру, чтобы затем ее выгодно продать. Вы сейчас станете выставлять ее на продажу? Нет. Точно так же и с приватизацией. Если мы продадим Одесский припортовый завод по цене, которая в десять раз ниже, чем, допустим, два года назад, то каждый из нас потеряет. Не мифическое правительство, а мы с вами! Поэтому ни один хороший хозяин в такое время ничего не продает. Вот и замерли рынок недвижимости, фондовый рынок. Почему сегодня западные правительства проводят не приватизацию, а национализацию? Да потому что в настоящее время можно дешево приобрести активы, чтобы через какое-то время их дорого продать. Разумная позиция. А какими соображениями руководствуется нынешнее так называемое правительство? Только предвыборными. Других у него просто нет.

Представители Кабмина считают, что реальный курс доллара — примерно 6,5 грн. за $1. Однако гривня стремительно дешевеет и скоро преодолеет психологический барьер — 10 грн. за $1. Что будет дальше?

— Прежде всего, хочу отметить, что в правительстве нет специалистов, которые могли бы давать оценки, заслуживающие доверия. Можно что угодно говорить, но курс сегодня обусловлен экономической политикой Кабмина. Если экономика находится на подъеме, то это дает очень серьезные основания для укрепления национальной валюты. Второе условие — позитивный торговый баланс страны. То есть должен быть позитивный приток валюты, к которой привязана гривня. И наконец, у населения должно быть доверие к тому экономическому курсу, который проводит правительство. Если хоть одно из этих условий не выполняется, а у нас не выполняются все три, то какие есть основания для укрепления гривни?

Да, пусть достаточно хаотично, однако у нас снизилось отрицательное торговое сальдо. Тем не менее в январе оно составило почти $800 млн. Если мы ничего не сделаем для его уменьшения, то к концу года отрицательное сальдо составит $10 млрд. Значит, валютные резервы Украины автоматически уменьшатся на десять миллиардов долларов. Если не будет восстановлено доверие к банковской системе, то люди будут продолжать забирать депозиты в гривне. И что они станут с ними делать? Естественно, переводить в доллары. Следовательно, опять будет существовать громадное давление на гривню, что вынудит НБУ выбрасывать на рынок свои валютные резервы. А они катастрофически снижаются. В формате действующего правительства и коалиции я не вижу возможностей для решения проблемы стабилизации гривни.

Беседовали Владимир Скачко, Александр Юрчук

Поделиться:
Загрузка...