Про це заявив міністр оборони України Степан Полторак на зустрічі з генсеком НАТО Єнсом Столтенбергом, передає прес-служба відомства.
«Майбутні навчання «Захід-2017″, які планує провести Російська Федерація, є надзвичайно потужними. Вони можуть бути використані, щоб почати агресію не тільки проти України, а й проти будь-якої країни Європи, яка має спільний кордон з Росією. Генеральний секретар НАТО розповів про те, які загрози вони бачать, і повідомив, що угруповання альянсу в Східній Європі буде посилено. Зі свого боку ми також адекватно реагуємо на проведення навчань», — заявив Полторак.
За його словами, передбачено величезне перекидання військ. Тільки для перекидання особового складу замовлено 4 тисячі вагонів. Це дуже велике угруповання і проведення таких навчань на кордоні з Україною є загрозою.
P.S. Зачем Путин перебрасывает войска в Беларусь
В 2017 году Вооруженные силы России намерены резко увеличить объемы перевозок железнодорожным транспортом в Беларусь.
Так, по сравнению с 2015 годом, объемы перевозок увеличатся в 33 раза, а по сравнению с 2016 годом — в 83 раза. Всего в 2017 году из России в Беларусь должны прибыть до 4162 вагонов с грузами военного назначения.
По мнению экспертов, такие масштабные перемещения могут свидетельствовать о планах российской стороны перебросить на территорию Беларуси значительную часть личного состава недавно воссозданной 1-й Гвардейской танковой армии Западного военного округа и развернуть там крупную воинскую группировку. Она может быть использована как для вторжения в Украину, так и для соединения с военной группировкой ВС РФ в Калининградской области и создания так называемого «прибалтийского котла».
Кроме того, появление таких сил на территории Беларуси означает установление полного военно-политического контроля над Минском, который пытается проводить «многовекторную» политику в украинско-российском конфликте.
О готовящейся в 2017 году масштабной переброске войск из России в Беларусь можно сделать вывод, изучив документацию конкурсных торгов по выполнению воинских грузовых перевозок в прямом международном железнодорожном сообщении для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Согласно ниже приведенной таблице, в следующем году также запланировано заметное увеличение количества вагонов с грузами военного назначения Вооруженных сил России в сторону Приднестровья.
В непризнанную Приднестровскую молдавскую республику железнодорожное сообщение из России идет через Украину. Состояние необъявленной войны между государствами логистике не мешает. Все прошлые годы россияне пользовались уловкой: перевозки осуществляла «дочка» одного из крупнейших грузовых железнодорожных перевозчиков России – зарегистрированное в Киеве ООО «Первая грузовая компания в Украине». Да и объемы перевозок составляли всего 20-30 вагонов. А вот в следующем году планируется переправить уже 131 вагон.
За все железнодорожные перевозки вне территории своего государства Минобороны России запланировало выделить свыше $20 млн.
Масштабы переброски воинских грузов действительно впечатляют. Ряд экспертов в Беларуси связывают это с проведением совместных стратегических командно-штабных учений «Запад-2017», которые должны пройти в Беларуси и в западных регионах России в сентябре следующего года.
Последний раз на территории двух государств такие учения проводились осенью 2013-го. А через два года Главное управление разведки Минобороны Украины обнародовало сравнительный анализ, из которого было видно, что и параметры учений «Запад-2013», и оперативное построение войск соответствовали реальным действиям российских подразделений в Донецкой и Луганской областях Украины весной 2014-го.
С привязкой такого объема грузовых воинских перевозок к масштабным двухсторонним учениям, в частности, согласен Денис Мельянцов, старший аналитик «Белорусского института стратегических исследований».
«Скорее всего, такая активность объясняется проведением в 2017 году очередных белорусско-российских масштабных учений «Запад-2017″, которые и потребуют переброски значительного числа военнослужащих и вооружений в Беларусь. Такие учения обычно проводятся раз в два года. Но в прошлом году основные действия разворачивались на российских полигонах, поэтому большие объемы грузоперевозок в Беларусь не требовались», – сказал он.
Однако проведение учений не предполагает такой масштабной логистики, которая предусмотрена в тендере Минобороны России на следующий год, считает коллега Мельянцова Арсений Сивицкий, директор белорусского «Центра стратегических и внешнеполитических исследований» и офицер запаса Вооруженных сил Беларуси.
«Версия об учениях не подтверждается при сравнении данных по железнодорожным перевозкам за 2013 год, когда в Беларуси проходили «Запад-2013″. От российской стороны в этих учениях у нас в республике принимали участие военнослужащие численностью чуть более половины отдельной мотострелковой бригады (приблизительно 2500 человек). Для их переброски российской стороне потребовалось 20 воинских эшелонов, что соответствует количеству в 200 вагонов. С учетом того, что в 2017 году Министерство обороны России собирается отправить в белорусском направлении в 20 раз больше вагонов, то это, скорее, свидетельствует о планах перебросить на территорию Беларуси большую часть недавно воссозданной 1-й Гвардейской танковой армии Западного военного округа, нежели просто поучаствовать в очередных совместных учениях. Также нужно учитывать, что определенное количество железнодорожных вагонов может проходить по секретной статье и не учитываться в тендере – это обычная практика при подготовке военных учений. Так что целесообразно умножить количество вагонов на коэффициент 1,5 для получения реального представления о масштабах переброски российских войск», – рассказал Сивицкий.
На этом фоне как не вспомнить забытую было в прошлом историю о «принуждении Лукашенко к открытию в Беларуси российской авиабазы». Осенью 2015-го власти Беларуси наотрез отказались размещать в республике российскую боевую авиацию. Хотя разговоры об этом шли уже третий год. Тем не менее в июне 2016 года представитель Минобороны Беларуси признал факт совместной командно-штабной тренировки по управлению авиацией и воинскими частями противовоздушной обороны, входящими в так называемую «Единую региональную систему противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации». В этой тренировке с белорусских военных аэродромов поднимались российские Су-27 и Су-34.
«И в прошлом, и сейчас вопрос российской авиабазы на территории Беларуси актуален, в первую очередь, для продолжения агрессивного внешнеполитического курса России. Белорусские власти всеми силами пытались дистанцироваться от конфликта в Украине, от активного участия на стороне России в новой «Холодной войне», однако их самостоятельность крайне ограничена. Лукашенко за годы своего правления сам поставил Беларусь в тотальную зависимость от России в экономическом и политическом планах. Следует ожидать новых требований и давления со стороны Кремля в сотрудничестве по военным вопросам, в том числе в вопросе развертывания российских вооружений и российских войск на территории Беларуси», – рассказал сопредседатель партии «Белорусская христианская демократия» Виталий Рымашевский.
Мельянцов также считает, что вопрос российской авиабазы еще не закрыт: «Пока он отложен ввиду отчаянного сопротивления белорусской стороны. Для Минска российская авиабаза крайне вредна, так как она демонстрирует несамостоятельность Беларуси, способствует ухудшению отношений с Украиной и росту напряженности с Западом. И это в то время, когда Минск пытается добиться признания себя как нейтральной площадки для переговоров и проводить многовекторную политику».
Однако в этой истории важна не столько сама авиабаза (объект если и будет открыт, то не в чистом поле, а на имеющейся инфраструктуре военного аэродрома, и несколько тысяч вагонов для нее не потребуется), сколько последствия переброски такого количества российских войск в Беларусь.
«Если такое количество вагонов не является случайной ошибкой, то можно говорить о косвенных свидетельствах того, что Кремль в 2017 году собирается предпринять мероприятия по стратегическому развертыванию своей военной группировки на белорусской территории, что для Беларуси будет означать военное вмешательство России с целью установления полного военного и политического контроля. В случае крупного регионального конфликта Беларусь, с одной стороны, выступает буфером для России, а с другой – именно с белорусской территории российские войска могут соединиться с группировкой в Калининграде наиболее оперативным образом – от белорусской границы до Калининграда всего 70 км – и таким образом замкнуть «прибалтийский котел». В любом случае, предоставление своей территории для агрессивных действий России в отношении третьих стран и Украины в том числе приравняет белорусскую сторону к государству-агрессору, на что официальный Минск добровольно не пойдет в силу взятых на себя гарантий и ответственности за поддержание региональной безопасности и стабильности», – считает Сивицкий.
Впрочем, действия представителя Беларуси во время голосования в Третьем комитете ООН за «крымскую резолюцию» в ночь с 15 на 16 ноября 2016 года заставляют усомниться в том, что Минск действительно хочет стать «миротворцем». Тогда, напомним, белорусский представитель не только проголосовал против принятия документа, где Россия называется «государством-оккупантом», но и попытался сорвать его рассмотрение.
Андрей Сантарович