Всеобщая мобильная перепись: благие намерения с подтекстом

14

Принятый 28 марта новый Порядок ввоза и эксплуатации радиоэлектронных средств и излучающих приборов, а также последовавшее за ним сообщение о создании единого реестра импортируемых в Украину мобилок вызвали настоящий ажиотаж. Интернет-форумы запестрели вопросами возмущенных пользователей.

Главный — отключат ли уже купленные "серые" телефоны — получил отрицательный ответ: абсолютно все мобильные устройства, подключенные к сети до 30 июля, регистрируются автоматически. Осталось ответить еще на несколько вопросов: кто и как будет отслеживать "нелегалов" после 30 сентября, какие санкции и к кому будут применяться за "незаконную связь" и, наконец, на чьи плечи ляжет финансовое обеспечение проекта? Впрочем, на последний вопрос ответ очевиден — на плечи конечного потребителя мобильных услуг. 

Согласно решению Нацкомиссии по вопросам регулирования связи (НКРС), мобильные импортеры в течение 10 дней после ввоза партии товара обязаны предоставить Госцентру радиочастот (УГЦР) информацию об их IMEI-номерах. Вдобавок к этому до 30 сентября 2009 года операторы мобильной связи должны передать в УГЦР перечень кодов незарегистрированных ранее мобильных телефонов, после чего обслуживание всех аппаратов будет осуществляться только при условии наличия кода в базе данных УГЦР. Решение, безусловно, прогрессивное. Однако… 

Краеугольный камень нынешнего нововведения — регистрация импортных мобилок по IMEI. Для тех, кто не в курсе, IMEI (International Mobile Equipment Identifier) — это 

15-значный код, являющийся уникальным серийным номером каждого мобильного терминала стандарта GSM. В первых шести цифрах содержится информация о модели телефона, в следующих двух — о стране-производителе, затем шесть цифр собственно уникального кода и одна — служебных данных. В процессе сборки наклейка с кодом наносится на заднюю панель телефона, а при включении в мобильную сеть IMEI автоматически передается оператору вместе с номером абонента, поэтому в Европе такая регистрация — оптимальный способ контроля легальности рынка мобильных устройств. 

Создание всеукраинского реестра мобильных телефонов, по мнению инициаторов, — панацея на случай кражи. И действительно, сейчас около 30% всех преступлений направлено именно на кражу средств мобильной связи, и 60% таких краж происходит с применением насилия. По данным МВД, только в Киеве ежедневно регистрируется около 20 таких преступлений, что составляет около трети общего количества краж в городе. А вот предлагаемый механизм, по мнению директора УГЦР, сделает кражи бессмысленными: в случае совпадения кода ІМЕІ в общей базе с номером похищенного телефона аппарат будет просто исключен из обслуживания. Безусловно, искоренить саму предпосылку к преступлению — инициатива похвальная. Но оставим эти проблемы правоохранительным органам. Ведь на самом деле столь трогательная забота НКРС об обворованных украинцах — не главная причина "мобильной переписи". 

Указанное нововведение призвано прекратить "серый" импорт мобилок в страну, потери от которого, по оценкам УГЦР, составляют 1—1,5 млрд. грн. в год только за счет неуплаты НДС. По последним данным, лишь 16,5% поставленных на рынок Украины в 2008 году мобильных телефонов были ввезены в страну законным путем. А если учесть, что сотовой связью пользуются 77% украинцев, многие из которых имеют по два, а то и по три аппарата, можно понять, почему руководство страны так заинтересовано в усилении "мобильного контроля". 

Законотворцы считают, что обязательная регистрация телефонов в единой базе данных сократит, а потом и вовсе прекратит поток "серого" импорта. Ведь незарегистрированный телефон, согласно закону, можно будет подключить всего на три месяца, по истечении которых оператор обязан отключить "нелегала" навсегда. Таким образом, пользование контрабандными телефонами (и их ввоз в Украину) теряет всякий смысл. Конечно, это не значит, что любителям возить мобилки "из-за бугра" придется ограничиться только поставками официальных импортеров: каждый украинец может самостоятельно ввезти на родину не более двух мобильных устройств (непонятно только, за какой промежуток времени), которые он обязан зарегистрировать в УГЦР самостоятельно. А вот при покупке телефона на радиорынке "из-под полы" рекомендуется тщательно проверять аппарат на соответствие IMEI в сети (узнается с помощью комбинации *#06#) и "под крышечкой". 

Производители мобильных телефонов относятся к указу сдержанно-одобрительно: "Инструменты государственного регулирования, которые способствуют предоставлению более качественного сервиса или продуктов конечному потребителю, — вещь, безусловно, позитивная для любого рынка. Единый реестр IMEI облегчит конечному пользователю покупку гарантийного телефона", — таково официальное мнение генерального директора ТМ Nokia в Украине и Молдове Павла Крысанова. 

Правда, на фоне сообщения Гостаможни Украины о том, что в начале года была задержана партия в количестве 1,5 тыс. контрабандных мобильных телефонов Nokia общей стоимостью $335 тыс., эта позиция звучит достаточно прохладно. А вот ритейлоры, соглашаясь, что возможно уменьшение объемов мобильной контрабанды, тем не менее, высказывают определенное недовольство непродуманностью указа: "Препятствие развитию "серого" рынка — это хорошо, но данная схема контроля в некоторых случаях будет ущемлять права пользователей сотовых телефонов. К примеру, приехав в командировку более чем на три месяца со своим телефоном в Украину, пользователь будет вынужден покупать новый аппарат, чтобы быть на связи, даже если он купит SIM-карту местного оператора. Также непонятно, на чьи плечи лягут затраты по техническому оснащению данной системы контроля — если на сотовых ритейлоров и операторов, то это скажется на цене телефонов и тарифах, — убеждена менеджер по связям с общественностью и работе с регионами компании "Евросеть" Ульяна Смольская. — На наш взгляд, более правильным было бы обратить внимание на снижение таможенных пошлин и налогов, чтобы легальные продавцы техники могли установить конкурентоспособные цены на телефоны. Это сделает бессмысленным приобретение техники у "черных" продавцов, которые, к тому же, не дают гарантий сервисных услуг. Нужно активно способствовать развитию добросовестной конкуренции экономическими методами, тогда рынок быстрее "обелится". 

Кстати, вопрос ущемления прав рядовых пользователей мобилок — достаточно актуален. По содержанию указа получается, что покупателю придется отвечать за незаконный импорт приобретенного телефона своим правом на получение услуг мобильного оператора. Отсутствие логики в этом процессе отмечает старший юрист юридической компании Jurimex Богдан Шаповал: "Закон Украины "О защите прав потребителей" не возлагает на потребителя обязанности проверять легальность происхождения продукции. Безусловно, проверкой законности обращения товаров иностранного происхождения, которыми на 100% являются мобильные телефоны, должна заниматься Государственная таможенная служба, которая наделена соответствующими полномочиями, а не мобильные операторы и потребители их услуг. Более того, государство предоставляет потребителям возможность свободного выбора продукции, при этом не ставя эту гарантию под условие нелегальности товара (ст. 4 закона). Ввоз на территорию Украины и, соответственно, распространение на ее территории товаров без прохождения соответствующих таможенных процедур — это сфера ответственности исключительно продавца". Однако наших законотворцев права потребителей, по-видимому, волнуют мало, если таким образом можно снять часть ответственности за контрабанду с плеч профильного ведомства. Реальной представляется картина, нарисованная одним из анонимных комментаторов интернет-форума (цитата): "Скоро будем регистрировать не только мобилки, но также компьютеры, микроволновки и холодильники!" 

Мнение эксперта
Дмитрий Винцевич
начальник отдела безопасности "МТС-Украина":
 

— Мы заинтересованы в подобных инициативах хотя бы потому, что сертифицированные мобильные телефоны не имеют проблем в работе с сетями украинских операторов. В то же время реализация этой идеи на практике с большой вероятностью создаст ряд неудобств как для абонентов, так и для самих операторов. У операторов, безусловно, возникнут финансовые затраты в связи с вводом системы. Возникает вопрос, почему основные затраты, связанные с регулированием ввоза мобильных трубок, пытаются переложить на мобильных операторов, которые не имеют непосредственного отношения к этому рынку? Налицо попытка решить проблему за чужой счет. Ведь в Украине операторы, как правило, не занимаются продажами мобильных телефонов, в основном это удел крупных компаний-дистрибьютеров, для которых данная инициатива будет хорошим подспорьем в борьбе с "серым" рынком. Поэтому, на наш взгляд, в проекте по созданию и поддержке базы IMEI-номеров мобильных телефонов должны принимать участие (в том числе финансовое) все заинтересованные стороны. 

Удручает подход государства к компаниям, которые сегодня, несмотря на тяжелые кризисные времена, не только умудряются выживать самостоятельно, не обращаясь за помощью к тому же государству, но и являются серьезными налогоплательщиками. Поэтому любые действия, направленные на ослабление этих компаний, понижение их доходности в итоге не выгоды никому — ни абонентам, ни операторам, ни государству. Ведь любые навязанные операторам затраты всенепременно отразятся на стоимости конечных услуг для абонентов, а также уменьшении доходов операторов и налоговой базы. В условиях реального уменьшения доходов населения это вряд ли будет воспринято с воодушевлением. А уменьшение налоговых отчислений в бюджет вряд ли можно назвать позитивом в разрезе государственных интересов. Совершенно очевидно, что сегодня и операторам, и регулятору, и депутатам необходимо сконцентрироваться на том, чтобы не провоцировать каких-либо негативных тенденций на рынке, связанных с повышением цен. Сейчас это гораздо более актуально для людей. 

Данная система будет эффективной только в том случае, если будет разработан и внедрен действенный механизм контроля за ее исполнением. Успеем ли мы наладить такой механизм к 30 июля — зависит от эффективного сотрудничества государства со всеми игроками мобильного рынка. Сегодня подобного реестра не существует. Собственно, речь идет о его создании. Полный реестр, согласно решению НКРС, должен быть готов до 30 сентября 2009 года. Предполагается, что будет создан не только легальный реестр телефонов, но и так называемый "черный" список, в который будут вносить IМЕІ-коды потерянных или украденных телефонов. Что касается технической реализации возможности выполнения этого решения, сложно сказать, уложатся ли операторы в те сроки, которые обозначены НКРС. Учитывая, что абоненты используют несколько терминалов, несколько SIM-карточек, сегодня в Украине порядка 50 млн. абонентов — это огромный массив данных. У МТС идентификация телефона проводится по SIM-карте, а не по IMEI-номеру. А придется запускать новую систему, в которой сверка будет проводиться не только по SIM-карте, но и по IMEI-номеру телефона. Это не только будет сложно технически, но и повлечет огромные финансовые затраты: представьте, что мы сделали подобную базу телефонов, которая уже где-то хранится. А как обеспечить возможность стыковки этой базы не только с нашим оборудованием, но и с оборудованием всех операторов? Решение приводит к появлению большого количества вопросов, которые ставят под сомнение быстроту реализации этой идеи. Например, как быть тем, кто приезжает в Украину со своими трубками? Что касается номеров, которые обслуживаются в сетях зарубежных операторов, то при пересечении границы они попадают в нашу сеть в качестве роуминговых абонентов. И если таких абонентов мы сможем исключить из процедуры проверки кодов аппаратов, то мы обязательно столкнемся с абонентами, которые при въезде в Украину приобретают стартовый пакет МТС-турист, чтобы сократить затраты на звонки. В таком случае абоненту придется ехать в УГЦР, чтобы зарегистрировать свой аппарат, а это создает определенные неудобства для абонента. Вряд ли это можно назвать гуманным.

Алина Полищук
Поделиться:
Загрузка...