Люблю этот поучительный эпизод из известной книги историка Марка Ферро » Как рассказывают об истории в разных школах мира» .
…Историк описывает сенегальских детей, которых обучали истории в колониальных школах (Сенегал до получения независимости был колонией Франции).
Уже после получения независимости многие из них видели свое прошлое вовсе не в Истории Сенегала. Для них ИХ прошлое, это «главным образом римляне и жизнь римских детей, римские термы, театр и цирк. Она (историк рассказывает о впечатлениях 14-летней сенегальской девочки) вспоминает также галлов. Живое и дивное прошлое она представляет себе под солнцем Прованса. А затем следуют Карл Великий, Людовик XIV, соорудивший необыкновенные сады и дворцы. Вот пространство, в котором движется ее память о прошлом…
Ни родной стране, ни Африке в целом в нем нет места. Прошлое сенегальского народа было для нее «неинтересным»…»
Ферро вспоминает, что многие дети, узнав, что все эти короли и принцы — история другой страны, плакали от обиды и разочарования.
Те, кто ностальгирует по Высоцкому и Пушкину, кто утверждает. что украинская литература скучна, узнайте себя в этих несчастных детях из бывшей колонии…
P.S.
…доктор Комаровский обиделся на Вятровича за Цоя и Высоцкого.
——————————————————
И не просто обиделся а насчитав 229 общих друзей, ужаснулся и пригрозил «вычистить» последних из списка френдов ФБ. Во как!
Что же такого сделал глава института национальной памяти? Он сравнил Высоцкого и Цоя с Иронией судьбы и оливье и назвал все это «щупальцами русского мира», которые коварно приводят нас к мысли о едином народе.
Что тут сказать? Начну с того, что в советское время, когда я был школьником, песни Высоцкого были не то что запрещены, но не разрешены.
Почему? Потому что они разрушали облико морале строителя коммунизма, они сеяли сомнения в стране, где сомнений не могло быть.
Мы пели Высоцкого под гитару, и за это родителей вызывали в школу и ставили двойки по поведению. В стране, где всему надлежало проходить цензуру, Высоцкий на сотнях тысяч подпольных магнитофонных бабин был неподцензурен.
Возможно, будь он жив сегодня, он был бы и за Путина, кто знает. Но тогда он объективно служил разрушителем советской империи. Как, собственно говоря и Цой. Рок-музыка была по своей сути антисоветской культурой.
Я был взращен свободомыслящим именно на культуре Высоцкого, Окуджавы, Кукина, Вознесенского. И сегодня использую строки их стихов и песен в качестве крылатых слов в своих материалах. Помните, в одном из последних: «Будь осторожен, следи за собой»?
Я уже не так молод чтобы отказаться от их общества, они до смерти будут со мной.
Поэтому, если мыслить рационально, нужно отделять тех поэтов, бардов, писателей и режиссеров империи, которые объективно служили распаду Совка. И отдавать им должное.
Но тем не менее я согласен и с Вятровичем.
Новому поколению, которое сегодня только познает мир, не нужно знать ни имен ни песен певцов империи. Как писал один из таких певцов:»Новые песни придумала жизнь, не надо ребята о песнях тужить…»
Рожденные в свободной Украине должны стать украинцами. И ( я уже об этом писал) в качестве крылатых слов в своих сочинениях, статьях и книгах пользоваться идиомами украинского литературного пространства, а не советского (даже полулегального). Тогда будут живы и украинский язык и украинская ментальность.
Вятрович чувствует это и он прав. Хоть и рассуждает очень резко.
Когда украинская молодежь перестанет ощущать себя частью русского мира ( а Высоцкий и Цой это — русский мир), она безусловно когда-нибудь заинтересуется певцами архаических советских времен. И с интересом послушает их наравне с Шарлем Азнавуром, Жо Дассеном или нашим уже современником ( и частично земляком) Бобом Диланом.
Право же и у первых и у вторых есть что послушать)