В Риге выпускают пар

13

 Глубокий экономический кризис в Латвии, как и предсказывали наблюдатели, перерос в политический. Президент Латвии Валдис Затлерс 20 февраля принял отставку премьера Ивара Годманиса, ухода которого потребовали представители самой правящей коалиции. После отставки премьера начались переговоры о формировании новой коалиции и поиски кандидата на должность главы правительства. Сопровождавшее отставку Годманиса обострение отношений между парламентом, правительством и президентом республики делает еще более призрачными надежды на быстрый выход Латвии из экономической депрессии.

«То, что происходит сегодня в Латвии, даже трудно охарактеризовать цензурными словами! Создается ощущение, что правительство, президент и парламентское большинство сговорились отправить страну на дно!», — так охарактеризовал ситуацию один из оппозиционных депутатов Сейма Сергей Долгополов.

После бунта

Как известно, на следующий день после беспорядков, произошедших у Сейма Латвии 13 января и названных журналистами «бунтом булыжников», президент страны Валдис Затлерс фактически выдвинул правящей коалиции ультиматум. Глава государства потребовал внести до 31 марта поправки в Конституцию страны, предусматривающие право народа через референдум инициировать роспуск парламента. «Если эти поправки в основной закон не будут внесены, я инициирую роспуск Сейма», — пригрозил тогда Затлерс. И пообещал предоставить в течение недели свой вариант законопроекта.

Ультиматум президента, как и следовало ожидать, большинству парламентариев весьма не понравился. Спикер Сейма Гундар Даудзе и премьер-министр Ивар Годманис выразили недовольство позицией Затлерса. «Под диктатом Сейм и правительство работать не будут», — заявили они и напомнили, что Латвия – парламентская республика, и глава государства не может приказывать Сейму.

В то же время оба предыдущих главы Латвийской республики одобрили инициативы президента «номер 3». Поддержали его также оппозиционные партии и профсоюзы, требовавшие отставки кабинета: президент, по их мнению, проявил волю и прислушался к голосу народа, высказанному в ходе январских событий. Они рекомендовали Затлерсу не тянуть с роспуском Сейма.

«Уже сейчас ясно, что правящее большинство Сейма не собирается выполнять ваших требований. Ждать больше нечего. Для того, чтобы ускорить положительные перемены и минимизировать потери бюджета, надо действовать безотлагательно, — говорилось в обращении оппозиционной партии «За ПЧЕЛ» к президенту. — Именно вы являетесь тем должностным лицом, которое имеет право и обязано в сложившейся ситуации распустить нынешний Сейм, с тем, чтобы успеть провести внеочередные парламентские выборы 6 июня 2009 г. одновременно с выборами местных самоуправлений и Европарламента».
Однако нашлось немало и таких политиков, которые расценили демарш президента лишь как попытку сохранить свой собственный авторитет, «набрать очки» в период кризиса.

Призрак президентской республики

21 января президент Латвии, как и обещал, направил в Сейм свой вариант поправок к Конституции. Согласно его предложениям, если на референдуме за роспуск парламента проголосует минимум 2/3 избирателей, участвовавших в последних парламентских выборах, то деятельность Сейма прекращается. Помимо этого, глава государства потребовал для себя права распускать депутатов единоличным (без референдума) решением в следующих случаях: если парламент трижды не может утвердить правительство; если парламент до 1 марта не утвердил бюджет на текущий год; если Сейм более месяца не в состоянии собрать кворум. Кроме того, президент потребовал права распустить Сейм, если это необходимо для получения прямой поддержки народа «по особо важному вопросу».

По мнению экспертов, законопроект Затлерса делает Сейм Латвии непропорционально зависимым от президента, что не соответствует статусу парламентской республики. Тогда уж следует сразу переходить к президентскому правлению, или, по крайней мере, повысить статус президента путем его всенародных выборов (а не голосованием парламентариев, как в настоящее время).

Естественно, у контролирующей Сейм правящей коалиции сработал инстинкт самосохранения: с президентскими поправками она не согласилась. Вместо этого лидирующая в коалиции Народная партия предложила свою поправку — о праве Сейма на самороспуск и проведении новых выборов уже весной 2009 года. Этим маневром она перехватила политическую инициативу у президента и фактически «девальвировала» его ультиматум. Наблюдатели полагают, что инициатива о праве на самороспуск — блеф и «домашняя заготовка» на крайний случай: досрочные выборы сохраняют для правящих партий шанс, используя административный ресурс, проскочить и в новый парламент.

Однако, поскольку никто в Сейме, включая оппозицию, не желает расставаться с депутатскими креслами, то в первую очередь парламентарии готовы были для своего собственного спасения «пожертвовать» правительством. «Большая часть непопулярных решений уже принята, теперь можно и менять премьера», — откровенничали в кулуарах депутаты – «народники».

Пока же, демагогически заявив, что в период кризиса надо заниматься стабилизацией экономики, а не реформированием органов власти, и что выполнение ультиматума Затлерса ситуацию не исправит, правящая коалиция отказалась поддержать практически все предложения президента, включая расширение полномочий главы государства по роспуску Сейма. Она также не согласилась с планом премьера Годманиса по сокращению числа министерств. Парламентарии приняли к рассмотрению только предложение о праве избирателей на роспуск Сейма, да и то не нынешнего, а лишь следующего созыва.

Бей своих, чтоб выпустить пар

Разгневанный президент (который буквально накануне хвалил премьера, утверждая, что «было бы идеально, если бы у нас было десять Годманисов и все они входили в правительство») заявил, что премьер потерял его доверие, поскольку тот в течение нескольких дней поменял свою позицию относительно разработанного им же самим плана реструктуризации правительства. Затлерс фактически призвал Годманиса уйти в отставку (по Конституции, отставить премьера может только Сейм, или он может уйти сам).

Для правящей коалиции это стало сигналом, что дальше тянуть с отставкой непопулярного правительства нельзя. 20 февраля два крупнейших участника коалиции — Народная партия и Союз «зеленых» и крестьян, — угрожая выходом из нее, вынудили премьера написать прошение об отставке, которая была принята президентом Латвии.

Случилось то, что предсказывал авторитетный журнал Foreign Policy, включив Латвию в пятерку государств (наряду с Великобританией, Грецией, Украиной и Никарагуа), которые с наибольшей вероятностью могут повторить путь Исландии: коллапс экономики и затем смена власти.

23-24 февраля президент Затлерс проводит переговоры со всеми политическими партиями о формировании нового правительства. «Правительства в Латвии не падают случайно. Это происходит, если у правящих есть лучшие комбинации», — прокомментировал случившееся политолог Иварс Иябс. Он предположил, что «народники» и «крестьяне» уже заключили тайное соглашение о формировании будущего кабинета. И действительно, как спрогнозировал политолог, руководители правых выдвинули в ходе консультаций предложение создать новое правительство из представителей партий правой части политического спектра — как правящих, так и оппозиционных.

В связи с этим стало очевидно, что «увольнение» Годманиса – паллиативное решение проблемы. Отставка старого и создание нового правительства призваны, в первую очередь, «выпустить пар» и на какое-то время успокоить народ (согласно последним данным социологов, правительству не доверяет более 90%, а Сейму — 86% избирателей). Однако, вряд ли это поможет вывести страну из кризиса. По мнению большинства экспертов, любой партийный или беспартийный премьер, который возглавит сейчас правительство Латвии, будет проводить тот же курс, который с некоторых пор определяют не министры и парламентарии в Риге, а стратеги из МВФ и ЕС.

В латвийской политэлите сегодня едва ли найдется сила, которая смогла бы предложить эффективную антикризисную программу, альтернативную проводившейся до сих пор ультралиберальной политике. Тем не менее, в условиях кризиса нужны кардинальные изменения в подходах к дальнейшему развитию государства. Шагом в этом направлении могли бы стать внеочередные выборы в Сейм. Однако готовы ли латвийские избиратели, горячо требующие смены правительства и парламента, согласиться и со сменой политического и экономического курса?

Андрей Ермаков

Поделиться:
Загрузка...