Украинские школьники отстают в изучении математики и имеют проблемы с чтением. Это следует из результатов международного исследования качества образования PISA 2018, в котором Украина взяла участие в первый раз, сообщает пресс-служба Министерства образования и науки.
Так, результаты украинских учеников в PISA-2018 оказались хуже, а по математике — значительно хуже по сравнению со средними значениями по странам Организации экономического сотрудничества и развития — государств, имеющих высокие стандарты в образовании и других областях общественной жизни. Это прослеживается во всех трех компетенциях, уровень которых исследует PISA — читательской, математической и естественно-научной.
Согласно результатам PISA, базового уровня — минимального, которого в конце первого этапа среднего образования должны достичь ученики — в Украине не достигли: по читательской грамотности — 25,9% подростков, по математической — 36%, по естественно-научной — 26,4%.
Для сравнения, в странах ОЭСР до базового уровня сформированности читательской грамотности не дотянули 22% подростков, математической — 23,9%, естественно-научной — 21%.
В Украине большинство учеников (63%) читают для удовольствия, а 37% читают только тогда, когда нужно получить определенную информацию.
В общем рейтинге 79 стран, которые приняли участие в PISA-2018, позиции определяются с учетом погрешностей и сравнений между странами на подобных уровнях успешности. Поэтому общий рейтинг подается в диапазоне позиций.
Так, Украина примерно занимает среднее место в рейтинге PISA (выше Греции, но ниже России), диапазоны следующие:
— читательской — 37-42 позиции,
— математической — 41-46 позиции,
— естественно-научной — 35-42 позиции.

«Результаты PISA-2018, в частности, отрицают миф об эффективности советской математической системы образования. Исследование показывает: 36% наших 15-летних учеников не достигают даже базового уровня знания по математике. Они имеют проблемы с задачами, где нужно использовать простые стратегии решения, процентные соотношения, оперировать дробями и десятичными числами», — отметила министр образования и науки Анна Новосад.
P.S.
1
Сегодня все говорят о каких-то тестах PISA. О чем речь?
PISA (Program for International Student Assessment), — на сегодняшний день наиболее распространенный и объективный тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников и умение применять знания на практике. Исследование проводится раз в три года, в 2018-ом были сделаны тесты почти в 80-ти странах Организацией экономического сотрудничества и развития.
Уровень знаний украинских школьников в чтении, математике и естественных науках — ниже среднего. Такие результаты показало для Украины исследование «Я прочитала наш отчет только один раз, но этого достаточно, чтобы получить так называемый PISA-шок и увидеть те проблемы, которые есть в нашей системе. Хотя в целом наши результаты не такие уж и плохие, как некоторые ожидали», — сказала на презентации национального отчета министр образования и науки Анна Новосад.
2
Сколько украинских школьников сдавали тесты?
Украина первый раз принимала участие в этом тестировании. Оценивание проводилось в апреле-мае 2018 года. В нем приняли участие 6000 украинских подростков в возрасте 15-ти лет. Такой выборкой они представляли 315 388 всех школьников и студентов школ (городских и сельских), гимназий, лицеев, ПТУ. То есть оценивание прошел каждый 52-й школьник Украины. Подростки сдавали двухчасовый тест по чтению, математике и естественным наукам, а также заполняли подробные анкеты.
3
Подумаешь — очередное ЗНО. Или эти тесты показали что-то уникальное?
Фактически они показали, в какой точке сейчас находится украинское образование. Знания школьников оценивались по шкале из шести уровней, где первый — самый низкий, второй — базовый, а шестой — наивысший. В чтении украинские школьники набрали в среднем 466 из 1000 возможных баллов. При этом 25,9% подростков не достигли базового уровня, который требовал от них не только читать простые тексты и понимать их прямолинейно, но и уметь связывать несколько фрагментов информации, делать выводы. В математике их результат — 453 балла. До базового уровня (на котором требовалось, например, конвертировать цены в другую валюту или сравнивать длину альтернативных путей) не дотянули 36% школьников. Наконец, в естественных науках дети получили в среднем 469 баллов. Базового уровня не достигли 26,4%.
Менее 4% школьников смогли проанализировать текст, когда нет очевидной информации и нужно выдвигать предположения. Столько же в естественных науках умеют использовать абстрактные идеи, объяснять сложные явления, делать прогнозы. Только 5% учеников выполнили математические задания, где нужно разработать модели сложных ситуаций.
4
Давайте без процентов: это очень плохо?
«Каждый четвертый школьник в Украине имеет низкий уровень читательской, математической и естественно-научной грамотности. По чтению от средних показателей стран ОЭСР мы отстаем на 23 балла, по математике вообще — на 39, по естественным наукам на 22 балла. Согласно методологии PISA, каждые 30 баллов в шкале приравниваются к одному году обучения. Так что вы сами можете оценить, что означает разница в 39 баллов по математике», — говорит Новосад.
Объясняем на пальцах: по всем дисциплинам украинские школьники отстают от однолеток в стран Организации экономического сотрудничества и развития почти или более чем на год.
5
А хоть какие-то хорошие новости для украинских родителей есть?
Обратная сторона медали: 46,4% подростков в Украине достигают третьего уровня и выше в читательской грамотности, почти 38% в математической и 43,6% в естественных науках. Это наиболее типичный уровень грамотности для 15-летних школьников в странах ОЭСР. Учеников с высокими баллами в Украине чуть меньше, чем в этих странах, но разница не превышает 10%.
Еще одна хорошая новость — PISA исследует также отношение учеников к обучению и их эмоциональное состояние. Так вот, в Украине 82% школьников довольны жизнью и 89% часто испытывают позитивные чувства, а это больше, чем в среднем в странах исследования.
6
Можно ли сказать, что тест PISA — диагноз украинской системе образования?
«Фактически эти результаты подтвердили наши предположения об огромной проблеме в нашей системе образования: мы не учим детей применять знания на практике, не развиваем в них эту креативность, — рассказала экс-министр образования Лилия Гриневич, которая была одним из активных инициаторов участия Украины в системе тестирования PISA. — То, что у нас огромное количество детей не достигает даже базового уровня в математической грамотности — это очень драматическая цифра, которая стала для нас неприятным результатом. На самом деле, все представления о нашем прекрасном математическом образовании — только миф.
Самым серьезным выводом, который дает PISA, Гриневич считает огромную пропасть в учебных результатах детей в зависимости от кошелька его родителей (могут ли они позволить репетитора) и места проживания — в селе или городе: «Разница в 2,5 года обучения между детьми одного возраста. Это очень тревожный результат, который свидетельствует об отсутствии равного доступа к качественному образованию в Украине».
Для сравнения, в крупных городах средний результат составил 499,4 балла, в селах — всего 420,6.
Лилия Гриневич уверена: провести тестирование PISA было очень важно для того, чтобы посмотреть на себя в зеркало — определить ключевые проблемы, получить уникальный набор данных и определиться с дальнейшей реформой школьного образования.
7
Какое место среди других стран-участниц PISA заняла Украина?
Важен не только и не столько рейтинг страны, сколько полученные Украиной данные о состоянии школьного образования и их анализ, считает министр Анна Новосад. К тому же, PISA не проверяет, как школьники усвоили содержание образовательной программы, а оценивает, насколько они способны использовать полученные знания и умения в реальной жизни. Но если говорить именно о среднем рейтинге 79-ти стран в PISA, то диапазоны такие: в чтении на Украину приходятся 37-42 позиции, в математике 41-46, в естественных науках 35-42.
8
А если сравнивать с нашими ближайшими соседями?
Результаты Украины по всем трем пунктам ниже, чем в Польше, Венгрии и Эстонии. А вот результаты школьников из Молдовы и Грузии — хуже, чем из Украины. Украинские подростки опережают сверстников из Словакии в чтении и естественных науках, но слабее в математике.
Если сравнивать в балльной системе, то в чтении результаты Украины (466 баллов) ближе всего к Турции, Израилю и Люксембургу (470 баллов). В математике Украина (453 балла) соседствует тоже с Турцией (454), а также с Грецией и Кипром (451 балл). В естественных науках украинские подростки набрали в среднем 469 баллов — это близко к Беларуси (471) и Турции (468).
9
Какие страны возглавили рейтинг PISA?
Безусловный лидер — Китай. Правда, тестирование проводилось только в четырех провинциях — Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян, в которых проживают 180 млн человек. Хотя уровень дохода этих регионов значительно ниже среднего по ОЭСР. В математике китайские школьники дали 591 балл (разница с Украиной — 138 баллов, или 4,5 года обучения), в чтении 555 баллов, в науках 590.
Второй результат у Сингапура: 549 баллов в чтении, 569 в математике, 551 в науках. На третьем месте Макао: 525, 558 и 544 балла соответственно. То есть самые высокие строчки в рейтинге образовательных систем заняли страны Азии. Из стран европейского региона (пятое место рейтинга PISA) самые высокие результаты показала Эстония.
10
Ну хорошо, теперь мы знаем свое место. И что нам это дает?
Исследование PISA проводится не ради рейтинга, а чтобы получить большой массив данных и дальше использовать их в реформе образования, говорит Лилия Гриневич. «Это означает, что мы должны провести целевое повышение квалификации для учителей, научить их новым методикам, дать новые материалы, чтобы можно было формировать нужные компетентности и умение применять знания в новых обстоятельствах. Это надо делать для учителей 5-11 классов. А пока мы работали только с начальной школой», — отметила она.
Знать проблему в лицо мало, добавляет главный эксперт РПР по вопросам образования Владимир Бахрушин. Да, мы получили большой объем информации о своем образовании, которая позволит расставить акценты и разобраться с реформой. «Но у нас есть проблемы не только с достоверными данными, — признает он. — Все идет к тому, что надо повышать бюджет на образование: поднимать зарплаты учителям, обновлять оборудование. А пока мы от других стран отстаем не только в результатах тестирования, а и по бюджетам».
Следующее исследование PISA состоится в 2021 году. Организаторы планируют расширить список измеряемых компетенций, добавив в него творческое мышление. В тесте 2024 года появтся пятое измерение — обучение в цифровом мире. И здесь последний штрих. Большинство стран проходили прошлогодние тесты на компьютерах. И только девять — Украина, Аргентина, Иордания, Ливан, Молдова, Республика Северная Македония, Румыния, Саудовская Аравия и Вьетнам — оценивали знания и навыки своих школьников в PISA 2018 на бумаге.
liga.net