Вооруженные силы Украины сейчас находятся в очень сложном состоянии и нуждаются в кардинальном обновлении.
Фото: JAS-39 «Грипен» в расцветке ВС Украины
Очевидно, что Украине в ближайшем будущем предстоит обновить свой авиапарк. Понятно, что поставки самолетов должны идти через международные тендеры, тем не менее, очевидно и то, что самолет должен быть максимально многофункциональным для снижения эксплуатационных издержек и недорогим. Иметь несколько типов самолетов для Украины — непозволительная роскошь.
По этой причине руководство страны и военного ведомства вернулись к идеи принятия на вооружение шведского истребителя JAS-39 «Грипен».
В 2005 году Петр Порошенко, тогда занимавший должность Секретаря Совета нацбезопасности и обороны, уже анонсировал договореность с Швецией о возможном лицензионном выпуске JAS-39 на Львовском авиаремонтном заводе. Тогда были проведенны вполне кокретные коснультации о результатах которых сообщил исполняющий обязанности министра обороны Украины Валерий Иващенко. Он сообщил, что «о плодотворной работе с партнерами из других стран» по возможному размещению сборочного лицензионного производства в Украине многофункционального современного боевого самолета. Иностранным партнером может стать шведская компания. Но в связи со сменой власти в стране данный проект был вначале заморожен и после отменен в виду неподьемной нагрузки для скудного военного бюджета Украины.
Теперь уже в качестве президента страны Петр Порошенко вернулся к идеи приобретения для национальных Воздушных Сил шведских истребителей. Рассматривается два варианта сотрудничества в виде лицензионного производства и бюджетный вариант в виде аренды 21 истребителя из состава ВВС Швеции.
«Грифон» является основным истребителем ВВС Швеции, его эксплуатируют, в частности Венгрия, а также Чехия. Обе страны «арендовали» по 14 «Грифонов» у Шведских воздушных сил, с условием выкупить машины, когда на то будут средства. «Грифоны» также закупают Воздушные силы Таиланда и Южно-Африканской Республики.
JAS-39 «Грипен» в классификации боевых летательных машин отмеченный как многоцелевой истребитель поколения 4+. Это переходное звено от истребителей 4-го поколений, которыми сегодня вооруженные большинство стран, в том числе и Украина, к универсальным ударным истребителям 5-го поколений, разработки которых ведут в настоящее время лишь США и Россия. Для боевой авиации 4-го поколения было характерное «разделение труда»: так МИГ-29 является легким фронтовым истребителем, а Су-27 — тяжелый истербитель-пперехватчик, отдельно есть еще фронтовой бомбардировщик Су-24. Эксплуатировать, поддерживать в надлежащем состоянии и обновлять такое многообразие — дорого и неудобно, поэтому самолеты 5-го поколения, а также поколений 4+ и 4++ проектируются как универсальные: они предназначены как для завоевания преимущества в воздушных боях, так и для поддержки сухопутных сил, бомбардировки объектов у тыла противника, разведки и тому подобное. В то же время количество самолетов, которые нужно удерживать, — более малое, а запчасти — унифицированные.
В таких условиях именно Saab JAS 39 "Грипен" может стать одним из главных претендентов. Так как Швеция не входит в НАТО и может рассчитывать только на себя, она имеет достаточно большой авиапарк, но при этом Швеция страна небольшая и, соответственно, средства у нее ограниченные. Именно поэтому при разработке Saab JAS 39 шведские конструкторы получили задание разработать максимально многофункциональный самолет, который можно эксплуатировать с минимальными издержками. И шведам сделать такой самолет удалось. "Грипен" может использоваться в качестве истребителя, перехватчика, разведчика и ударного самолета.
Он самый дешевый из западных конкурентов (даже в своей новейшей модификации NG), удобный и простой в обслуживании, обладает высоким ресурсом, может действовать с плохо подготовленных аэродромов. В восточной Европе Чехия и Венгрия выбрали именно "Грипен" для своих ВВС. Да, на западе есть истребители примерно такого класса несколько превосходящие "Грипен", но они существенно дороже (иногда в 2-3 раза).
Делегация шведских военных экспертов прибыла в Украину. В ходе переговоров заместитель гендиректора "Укроборонпрома" сделал акцент на том, что сотрудничество концерна с Россией остановлено. Военно-техническое сотрудничество Украины и Швеции выразится в создании совместного производства и в приобретении украинской стороной новейших технологий, ukroboronprom.com.ua
И в дополнение к этой информации стало известно, что На территории Украины будет организованно совместное украинско-шведское военное производство, передает Зеркало недели со ссылкой на сообщение пресс-службы концерна "Укроборонпром".
"Делегация шведских военных экспертов прибыла на Украину, чтобы встретиться с руководством "Укроборонпрома". Пер Вестерлунд, Юан Норберг и Томас Мальмльоф — уполномоченные представители Научно-исследовательского института обороны Швеции заявили о готовности активно развивать партнерские отношения с украинскими оружейниками и уже сейчас договорились о главных аспектах сотрудничества", — цитирует издание это сообщение.
P.S. Сентябрь 26, 2009
Достаточно беглого взгляда на любой современный военный конфликт, чтобы убедиться — побеждает тот, кто имеет преимущество в воздухе.
Пока мировые супердержави вкладывают миллиарды долларов в разработку универсальных самолетов, истребителей-бомбардировщиков будущего, украинский парк советских МИГ-29 и Су-27 стареет физически и морально, время ставит украинским Воздушным силам ультиматум: или делать что-то (модернизировать самолеты, которые есть, покупать чужие, строить свои), или украинские соколы превратятся в воробьев в сравнении с техникой соседей.
Придумано на чужбине — сделано в Украине
Даже сама разработка собственного боевого истребителя последнего поколения — дело непристойно ценное, вместо этого Украина имеет огромный потенциал в виде десятков заводов из ремонта истребителей, производства отдельных деталей и агрегатов. Выход напрашивается сам: избрать среди мировых лидеров самую оптимальную за соотношением «цена-качество» модель истребителя для своего войска, купить лиценцию на производство и дать возможность собственным авиастроителям заработать, а Вооруженным силам — быть на гребне быстротекущей «гонки вооружений».
Временно исполняющий обязанности министра обороны Украины Валерий Иващенко сообщил, что Минобороны рассматривает возможность размещения сборочного лицензионного производства в Украине многофункционального современного боевого самолета на базе Львовского авиаремонтного завода (ЛАРЗ). «Мы рассчитываем, что именно на этом заводе, на ваших производственных мощностях можно будет создать именно такое производство», — сказал Иващенко. Он сообщил «о плодотворной работе с партнерами из других стран» и намекнул, что партнерами может стать шведская компания.
«Грифон» в кармане
Большинство экспертов сходятся в мнении, что у «месиджи» господина Иващенко речь идет именно о многоцелевом истребителе JAS-39 Gripen («Грифон») шведской компании СААБ. Кроме самой Швеции, где «Грифон» является основным истребителем ВПС, его эксплуатируют, в частности, наш сосед Венгрия, а также Чехия. Обе страны «арендовали» по 14 «Грифонов» у Шведских воздушных сил, с условием выкупить машины, когда на то будут средства. «Грифоны» также закупают Воздушные силы Таиланда и Южно-Африканской Республики.
JAS-39 «Грипен» в классификации боевых летательных машин отмеченный как многоцелевой истребитель поколения 4+. Это переходное звено от истребителей 4-го поколений, которыми сегодня вооруженные большинство стран, в том числе и Украина, к универсальным ударным истребителям 5-го поколений, разработки которых ведут в настоящее время лишь США, которые уже имеют первые образцы, та Россия, которая значительно отстает. Для боевой авиации 4-го поколения было характерное «разделение труда»: так МИГ-29 является легким фронтовым истребителем, а Су-27 — тяжелый винищувач-перехоплювач, отдельно есть еще фронтовой бомбардировщик Су-24. Эксплуатировать, поддерживать в надлежащем состоянии и обновлять такое многообразие — дорого и неудобно, поэтому самолеты 5-го поколения, а также поколений 4+ и 4++ проектируются как универсальные: они предназначены как для завоевания преимущества в воздушных боях, так и для поддержки сухопутных сил, бомбардировки объектов у тыла противника, разведки и тому подобное. В то же время количество самолетов, которые нужно удерживать, — более малая, а запчасти — унифицированные.
«Грифон» имеет «наклон» к своего рода «партизанской войне» в условиях, когда силы противника преобладают. Характерная особенность самолета — способность садиться на шоссе и дороги. Долгое время Швеция готовилась противодействовать массовому вторжению на свою территорию советских войск, и «Грифон» спроектирован с учетом этой специфики. Вся территория Швеции усеяна сетью небольших замаскированных военных составов. В условиях, когда враг захватил практически всю территорию, «Грифон» приземляется на дорогу возле любого пункта снабжения, или наземная мобильная команда из пяты людей из грузовика заправляет самолет горючим и перезаряжает его на протяжении десяти минут, после чего «Грифон» может немедленно подняться в воздух и продлить борьбу. Не нужно много думать, чтобы понять, почему такая тактика актуальна и для нашего войска учитывая потенциальные военные угрозы Украине».
Мечты разбиваются. О финансы
Все это, конечно, станет возможным лишь при четкой политической воле украинского правительства финансировать перевооружение войска. Над шведским предложением лицензионного производства «Грифонов» сейчас думает Бразилия, цена вопроса — до 1,8 миллиардов долларов. Способна ли украинская казна на такие расходы на оборону — большой вопрос, слишком же ввиду того, что неуверенным выглядит даже будущее более дешевых проектов, как проектирование и закладка первого корабля-«корвета» для ВМС или закупка отечественных танков «Оплот» для Сухопутных сил. «Потому важно, чтобы темпы экономической работы не терялись, а развивались», — сказал Валерий Иващенко.
Если достигнут договоренности, то в ближайшие 5-10 лет нужно будет достраивать на ремонтном заводе оборудование для производства. ЛАРЗ уже имеет подобный опыт. Завод успешно освоил модернизацию истребителей МИГ-29 и сейчас получает ежегодные заказы от стран, которые имеют его на вооружении. Оборудование завода по западным стандартам еще более усилило бы его конкурентоспособность на международном рынке авиаремонта.
aviamotor.com.ua