Завод им. Малышева: секреты танкового гиганта

63

 Завод им. Малышева: секреты и наследие танкового гиганта. В 100-летних цехах делают двигатели, которым завидуют в Поднебесной.

На уровне с лучшими. Харьковские танки ничем не уступают "Леопарду" и "Абрамсу"

Одно из крупнейших предприятий страны — завод им. Малышева — переживает подъем. Харьковские танкостроители регулярно рапортуют о выпуске новых партий машин. Одновременно с этим в цеха завода поступают танки, поврежденные в боях на Донбассе, и в течение небольшого промежутка времени здешние профессионалы дарят вторую жизнь, казалось бы, безнадежным грудам металла.

"Сегодня" побывала на ведущем машиностроительном предприятии Харькова и узнала, где рождаются знаменитые "Оплоты" и "Булаты" и как завод им. Малышева работает на два фронта: обеспечивает потребности украинской армии и заставляет считаться со своей продукцией зарубежных конкурентов.

Большинству харьковчан приходится лишь догадываться, насколько масштабный объект скрывается за высоким забором с колючей проволокой в районе Балашовки. На территории завода площадью более 180 гектаров может поместиться 250 футбольных полей, поэтому от КПП до сборочных цехов нам пришлось несколько минут ехать на машине. Путешествие по улицам завода оставляет еще больше впечатлений — среди огромных цехов нашлось место скверам, продуктовым киоскам и памятникам, которые многое могут рассказать об истории предприятия. К примеру, паровоз.

Легенда. Танк Т-34 заехал на постамент самостоятельно

СО17-1900 застыл здесь в память о временах, когда завод специализировался на производстве железнодорожных локомотивов. Неподалеку — мемориальный комплекс с 15-метровой стелой и постаментом, на котором замер легендарный танк Т-34, сыгравший решающую роль во Второй мировой войне.

"В советское время мы делали около тысячи танков в год, но на сегодняшний день масштабы и страны, и производства претерпели существенные изменения — уменьшились, — рассказывает главный инженер завода Александр Шейко. — Поэтому, соответственно, и подход к решению задач, поставленных перед нами нынче, несколько иной. Хотя специалистов действительно недостаточно".

Нехватка людей, говорит Шейко, во многом обусловлена сложностью и даже уникальностью некоторых профессий. Узких специалистов, как их здесь называют, давно не готовят в профтехучилищах и техникумах, а потому знания передают по наследству. "Есть, например, такая операция, как шлифовка коленчатого вала для двигателя — это уникальная и высокоточная работа. Выполняет ее человек, получивший знания от отца, также работавшего на нашем заводе", — говорит главный инженер.

Впрочем, малышевцы все меньше уповают на золотые руки мастеров и стараются идти в ногу со временем — предприятие активно закупает современное оборудование с числовым программным управлением. Один такой станок может заменить десяток старых и выполнять множество операций с высокой точностью. И чем больше на заводе такой техники, тем меньше он нуждается в кудесниках, рассчитывая уже на профессионалов, способных правильно управлять такой техникой.

Но, несмотря на менее современные технологии производства, наши танки успешно конкурируют с зарубежными, а кое-где и превосходят их по качеству. Александр Шейко уверяет: по техническим характеристикам наш БМ "Оплот" не уступает американскому "Абрамсу", немецкому "Леопарду" и тем более российскому Т-90. При этом харьковские танки стоят дешевле. Но главное — в отличие от соперников "Оплот" хорошо зарекомендовал себя в условиях жаркого климата: наш танк не теряет своих скоростных характеристик при +50—55 градусах, как упомянутые. Все дело в уникальности двигателя украинского танка, который еще никому не удалось повторить.

"Даже Китай, который сам делает танки, покупает наши двигатели и ставит на свои машины. Однажды китайцы через третью страну купили наш движок, разобрали его, перерисовали и воспроизвели. Но он не заработал должным образом, поскольку главных секретов они не знают", — с гордостью говорит Шейко.

Инженер заверил: секретная информация в руки конкурентам не попадет, ведь каждый, даже самый опытный танкостроитель, знает лишь часть одного большого секрета.

ОТ ПАРОВОЗОВ – К ВОЕНПРОМУ. В цехах машиностроительного завода им. Малышева, который основали в 1895-м, сначала производили паровозы, затем тракторы. С 1929-го здесь наладили танковое производство: было создано конструкторское бюро и на базе тракторного цеха — участок сборки танков Т-12 и Т-24. Здесь же собирали быстроходные БТ-2, БТ-5, БТ-7, затем появился легендарный Т-34. Сегодня на заводе производят и ремонтируют несколько видов танков, двигатели и создают комплектующие для бронетехники.

ТАНК ИЗ 24 ТЫСЯЧ ДЕТАЛЕЙ. На изготовление одной партии машин уходит примерно три месяца. А вот сколько танков насчитывает одна партия, на заводе не говорят, ссылаясь на секретность. Производство танков — технологически сложный процесс, а чтобы он был непрерывным, следует выполнять много условий. Чтобы получить, например, броню в январе-феврале следующего года, нужно сделать заказ уже сегодня.

"В изготовлении одного танка задействованы десятки других предприятий, у которых, в свою очередь, есть свои поставщики", — делится главный инженер завода Александр Шейко.

На то, чтобы увидеть каждый этап изготовления танка, может уйти немало времени. Элементы будущего изделия поступают в Харьков из разных уголков страны и зарубежья. Это необходимые оптика, электроника, вооружение и множество других комплектующих, входящих в системы управления машиной и огнем. Большую часть узлов и деталей изготавливают на самом предприятии.

Сборочный цех. Малышевцы собирают воедино блоки и агрегаты

Когда в наличии на заводе имеются все составляющие — заводчане приступают к сборке. "Один танк состоит из 24 тысяч деталей, каждая из которых имеет свою технологию. Когда все собрано воедино, мы проводим стационарные испытания, выверку, проверяем вооружение и ходовые качества. После этого танк получает путевку в жизнь. То же касается и ремонта, здесь также необходима тщательная проверка", — поясняет Александр Шейко, указывая на два возрожденных "Булата", которые вот-вот должны отправиться в Киев для участия в параде ко Дню независимости.

ПОСЛЕ БОЯ. Малышевцы не только собирают новые танки, но и восстанавливают пострадавшие в боях машины, которые имеют, казалось бы, "несовместимые с жизнью" повреждения. "Вот в таком состоянии приходят к нам танки после боевых действий, — указывает на изуродованный взрывной волной "Булат" замначальника сборочного цеха по производству Михаил Гончаров.

Ремонтный цех. Мастера восстановили десятки боевых машин

— Этот танк подорвался на фугасе. Можете посмотреть. Днище выбито после подрыва — так работает кумулятивный снаряд, буквально прожигает броню температурой свыше +4000 градусов". Корпус танка изрядно посекло осколками, все блоки динамической защиты на нем сработали — очевидно, он попал в серьезную переделку.

Вдоль рядов искореженных машин с уникальными и зачастую трагическими историями мы идем долго. Оценивая поломки и повреждения, сотрудники завода вносят корректировки в разработки и машины, которые предстоит отремонтировать.

"Например, на всех танках мы начали делать дополнительную защиту командира", — рассказывает Гончаров. Восстановлению поддается почти любой танк с любой степенью повреждения. В среднем на ремонт и полное восстановление одной боевой машины уходит несколько месяцев. Впрочем, заводчане, по просьбе военных, стараются укладываться в более короткие сроки.

После ремонта танк выглядит, как новый. Пожалуй, лишь сами танкисты и работники завода, взглянув на восстановленную машину, сразу поймут, что она бывала в сражениях.

Максим Иванов

new.vk.com/military

Поделиться:
Загрузка...