Из-за опасений, связанных с российской агрессией, европейские страны в этом году увеличивают расходы на оборону – ожидается их повышение на 8,3%. Новая стратегия приходит на смену двадцати годам постоянного урезания финансирования.
Американские вертолёты "Black Hawk" — модель, которую закупит Словакия
Об этом сообщается в новом докладе, подготовленном рядом европейских исследовательских центров, передаёт Defense News.
По прошествии двух с лишним десятилетий после окончания Холодной войны экспансионистская политика Владимира Путина в Украине – в том числе, аннексия Крыма – вновь заставила европейских лидеров увеличивать финансирование военных программ, рассказывается в докладе, который спонсировался Европейским оборонным агентством.
«Военные бюджеты стран Европы уменьшались на протяжении более двадцати лет, и особенно резко – после 2008 года, но сейчас тенденция меняется в обратном направлении», – говорится в докладе. При этом рост оборонных расходов особенно заметен в Центральной и Восточной Европе: Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше и Словакии.
Согласно докладу, эти семь стран резко увеличат финансирование своих вооружённых сил в этом году: на 19,9%. Лидирует Венгрия, повышающая военные расходы на 22% – почти до €1 млрд.
В Юго-Восточной Европе – Болгарии, Хорватии, Кипре, Греции, Румынии, Сербии и Словении – повышение расходов на оборону составит 9,2%, в то время как Западная Европа готова лишь на 2,7%.
Не увеличивают финансирование только Италия, Греция и Швеция, хотя официальный Стокгольм запланировал рост военного бюджета после 2016 года.
Согласно докладу, Болгария, Чехия, Польша и Словакия начали реализацию программ закупок новых вооружений – для того, чтобы постепенно отказаться от советской техники, уменьшая таким образом зависимость от России.
К примеру, Словакия покупает девять многоцелевых вертолётов UH-60 Black Hawk («Блэк Хок», дословно – «Чёрный ястреб») на замену советским Ми-17.
Другим стимулом для повышения расходов на оборону, особенно во Франции, стали опасения по поводу возможных террористических атак, отмечается в докладе, подготовленном шестью аналитическими центрами.
Ожидается, что к 2019 году французский военный бюджет достигнет уровня €34 млрд. В прошлом году он составлял €31.4 млрд.
«Цифры, приведённые в докладе, подтверждают, насколько в последние два года Европа обеспокоена действиями России. Данные свидетельствуют о необходимости более эффективного сдерживания, но они также показывают, что Западная Европа осознаёт опасность, исходящую от исламских фундаменталистов, и стремится увеличить свои наступательные возможности», – сказал Микеле Нонес, эксперт работавшего над докладом римского аналитического центра IAI (Istituto Affari Internazionali, Институт международных отношений).
«Даже если российская угроза начнёт уменьшаться, тренд на повышение расходов сохранится из-за подъёма терроризма и безответственной политики США на Ближнем Востоке», – добавил он.
По сведениям, приведённым в докладе, немецкий оборонный бюджет должен вырасти на 6,2% между 2015 и 2019 годами.
Аналитики отмечают: в ответ на российскую агрессию между европейскими странами заключается всё больше соглашений в военной сфере. Например, недавно была создана Шведско-финская боевая группа ВМС. Реализация новых договорённостей требует дополнительных расходов.
На встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе в июне прошлого года Болгария, Хорватия, Венгрия и Словения подписали заявление о сотрудничестве в области авиации сил специального назначения, включающем тренировки, модернизацию отрасли, закупки техники и в перспективе – даже совместные многонациональные подразделения.
Многие небольшие страны Европы укрепляют связи с Германией и США – в этой связи можно вспомнить польско-немецкое соглашение о разработке плавающего колёсного бронетранспортёра. Что касается Западной Европы, Германия и Франция объединяют усилия для создания нового боевого танка, в то время как Франция и Великобритания работают над новым БПЛА.
Похоже, что новый тренд разорвёт традиционный для Европы порочный круг, когда совместные программы были немногочисленны и не требовали значительной межнациональной интеграции в промышленной сфере, а недостаток такой интеграции, в свою очередь, тормозил развитие совместных программ.
«Сейчас мы наблюдаем активное промышленное сотрудничество – особенно среди поставщиков второго и третьего уровней», – говорит Джон Лаут, старший научный сотрудник лондонского Королевского Объединённого института оборонных исследований (The Royal United Services Institute for Defence and Security Studies, RUSI), принявшего участие в работе над докладом.
«Я связываю это с интенсификацией совместных программ. При этом даже те проекты в оборонной сфере, которые разрабатываются какой-то одной страной, всё чаще обращаются к иностранным поставщикам, поскольку растёт необходимость использования редких или очень высокотехнологичных материалов», – добавил он.
Европейские страны увеличивают оборонные расходы не только в качестве прямого ответа на российскую внешнюю политику или террористическую угрозу, но и в связи с соответствующими требованиями Североатлантического альянса и Соединённых Штатов, сказал Лаут.
«Ситуацию нужно рассматривать в контексте давления США и призывов НАТО тратить не менее 2% ВВП на оборону», – считает аналитик.
«Двусторонние отношения с Соединёнными Штатами явно выходят на первый план. Жителям Таллинна важно, чтобы рядом с ними находилось несколько тысяч американских военных», – сказал Лаут.
Италия выделяется среди большинства европейских стран тем, что, по всей видимости, не собирается увеличивать военные расходы – из-за экономических трудностей.
Согласно документу, опубликованному в конце 2015 года, в бюджете на 2016 год финансирование обороны составит €12.92 млрд, на 2% меньше, чем €13.19 млрд, потраченные в прошлом году. Бюджет на закупки должен упасть на 17,7% – до €1.95 млрд, хотя Министерство обороны, как и раньше, получит значительное дополнительное финансирование со стороны Министерства промышленности вне основного бюджета.
Детали данной операции будут расписаны во вторичном бюджетном документе, который будет опубликован этой весной и будет включать подробную информацию по финансированию каждого проекта в военной сфере.
Впрочем, уже опубликованный документ ясно даёт понять, что многие программы запущены не будут, включая поставки американских вооружений для итальянских БПЛА, одобренные США после длительного ожидания Рима.
Но Джон Лаут предсказывает, что Италия всё же будет тратить на военные нужды бóльшие средства.
«Если вы посмотрите на кризисную ситуацию в Средиземноморье и почитаете итальянскую «Белую книгу» по вопросам обороны, станет ясно, что у них не будет другого выбора – в будущем они будут вынуждены увеличивать финансирование военных программ», – заявил британский аналитик.
Том Кингтон
JISR — Joint Intelligence, Surveillance and Reconnaissance
Today, the Allied Defence Ministers have declared the initial operational capability for NATO’s Joint Intelligence, Surveillance, and Reconnaissance (JISR) initiative, which will ultimately contribute to a better informed and more watchful Alliance.
Опубліковано NATO 10 лютого 2016 р.