Большинство россиян вынуждены экономить, а 22% граждан живут в бедности и могут позволить себе только минимальный набор самых простых продуктов, выяснили в РАНХиГС.
Значительная часть последних вынуждены выбирать — купить, например, картофель, морковь и хлеб или самые дешевые, но необходимые лекарства, констатирует старший научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС Дмитрий Логинов.
В рамках анализа потребительского благополучия граждан их разделили на четыре группы. Помимо зоны бедности, это зона комфорта, зона возможных изменений и зона риска. В зоне потребительского риска оказались 35,6% респондентов, их текущие доходы позволяют иметь нормальное питание и покупать повседневную одежду, но приобретение предметов длительного пользования (к таким товарам относятся, к примеру, мебель, компьютер, холодильник, смартфон) вызывает крайние сложности, а перспективы повышения материального статуса при этом отсутствуют.
22% граждан РФ живут в бедности
Срок использования товаров длительного пользования объективно ограничен, рано или поздно они приходят в негодность, а это означает, что люди будут вынуждены начать экономить на еде или взять кредит, предупреждает Логинов.
Самая нестабильная группа — это зона возможных изменений, в которую попали граждане, которые затруднились оценить свои потребительские возможности в следующем году. Например, для части респондентов в этой группе покупка предметов длительного пользования в настоящее время вызывает сложности, но они ожидают повышения уровня материальной обеспеченности, для других же есть возможность приобрести товары длительного пользования, но они предполагают, что их материальное положение ухудшится в ближайшем будущем.
В зоне потребительского комфорта находятся только 28,3% россиян, которые могут себе позволить приобрести товары длительного пользования и не опасаются снижения уровня жизни в ближайшем будущем.
Согласно официальной статистике, реальные доходы россиян снижались в августе и сентябре 2018 года (на 0,9 и 2,5% к соответствующим периодам прошлого года), однако в октябре, по последним данным Росстата, увеличились на 1,4%. В третьем квартале 2018 года изменение доходов населения, зарплат и пенсий в реальном выражении составило соответственно 0, 7,2 и 0,4% относительно того же квартала прошлого года.
Разрыв в росте доходов и зарплаты в РАНХиГС связывают со снижением в реальном выражении объема доходов от предпринимательской деятельности и собственности, а также с увеличением в структуре денежных доходов доли социальных выплат, что связано в том числе с ростом доли лиц старше трудоспособного возраста, получающих пенсию, и уменьшением доли работников трудоспособного возраста.
По итогам прошлого года численность россиян, живущих за чертой бедности, составила 19,3 млн человек, или 13,2% населения.
Доля денежных доходов, направленных на сбережения, в январе-сентябре 2018 года, по данным Росстата, составила 4,2% и стала минимальной с 2004 года.
Снижение возможности сберегать обусловлено в том числе растущей необходимостью платить по кредитам физических лиц, отмечает РБК. Сегодня каждый пятый россиянин испытывает трудности с возвратом полученных кредитов или опасается возникновения таких сложностей в ближайшем будущем.
P.S. Госдума утвердила сокращение расходов на пенсии
Государственная Дума на пленарном заседании в среду, 21 ноября, утвердила закон о федеральном бюджете на 2019-й год плановый период 2020-21 гг.Согласно документу и приложениям к нему, которые размещены в базе нижней палаты парламента, в ближайшие три года правительство РФ намерено на 11% увеличить налоговые сборы с бизнеса и населения, сократить расходы на поддержку регионов и выплаты пенсий, а также радикально увеличить финансирование силовых ведомств.
Секретные статьи бюджета будут увеличены в 1,5 раза — с 3,04 трлн рублей в 2019-м году до 4,417 трлн рублей в 2021-м.
С учетом этих трат суммарное финансирование армии, гособоронзаказа и правоохранительных органов вырастет на 36% — с 5,109 трлн рублей в текущем году до 6,94 трлн в 2021-м.
Расходы на пенсии, благодаря повышению пенсионного возраста, удастся сначала заморозить, а затем снизить: они составят 3,2 трлн рублей в 2019-м и 2020-м, а в 2021-му сократятся до 3 трлн рублей.
Ассигнования на поддержку регионов сокращаются с 972 млрд рублей в текущем году до 944 млрд в следующем и 928-929 млрд в последующие два года.
Несмотря на объявленный план ускорения за счет инвестиций на 8 трлн рублей, существенного увеличения статьи «национальная экономика» в бюджет не заложено.
В 2019-м году расходы нарастят лишь на 3%, или 90 млрд рублей, а к 2021-му добавят еще 215 млрд (8,4%).
Не будет и заметного увеличения расходов на образование. Их доля в бюджете на протяжении трех лет остается неизменной — 4,2%. В денежном выражении дополнительные ассигнования составят 66 млрд рублей в 2019 году и 51 млрд — в последующие два года.
Расходы на здравоохранение увеличиваются радикально — с 559 млрд рублей в текущем году до 900 млрд в 2020-м и 837 млрд в 2021-м. Однако их доля в бюджете остается мизерной — лишь 4,1%.
Бюджет сверстан с профицитом: суммарно за три года доходы превысят расходы на 4,1 триллиона рублей. Эта сумма в полном объеме будет направлена на скупку валюты.
Фактический объем валютных интервенций, впрочем, будет еще выше — 8,7 триллиона рублей за три года. Недостающие средства Минфину принесут займы на рынке.
Рост расходов на оборону и безопасность — это «беспрецедентное решение, таких давно не принималось», сообщил 6 ноября директор департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы Минфина Анатолий Попов.
«Вместе с закрытой частью расходы на правоохранительную деятельность, оборону и безопасность составляют 30% государственного бюджета», — заявил Попов.