Стало известно, что делегация Воздушных Сил ВСУ во главе с командующим прибыла в Бразилию для рассмотрения возможности приобретения легких турбовинтовых штурмовиков производства Embraer — EBN-314 Super Tucano.
Данная новость сразу же возбудила “экспертную” общественность как внутри Украины, так и за ее пределами, в ближайшем запоребрье. Причем в большинстве своем комментарии и мнения выражались относительно приобретения ВС ВСУ Super Tucano крайне нелестные и изобилующие сарказмом о том, что уровень Воздушных Сил Украины теперь кукурузники.
Что же, давайте проясним ситуацию и разберемся в вопросе того, что на самом деле планирует у бразильцев приобрести Украина.
Прежде всего, учебно-боевой EMB 314 Super Tucano/A-29, принятый на вооружение в 2003 году, обладает всеми характеристиками легкого штурмовика и обладает идеальным балансом между летными характеристиками и боевой нагрузкой.
Крейсерская скорость самолета 530 км/ч, с максимальной 590 км/ч. Практический потолок полета Super Tucano 10 600 метров, дальность полета 1 330 км, боевая нагрузка 1600 кг.
Super Tucano в стандартной комплектации вооружен парой 12,7-мм пулеметов FN Herstal M3 с боезапасом по 200 патронов, обладает пятью точками подвески для размещения разнообразного оружия. Наиболее часто на Super Tucano используются комбинации 20-мм автоматических пушек, 2-х ракет класса “воздух-воздух” AIM-9 Sidewinder или 4х70-мм НАР. Так же способен применять ракеты “воздух-земля” AGM-65 Maverick, Roketsan Cirit, бомбы общего назначения типа Mk 81, Mk 82, M-117, зажигательные бомбы, кассетные бомбы, высокоточные бомбы и т.д. На самолете так же размещается комплект лазерного наведения Lizard – Elbit либо Griffin – IAI.
Собственно, вариаций комплектации может быть великое множество и в зависимости от них меняется и цена самолета, от $9 млн до $18 млн.
В свою очередь, следует понимать, что этот самолет может быть приобретен Украиной не полностью за свои собственные средства, а за счет США по линии военной помощи, по которой Штаты приобрели данные штурмовики своим партнерам в Афганистане, Ливане и Нигерии.
И все же, вернемся к вопросу о “кукурузнике”, а точнее, если уже и называть этот легкий штурмовик таковым, то обязательно с приставкой “адский”. Дело в том, что в своем классе Super Tucano по боевой нагрузке, маневренности и скорости один из лучших. Более того, этот самолет относится к тем, которые были крещены “огнем”, а именно, широко применялись в борьбе с партизанскими формированиями в Колумбии.
Так же, Super Tucano благодаря своему потолку полета, практически неуязвим для стандартных ПЗРК на вооружении террористов и российского оккупационного контингента так называемых ДНР и ЛНР. В свою очередь, он может нести высокоточное оружие, не нарушающее “Минские соглашения”.
Задействовать же против Super Tucano более серьезное ЗРК террористами не позволит либо соблюдение “Минска”, либо высокая вероятность данного комплекса оказаться в зоне поражения артиллерии ВСУ.
И, что самое важное, Super Tucano может стать первым шагом в модернизации и обновлении украинских ВС. Причем, если идею закупки канадских БТР я нещадно критикую, то вопрос обновления ВС ВСУ за счет западных партнеров – всецело поддерживаю.
Ведь какой смысл нам приобретать у кого-то бронетранспортеры, когда мы сами можем их производить в достаточном количестве – главное политическая воля в очистке коррумпированных элементов. А вот с легкой штурмовой авиацией и истребителями у нас все плохо, поскольку производство таковых отсутствует в принципе.
А потому, без лишних рассусоливаний – да, Super Tucano вы можете саркастично называть “кукурузником”, но не забывайте добавлять приставку “адский”. Колумбийские сепаратисты и наркоторговцы подтвердят.