Гендиректор и одновременно председатель правления запорожской авиакомпании «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев объявил, что с 2017 года Украина начнет выпускать собственные вертолеты МСБ-2. Тут даже не одна сенсация, а целых три.
Авиационные двигатели в одом из цехов на заводе компании ОАО «Мотор Сич»
Во-первых, Украина никогда не только не разрабатывала, но и не производила винтокрылые машины.
Во-вторых, «Мотор Сич» никогда не была авиакомпанией. В фирме с таким названием с советских времен производили вертолетные двигатели, а также двигатели для транспортных самолетов ОКБ Антонова.
В-третьих, аббревиатура МСБ расшифровывается как «Мотор Сич Богуслаев». То есть, глава компании представлен как вертолетный конструктор. В одном ряду с Милем, Камовым, Сикорским.
Никто не спорит: доктор технических наук Вячеслав Александрович Богуслаев — прекрасный конструктор. Но конструктор-двигателист. Волею судеб он вынужденно занялся конструированием винтокрылых машин в 2012 году, на 75-м году жизни.
Насущная потребность делать свои вертолеты, прежде всего — военного назначения, возникла у Украины не от хорошей жизни. Потому что с винтокрылыми машинами в этой стране сейчас просто беда. В прежние годы их распродавали, пребывая в каком-то, как пел Высоцкий, гибельном восторге. В результате ВВС Украины за годы независимости лишились почти 150 ударных вертолетов Ми-24 и более полусотни многоцелевых Ми-8.
В строю остались сущие слезы: Ми-8 — 30 единиц, Ми-9 — 4, Ми-24 — 45. Есть еще вертолеты Ми-2, но их количество не сообщается. В «Белой книге», официальном издании Минобороны Украины для всеобщего пользования, говорится о трех таких машинах. В то же время есть сведения, что их может быть десятка два. И при этом существует естественная техническая убыль, которая десятилетиями абсолютно не восполняется. В связи с чем создание на Украине собственных вертолетов стало актуальнейшей проблемой.
Но впервые этот вопрос подняли лишь в 2012 году, когда запорожское предприятие по выпуску авиационных двигателей «Мотор Сич» заявило, что собственная вертолетостроительная отрасль на его базе у страны появится через пять лет. То есть, как раз в 2017-м. Иными словами — уже в следующем году.
Повод для оптимизма вполне реальный. В «Мотор Сич» подготовили программу серьезной модернизации боевого вертолета Ми-24П до уровня Ми-24ПУ1. А спустя два года в ВВС был передан модернизированный вертолет, который существенно увеличил боевые возможности базовой модели. Помимо новых двигателей на него были установлены станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полетной информации БУР-4−1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GPS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196 В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350.
Все это было создано на различных украинских предприятиях. Наиболее сильные позиции тут по двигателям. В свое время вертолетные двигатели конструировались в ленинградском ОКБ Климова, а производились в Запорожье на заводе «Моторостроитель». Также на нем выпускались двигатели для транспортных самолетов. Со временем на заводе появилось КБ, которое приступило не только к модернизации, но и к созданию новых моторов. Это предприятие и называется сейчас ПАО «Мотор Сич».
В 2015 году на Украине были модернизированы еще два вертолета.
Из старой и сугубо «безударной», цивильной машины сделали как бы ударную. Взяли советский вертолет Ми-2, который был принят на вооружение в 1965 году, и навесили на него, словно на тачанку, некоторый объем вооружений. Вертолет получил название Ми-2МСБ-В.
Кабину никакие изменения не коснулись. Она осталась небронированной. И это разумно, поскольку, во-первых, двум модернизированным движкам АИ-450М с суммарной мощностью в 900 л.с. вряд ли потянуть дополнительную обузу.
Во-вторых, как показывает практика, на Украине не могут научиться варить нормальную броню, о чем свидетельствуют постоянные скандалы с БТР и танками, у которых броня трескается не от огневого воздействия противника, а сама по себе.
Ми-2МСБ-В получил следующее вооружение, разработанное в моторостроительной компании «Мотор Сич»: блоки неуправляемых реактивных снарядов НУРС Б-8МСБ калибра 80 мм и контейнеры с автоматическими гранатометами. Есть также пулемет калибра 7,62 мм, расположенный в салоне.
Левую выхлопную трубу конструкторы прикрыли экраном. Правую не тронули. Воздухозаборник прикрыли решеткой. На вертолете разместили вышеупомянутую станцию оптико-электронного противодействия «Адрос».
Разумеется, определенные ударные качества вертолет приобрел. Почти на уровне первых модификаций Ми-8, хоть там все же применялись и управляемые ракеты, и кабина была бронированной. Но следует признать, что автоматические гранатометы выглядят довольно странно на борту украинского легкого вертолета. Вряд ли их залпы будут безвредны для немолодого корпуса машины и для сильно постаревших узлов и механизмов. В отличие от модернизированного Ми-24, «ударный» Ми-22МСБ-В не приобрел ни всепогодности, ни возможности работать ночью.
В настоящий момент по этой программе модернизировано два вертолета. Из трех, имевшихся в наличии. Расчет руководства «Мотор Сич» тут понятен. Ми-2 производили в Польше в огромных количествах целых 30 лет. А посему там наличествует какой-то объем «неликвидов», которые можно закупать.
Да, «Мотор Сич» способен создавать турбовальные двигатели, которые можно устанавливать на современных вертолетах.
На Украине вполне могут делать управляемые авиационные ракеты. Этим занимаются НТК «Прогресс» (головки самонаведения) и КБ «Луч» (ПТРК, ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность»).
Качество мы тут не обсуждаем: при определенных возможностях всегда есть пути к совершенствованию продукции. А интеллектуальный потенциал действительно имеется. На «Прогрессе», например, разработали и начали в 2013 году серийно выпускать управляемые артиллерийские снаряды «Квiтник».
С системами управления огнем несколько сложнее. Поскольку применительно к авиации они не требовались — из «летучего» на Украине традиционно производятся лишь транспортные и пассажирские самолеты. Киевское НИИ «Квант-Радиолокация» специализируется на системах обнаружения и управления огнем для кораблей и бронетехники. Однако вполне способно освоить и вертолетные системы.
Однако если бы даже по каждой позиции все было распрекрасно, все равно эти разрозненные слагаемые не способны создать на Украине вертолетостроительную отрасль. Потому что в стране нет школы этого самого вертолетостроения. Нет конструкторов, которые способны собрать воедино все элементы, добившись оптимальных летных качеств машины, боевой эффективности, высокой живучести.
Непонятно, кто и как будет рассчитывать, а потом в металле обеспечивать ремонтопригодность, надежность, износоустойчивость механизмов, минимализацию временных затрат на подготовку к полету, эргономичность органов управления, оптимальный состав ЗИПа и многое другое. Все это не освоить в должной степени, пользуясь лишь учебниками. Необходима практика, а также опыт вертолетных конструкторов высшей квалификации. В России они есть. А на Украине нет и никогда не было.
Что же касается пассажирского вертолета «Мотор-Сич-Богуслаев-2», то и это тоже старый, знакомый Ми-2, который в Запорожье намереваются подвергнуть ремоторизации и освежить приборное оборудование. Про него на Украине уже ходят легенды. Например, «авиакомпания» «Мотор Сич» уже пообещала, что ее машина будет подниматься на 7 тыс. метров. Ведущие вертолетные конструкторы мира посрамлены.
Владимир Тучков