Министр обороны Словакии заявил, что его страна, наконец, готова передать Киеву истребители МиГ-29.
Официальная Братислава ведет консультации с партнерами по Альянсу, чтобы безопасно обеспечить операцию по разворачиванию бортов в Украине. Что в итоге получит Киев и как истребители помогут украинской армии в бою?
Сколько истребителей получит Киев
Мы получим модернизированные, с запасом летного ресурса примерно до 2030-2035 года, аппараты, к которым нам будет проще найти двигатели и запчасти в Восточной Европе.
А еще, благодаря гримасе судьбы, это частично будут российские самолеты — словаки получили их от Москвы в счет покрытия долга, во время так называемого «бархатного развода» Чехословакии.
12 МиГ-29С были на тот момент самыми новыми самолетами линейки, способными нести до 4 тонн боевой нагрузки, обстреливать с бортовой РЛС две цели и применять новейшие ракеты средней дальности Р-77 в экспортном варианте на 80 км.
Эти 12 машин плюс две учебно-боевые спарки несли службу на базе ВВС в Силиаче. За последующие годы в результате различных происшествий были потеряны 3 МиГ-29С и А.
Это означает, что сейчас Украина может получить 9 строевых и две учебных машины, что будет довольно внушительно для наших реалий.
Как МиГ-29 для Киева изменились со времен Холодной войны
Большой плюс, что истребители прошли модернизацию уже в процессе эксплуатации у словаков — Братислава еще в 2004 году заказала различные работы, чтобы интегрировать самолеты в структуру НАТО, потратив на это $78 млн.
Британский концерн BAE Systems поставил систему распознавания, а подрядчики из США — цифровую радиостанцию и навигационную систему.
Появилась возможность использовать в новой машине (получившей шифр МиГ-29AS), систему обмена данными Link 16, чтобы получать осведомленность с наземных РЛС и пунктов управления ПВО, избегать дружественного огня, и так далее.
Россияне, со своей стороны, интегрировали в кабину цифровые карты, мониторы, переделали метрическую систему на приборах в футы и дюймы, продлили эксплуатацию движкам, провели капитальный ремонт планеров.
В целом модернизация получилась вполне за свои деньги — бортовое электронное оборудование и продление срока эксплуатации.
Последний поточный ремонт этих машин именно россияне делали в 2019 году — спасибо, большое спасибо, Путин традиционно «всех переиграл».
Что Киев получит дополнительно к истребителям
Киев получит к истребителям и неназванные боеприпасы. Помимо снарядов к 30-мм орудию тут может быть только один вариант — экспортная ракета Р-77, РВВ-АЕ.
Украина производила их на «Артема», но после распада СССР прекратила. Поэтому лишними средства доставки не будут — изделия в хорошем состоянии, по контракту отгружались в 2013 году. Да и отправить любителям русского мира российскую же ракету — это просто красиво.
Естественно, кремлевские СМИ уже начали истекать желчью про устаревшие самолеты и близкий разгром ВВС Украины.
Но, как оказалось, воздушное командование ВСУ и не собирается использовать их в «догфайтах» (воздушных боях) против более современных машин рф 4+. У последних и бортовой радар имеет более дальний обзор, и ракеты на вооружении — более современные.
Как истребители от Словакии помогут Украине в бою
Не дать подлететь к линии вертолетам радиоэлектронной борьбы и ослепить, не дать долбить ЗРК, не дать работать по РЛС дронами и отгонять от боевых порядков штурмовики — истребители от Словакии вполне могут.
Кроме того, обещанные Миг-29 смогут работать кирпичиком в системе наших Сил обороны и не позволить завоевать воздушное превосходство.
Которое необходимо, чтобы бить узлы связи, склады, мосты, районы развертывания ЗРК.
И делать это уже не единичными крылатыми ракетами и доработанными для стрельбы по земле С-300, а сечь с воздуха сотнями полутонных чугунных неуправляемых бомб.
То, чем рф так любила заниматься в Сирии, и что заканчивается обломками шлемов и обрывками берц погибших пилотов ВКС (Воздушно-Космических Сил) в Украине.
Прыжок на запасные аэродромы 24 февраля с единичными потерями (не факт, что это не были расставленные по стоянкам неспособные подняться в небо «покойники»), аккуратное применение перехватчиков, чтобы не дать развить воздушное наступление, восстановление потерянных бортов запчастями с хранения и машинами из Восточной Европы — пока эта стратегия работает.
Надеемся, что скоро мы увидим совсем другие машины в цифровом камуфляже и с тризубами в небе Украины — перспектива этого есть.
Пока же так: скорость освоения и обслуживание — важнее, и хорошо, что для этого есть рынок Восточной Европы и политическая воля.
Кирилл Данильченко
Щедрівка НАТО Леонтович посміхається з небес
Щедрівка НАТО
Леонтович посміхається з небес pic.twitter.com/IBj0gsYXDd— Volodymyr Omelyan (@V_Omelyan) December 14, 2022