Российское оружие постепенно теряет индийский рынок

36

Министерство обороны Индии подписало с американской корпорацией Boeing контракт на закупку восьми самолетов базовой патрульной авиации P-8I на общую сумму $2,1 млрд. Это самая крупная оружейная сделка за всю историю военно-технического сотрудничества между Индией и США.

P-8I "Посейдон"

Дело, конечно, не в том, что P-8I какой-то особенный самолет и он способен сместить стретегическое равновесие в регионе, а в том, что эти машины должны будут заменить восемь дальних противолодочных самолетов Ту-142М советского производства, которые сейчас находятся на вооружении ВМС Индии. То есть в данном секторе Индия переориентируется с советской (российской) техники на американские образцы, что подтверждается тем, что в тендере на поставку таких самолетов большого радиуса действия участвовал и межгосударственный авиационный комплекс "Ильюшин", который в итоге сошел с дистанции. Это значит, что будет переориентироваться вся инфраструктура, ранее обеспечивавшая российские самолеты.

И надо признать, что это является вовсе не следствием "измены" Индии своему давнему партнеру, и не является итогом "мирового заговора" — просто российская техника уступает американской, а это, в свою очередь, является следствием развала Оборонно-промышленного окмплекса России, идущего вот уже два десятка лет. Производственно-техническая база российского ОПК сегодня не способна конкурировать с американской.

Так, в 2007 году "Ильюшин" уже потерпел в Индии неудачу. Тогда индийская сторона отказалась принимать модернизированные противолодочные самолеты Ил-38SD с новой поисково-прицельной системой "Морской змей" и приостановила оплату по контракту в $150 млн. Во время испытаний в Баренцевом море эта система не смогла засечь подлодку на необходимом расстоянии.

Кто виноват? В чем тут "козни"? Качество техники не соответствовало тем требованиям, которые предъявлял покупатель. Требования были известны, наши вышли на тендер — и не смогли соответствовать.

Или еще пример: Индия подписала контракт стоимостью $962 млн на приобретение шести американских транспортных самолетов С-130J Super Hercules. Индийцы купили американские самолеты из-за задержки с реализацией российско-индийского проекта по созданию среднего транспортного самолета MTA, в котором с российской стороны участвовал "Ильюшин".

Стоит ли говорить об истории с продажей Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", — сделку, которую рекламировали в течение целого десятилетия как крупнейшее достижение российского ВТС, и которая тихо умерла не потому что кто-то злоокзненно что-то подстроил, а по той причине, что Россия не смогла элементарно выполнить взятые на себя и проплаченные индийской стороной обязательства. Авианесущий крейсер не был модернизирован. Самолет МиГ-29К, которым должен был оснащаться авианосец, не был доведен до серии.

Авианесущий крейсер "Адмирал Горшков"

А Индии не нужны "липовые" сделки — эта страна находится в состоянии перманентного конфликта как с Пакистаном, так и с Китаем, она вынуждена иметь не просто вооруженные силы, а армию и флот, которые способны эффективно противостоять реальной, а не вымышленной угрозе, причем угрозе со стороны столь же реального и сильного противника.

Что до России, то произошло то, о чем предупреждали еще много лет назад, на волне эйфории от роста продаж военной техники за рубеж при Ельцине и раннем Путине — производстворазвалено, оно не способно серийно производить новые образцы техники, особенно крупными сериями. Если на уровне разработки наш ОПК все еще способен производить интересные образцы техники, отличающиеся оригинальной конструкцией и (по известной причине) более экономичные, чем западные образцы, то вопротить свои же разработки в крупносерийном производстве мы часто категорически неспособны. Целое десятилетие страна продавала, по сути, складские остатки прежней эпохи, а то и еще хуже — снимала с вооружения готовые образцы, модернизировала, придавала им товарный вид и сбагривала не слишком требовательным покупателям. Пример — алжирская сделка по МиГ-29, где сторона-покупатель выявила большое количество бывших в употреблении деталей в технике, заявленной как новая.

Но СССР нет уже 17 лет, и как бы ни были велики запасы, сделанные советскими поколениями, они заканчиваются, устаревают, в конце концов, теряют рыночную привлекательность. А новая техника — вся штучная, для экспонирования на оружейных салонах. Да и там все больше претензий, все больше музейно-раритетной составляющей…

Анатолий Баранов

Поделиться:
Загрузка...