ВМС додатково отримає МБАКИ та “КЕНТАВРИ”

75

За наявною інформацією наразі на київському ВАТ «Кузня на Рибальському»  швидкими темпами йде будівництво одного малого броньованого артилерійського катеру проекту 58155 шифр «Гюрза-М», підписано контракт на будівництво ще одного.

Про це повідомляє Український мілітарний портал

Схожа ситуація з будівництвом десантно-штурмових катерів проекту 58181 типу «Кентавр» – укладено контракт на будівництво двох одиниць.

Спуск на воду всіх чотирьох одиниць за умови сталого фінансування очікується впродовж наступного 2019 року тоді ж очікується передати катери на баланс Військово-морських сил ЗС України.

6 малих артилерійських катерів в Одесі

До складу ВМС ЗС України вже введено 6 малих броньованих артилерійських катерів, два з яких – «Бердянськ» та «Нікополь» були захоплені Росією 25 листопада 2018 року.

Захоплені МБАКи «Бердянськ» та «Нікополь» у порту окупованої Керчі

Також 19 листопада 2018 року до Одеси прибули два новозбудовані десантно-штурмові катери проекту 58503 (“Кентавр”), що після завершення всіх необхідних випробувань будуть введені до складу ВМС ЗС України.

Дестантно-штурмові катери проект Кентавр-ЛК в Одесі Фото: ВМС ЗС України

Будівництво  вітчизняного ракетного катеру  проекту «Лань» залежить, в першу чергу від готовності протикорабельного комплексу “Нептун”. Раніше озвучувалось про закладку катеру до кінця 2018 року.

Нагадаємо, що головний конструктор заводу «Кузня на Рибальському» Сергій Білозубенко в інтерв’ю для програми «Техніка війни» повідомив, що підприємство може випускати нові десантно-штурмові катери типу «Кентавр» щомісяця, за умови відповідного замовлення та закупівлі комплектуючих.

P.S.

Агрессия РФ на море актуализирует необходимость развития адекватной военно-морской компоненты Украины – в первую очередь за счёт возможностей собственной оборонной промышленности. Украинские оборонщики готовы существенно повысить темпы производства техники для ВМС Украины. В частности на ЧАО «Завод «Кузня на Рибальському» (до 2017 года — «Ленинская кузница») заявляют, что готовы ежемесячно сдавать заказчику по одному ДШК «Кентавр», первые два сданных экземпляра которого уже активно проходят испытания в ВМС Украины.

 Необходимость создания ДШК была вызвана объективными причинами, прежде всего, актуальной потребностью усиления корабельного состава ВМСУ. К разработке проекта десантно-штурмового катера подтолкнула необходимость асиммертичного ответа на российскую агрессию.

В основу предварительной проработки варианта ДШК, положили удачную концепцию, ранее апробированную шведами на проекте CombatBoat 90 (CB90) и заимствованную позже россиянами для своего варианта пр.03160 (шифр «Раптор»).

180921 KENTAVR LK5180921 KENTAVR LK714-го сентября 2018 года на воду торжественно спустили головной катер ДШК-01, а 18-го – следующий, ДШК-02 / Фото:Defense Express

Быстроходные и малозаметные десантно-штурмовые катера могут успешно применяться для решения широкого круга задач, которые возлагаются на военный флот в военное время. Именно это обстоятельство способствовало появлению данного подкласса боевых катеров в целом ряде зарубежных флотов.

С точки зрения безопасности Украины имеет значение тот факт, что 8 из 11 построенных на ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» для ВМФ РФ катеров пр.03160 типа «Раптор» на сегодня находятся в составе ЧФ РФ. Официально они числятся в качестве противодиверсионных катеров, однако на практике используются на флотах в составе морских разведывательных пунктов специального назначения.

ДШК типа «Кентавр-ЛК» имеет стальной корпус сварной конструкции, разделенный на отсеки. В носовой части находится бронированная рубка, в которой сосредоточены все средства навигации, связи и наблюдения, управления энергетической установкой, а также комплекс управления боевыми модулями. Благодаря высокой степени автоматизации, экипаж может управлять всеми бортовыми системами, включая оружие, дистанционно, непосредственно из рубки.

В корму от рубки установлена мачта легкой конструкции с антенными постами РЛС DRS4D-NXT и средств связи, в частности, спутникового терминала Iridium Pilot. Непосредственно под рубкой расположен жилой отсек, из которого можно быстро попасть прямо на боевой пост, без необходимости выхода при этом на открытую верхнюю палубу.

Всю центральную часть корпуса занимает десантный отсек, в котором предусмотрено все необходимое для размещения и транспортировки морем десанта, ДРГ и т.п. Из десантного отсека предусмотрен проход в носовую часть корпуса к выдвижной аппарели для возможности безопасной высадки десанта на берег или мелководье.

В кормовой части находится машинное отделение, в котором размещается главная энергетическая установка в виде 2-х дизельних двигателей с приводами на 2 водометных движителя Hamilton Jet.

181210 Hamilton Jet на катері шивру Кентавр ЛКДШК «Кентавр-ЛК» приводится в движение двумя водометными движителями Hamilton Jet / Фото: Український мілітарний портал

Рубка, десантный отсек и машинное отделение имеют противоосколочное бронирование. Кроме того, конструктивно корпус и рубка выполнены с применением элементов технологи обеспечения малой заметности (stealth), с определенным завалом вертикальных конструкций.

В отличие от своих зарубежных аналогов, украинский ДШК имеет гораздо более мощный состав вооружения в виде 2-х боевых модулей (на крыше рубки и над десантным отсеком) с 12,7-мм пулеметами и 40-мм гранатометами.

181210 Kentavr 3

На крыше рубки также смонтированы блоки для отстрела дымовых гранат, свидетельствующий о наличии на борту ДШК системы постановки завесы, задачей которой является обнаружение атакующих ракет и/или лазерного облучения со стороны вражеской системы наведения. После определения направления угрозы автоматически производится отстрел дымовых гранат, а образуемое при этом облако дыма препятствует оптическому, лазерному прохождению сразу нескольких типов и инфракрасному наведению на катер.

ПВО катера обеспечивается в основном за счет ПЗРК. Наконец, необходимо добавить возможность транспортировки и постановки морских мин заграждения.

Для сравнения: все известные иностранные аналоги нашего «Кентавра» из вооружения имеют только пулеметы…

181210 Kentavr 4

В итоге украинский катер стальной конструкции вдвое крупнее своих ближайших шведских и российских аналогов (47 т против 23) с алюминиевыми корпусами, имеет более мощный состав вооружения и значительно более высокую десантовместимость (32-36 десантников против 20). При этом он имеет практически ту же минимальную осадку (1 м против 0,9) и развивает более высокую скорость полного хода (50 узлов против 48) и имеет значительно большую дальность плавания (500 миль против 300) экономическим ходом.

181210 Kentavr 5

Особенностью вооружения ДШК является наличие ПУ СРЗО с двумя 20-зарядными блоками 80-мм неуправляемых ракет. Причем это уже далеко не та авиационная система советского производства, как может показаться, вынужденно установлена на морскую платформу. Это гораздо более мощное ударное оружие с новым боеприпасом, разработанным ГАХК «Артем» из состава ГК «Укроборонпром».

Благодаря современной системе управления огнем оказалось возможным осуществлять пуски НУРСов в нескольких режимах, как по наземным (живая сила, бронетехника, укрытия и т.п.), так и по воздушным (БПЛА, вертолеты) целям.

Дальность действия по наземным целям составляет до 7000 м, по воздушным – до 4000 м (что значительно превышает максимальную эффективную высоту полета малых дронов). Для повышения эффективности стрельбы предусмотрено оснащение ракет разными видами взрывателей.

181204 kentawr 3Первые из серии ДШК «Кентавр» уже проходять войсковые испытания / Фото: ВМС ЗСУ

Так, оснащение РС-80 пучково-осколочной БЧ с программируемым взрывателем позволяет осуществлять подрыв ракеты в воздухе в нескольких метрах от цели. По сравнению с обычным подрывом при ударе о поверхность земли это дает больший эффект, увеличивая поражающий эффект за счет большего количества осколков. Для поражения бронетехники НУРС может оснащаться кумулятивной БЧ.

В этой связи есть все основания полагать, что скорое появление более сильных и мощных аналогов ДШК типа «Кентавр» в составе ВМСУ и/или ССО ВСУ станет актуальным и своевременным. Особенно удобными для применения ДШК считаются Азовское море и часть акватории Черного моря, примыкающая к административной границе материковой части Украины с временно оккупированным Крымом. Это позволит, значительно улучшить возможности ВМСУ в процессе противостояния с агрессивным соседом – особенно в контексте последних событий, происходящих в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Владимир ЗАБЛОЦКИЙ

Поделиться:
Загрузка...