Ухудшение отношений между РФ и Турцией неизбежно ставит вопрос — может ли Анкара закрыть проливы Босфор и Дарданеллы для судов под флагами России.
http://politolog.net/
Согласно международным нормам, обозначенным в так называемой конвенции Монтре, Турция не сможет это сделать, пока не находится в состоянии войны, есть и лазейки, позволяющие обойти установленные договором положений.
Конвенция о статусе данных проливов была принята в Монтре еще в 1936 году. Согласно ст. №2 этого документа «в мирное время торговые суда будут пользоваться правом полной свободы прохода и плавания в Проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких-либо формальностей».
Обстановка не изменится и в том случае, если начнется война, в которой Турецкая Республика не будет принимать участия: «торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах, на условиях, предусмотренных в статьях 2 и 3». А вот статья №5 поясняет порядок действий на случай, если Турция сторона будет являться воюющей стороной. В таком случае правом свободного прохода пользуются лишь корабли, не принадлежащие турецким противникам и не оказывающие им поддержку.
«В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, применения постановлений статьи 2 будут тем не менее продолжаться, с тем, однако, что суда должны будут входить в Проливы днем и что проход должен будет совершаться по пути, указываемому, в каждом отдельном случае, властями Турции», — сказано в статье №6. Если же стране официально объявлена война, то проливы могут быть закрыты полностью, но решается это уже на уровне Организации объединённых наций.
Из документа следует, что Турецкая Республика не может препятствовать проходу российских кораблей, но есть у Турции и свой козырь — регламент от 1994 года.
Согласно этому документу, турецкая сторона вправе останавливать проход кораблей по проливам в связи с буровыми, санитарными и иными видами работ, спортивными мероприятиями и, как гласит 24-я статья документа, «в других подобных случаях». Предложения Анкары в 1994 году не были приняты мировым сообществом, расценившем их как противоречащие конвенции Монтре. Это не помешало властям Турции в том же 1994 году в одностороннем порядке принять этот акт.
Таким образом, проливы могут быть закрыты под множеством предлогов, однако пока о скандальных прецедентах, связанных с применением регламента 1994 года, неизвестно.
Ренат Абдуллин