Ученые: невесомость угрожает мозгу астронавтов

Астронавтам, в течение долгого времени пребывающим в состоянии невесомости, угрожает нарушение функций головного мозга, свидетельствуют новые данные американских ученых.

Русские космонавты Олег Кононенко и Антон Шкаплеров в ходе выхода в открытый космос 16 февраля 2012 Фото theepochtimes.com

Результаты магнитно-резонансной томографии, полученные в ходе исследования 27 астронавтов, свидетельствуют, что у них начинают развиваться аномалии, сходные по типу с симптомами повышенного внутричерепного давления.

Медики опасаются, что в связи с этим у космонавтов могут возникнуть проблемы со зрением.

Результаты исследования публикуются в журнале Journal of Radiology.

Группу исследователей возглавлял Ларри Крамер, профессор диагностической томографии на факультете медицины в университете штата Техас.

Его сотрудники исследовали астронавтов, срок пребывания которых в условиях невесомости превышал 30 суток.

В ходе исследования врачи обнаружили у девяти человек свидетельства расширения объема спинно-мозговой жидкости в пространстве, примыкающем к оптическому нерву.

Кроме того, у шестерых комонавтов было выявлено уплощение задней части глазного яблока, у четверых — выпячивание оптического нерва и изменения в гипофизе и его соединении с мозгом еще у троих человек.

Как известно, гипофиз выделяет и хранит гормоны, которые выполняют ряд важных функций в организме.

Опасности в космосе

Уже давно известно, что длительное пребывание в условиях невесомости может приводить к уменьшению плотности костной ткани и мускульной атрофии. Опасность представляет также ультрафиолетовое излучение Солнца.

Именно по этим причинам срок пребывания на борту Международной космической станции ограничен полугодом. Если пилотируемый полет к Марсу когда-либо состоится, он займет более года в лучшем случае.

Медики НАСА подтвердили, что они изучают новые данные о воздействии невесомости на человеческий организм, но пока что указывают на незначительные масштабы наблюдаемых патологий.

Уильям Тарвер, глава группы полетной медицины в Космическом центре НАСА имени Джонсона, заявил, что эти результаты вызывают интерес, однако они не приводят к выводам о возникновении у астронавтов симптомов повышенного внутричерепного давления.

"НАСА включило эти данные в свой список рисков, которым подвергается здоровье человека при невесомости, приступило к развернутой программе по изучению их механизма и воздействия, и будет и далее внимательно отслеживать ситуацию", — заявил он.

Фото federalspace.ru(для увеличения кликнуть по изображению)