«Черный день» для страны давно настал. Еле сводят концы с концами только Москва и Питер, а в провинции зреет бунт
За первый квартал 2009 года общая задолженность субъектов РФ приросла на 9% и составила на 1 апреля 2009 года 654,5 млрд. руб., — сообщает Минфин РФ. Из этой суммы 285 млрд. (44%) приходится на выпущенные самой региональной властью госбумаги, 176 млрд. (27%) — на привлеченные банковские кредиты, 139 млрд. — на предоставленные субъектами госгарантии (21%) – в основном, региональному бизнесу.
На такую «жизнь взаймы» регионы вынуждает федеральный центр, который, вопреки Бюджетному кодексу, по которому половина собираемых на территориях доходов должна там же и оставаться, забирает себе «львиную долю вместе с крокодильей».
Как говорит Евгений Гонтмахер — один из руководителей Института современного развития, который считается в некотором смысле мозговым трестом нового президента России Дмитрия Медведева: «Сейчас федеральный бюджет собирает у себя чуть ли не 70% ресурсов. В России по итогам первых месяцев этого года фактически осталось только два региона-донора: Москва и Петербург. Это ненормально. Регионы потихоньку начинают выражать недовольство. Губернаторы, безусловно, люди послушные и никто из них не посмеет пойти, наверное, против вертикали власти. Но видно, что терпение скоро подойдет к концу. Потому что нет денег даже на выполнение элементарных социальных обязательств…»
Любопытно, что в этих условиях Минфин готовит новую концепцию по реформированию межбюджетных отношений в условиях кризиса, в которой предлагает обязать регионы с моноотраслевой структурой экономики формировать собственные стабилизационные фонды – то есть, откладывать «на черный день». Эта идея вызывает горький смех у экономистов региональных правительств, ибо сберегать им уже нечего – «черный день» давно настал.
В минфиновской концепции регионам также предлагается поискать деньги в подчиненных им городах. Ибо основа бюджета регионов — налог на прибыль, поступления от которого падают, а городские бюджеты формируются в основном за счет подоходного налога, который пока еще более-менее стабилен. Но тем самым провоцируется конфликт муниципальных и региональных интересов. Ведь задача местных властей — оставить как можно больше средств в городе, а региональные правительства должны решать областные проблемы.
Проблемой наполнения региональных бюджетов озаботилась и Государственная дума. Первый вице-спикер Олег Морозов уже предложил перераспределить часть налоговых выплат «Газпрома» из Москвы в другие регионы. Сегодня, согласно Налоговому кодексу региональные бюджеты могут получать прибыль только с налога от недвижимого имущества Единой системы газоснабжения (ЕСГ) ОАО «Газпром». Доходы от налога на движимое имущество системы (это, в частности, оборудование компрессорных, газораспределительных станций и т.д.), используемое на территории всей страны, зачисляются в казну города Москвы — по месту регистрации хозяина этого добра — «Газпрома». Законодатели предлагают ввести новый порядок — привязав доходы от движимого имущества «Газпрома» к регионам, где оно находится.
Речь идет о сумме в 3,1 млрд. рублей, которые в 2009 г. «Газпром» должен заплатить по этому налогу. Для Москвы это несущественные деньги – меньше 0,3% всех доходов столицы, которая только на представительские расходы в 2008 году потратила около 2 млрд. рублей. Но теперь «газовый налог» предлагается распределить между 43 регионами, в которых работает «Газпром» — и там тоже прибавка будет незначительной. Например, Астраханской, Оренбургской и Саратовской областям достанется лишь по 100-200 млн руб. Но Ямало-Ненецкий округ получит около 700 млн руб., а для него это немалая сумма.
В федеральном правительстве эту идею одобряют и говорят, что в дальнейшем аналогичное перераспределение доходов может быть применено к налогообложению других компаний-монополистов и трубопроводных транспортных систем, также уплачивающих налог в Москве.
Вся эта суета, однако, напоминает лишь «тришкин кафтан» и вряд ли улучшит финансовое положение регионов. А министр финансов Алексей Кудрин уже подумывает о том, чтобы лишить субъекты РФ субвенций и субсидий, полностью передав им взамен самый «убываемый» в условиях кризиса налог – на прибыль.
По лукавым расчетам министра, сегодня федеральный бюджет перегружен «непрофильными» для него расходами регионов. «Число субсидий и субвенций необоснованно возросло, а это усложняет администрирование», — утверждает Кудрин. Между тем регионы могут решать свои задачи в сфере образования, здравоохранения, природопользования, ЖКХ и в других отраслях не за счет субсидий из федерального бюджета, а «за счет переданных им дополнительных налоговых доходов».
Сама идея здравая – регионы давно просят оставлять на местах хотя бы положенную им долю в 50% собираемых налогов. И кое-чего добились: с этого года им передано 0,5% налога на прибыль (их доля выросла с 17,5% до 18%) и 100% акцизов на горюче-смазочные материалы.
Теперь им сулят отдать оставшиеся 2% налога на прибыль. Об этом уже заявил директор департамента Минфина Алексей Лавров. Передавать другие налоги, по его мнению, нецелесообразно: например, НДС — слишком мобильный и тяжело администрируемый (т.е. собираемый) налог.
Чиновник не говорит главного: НДС – это нынче «самый денежный» налог, зато поступления от налога на прибыль в условиях кризиса стабильно падают. Регионы это уже ощутили в полной мере: в I квартале 2009 года их доходы отстают от плана на 13,5%. И, как говорит замминистра финансов Антон Силуанов, основная причина — резкое сокращение поступлений от налога на прибыль: 51% от уровня прошлого года.
Александр Проценко