Страна Ублюдия. В Ростовскую область перевезли украинский завод из Луганска

61

 Ростовскую область заполонили тысячи беженцев. По последним данным, в регионе нашли приют более 38 тысяч женщин, мужчин и детей. Но чтобы от войны бежал через границу целый завод, с оборудованием и рабочими, — случай уникальный.

Мы едем в Каменск-Шахтинский, где обосновалось украинское предприятие, посмотреть, как сложилась жизнь на новом месте, удалось ли ему набрать прежние обороты, не нарушились ли связи и как обустроились люди, которые приехали вместе с родным предприятием.

Станки переносили на руках

На опустевших площадях Каменского машзавода опять затрепетала жизнь. Новеньким серебром отливает скромная, но со вкусом сделанная вывеска "Каменский завод транспортного машиностроения — КЗТМ". Это новое, российское название Луганского электромашиностроительного завода. Оно выпускает комплектующие для подвижного состава железнодорожного транспорта. Охранники в камуфляже у проходной. Один из них провожает нас к директору. Охранник оказывается первым украинцем, встретившимся нам. Он сам решил уехать из-под бомбежек и устроиться на любую работу.

Второй украинец — сам директор завода Владимир Чучин. Коренной житель Донбасса, на Луганском машзаводе он был заместителем руководителя, а теперь принял российское гражданство. Он переехал вместе с маленьким сыном и женой, которая тоже со дня на день станет гражданкой России.

— Когда первый раз приехал сюда, хотелось плакать. Пустая полуразрушенная производственная площадка. Гулкие холодные пролеты цехов, по которым гулял ветер, а под ногами хрустел лед. Но глаза боялись, а руки делали. Стали готовить помещения к приему техники и людей, — вспоминает Владимир Чучин и показывает фото разрушенных цехов, разбитых окон и скелетов производственных линий.

Переезд завода длился несколько месяцев и запомнился каждому как день свадьбы, до самых мелочей. Первые два месяца ушли на демонтаж оборудования и его разборку. Новенькие немецкие "НАЙЛЗы" разбирали сами. Отличные умные станки, аналогов, к сожалению, нет. Потом грузили на 20-тонные "КамАЗы". Шесть человек катили на роликах к машине части станков. Чтобы перевезти один станок весом до двадцати тонн каждый, требовалось три грузовика. А всего разных станков не менее двух десятков.

— Завод переносили буквально на руках, — вспоминает Владимир. — Вот эти два станка попали под мощный обстрел. На контрольно-пропускном пункте Изварино во время прохождения таможни началась бомбежка. Осколок повредил один контейнер. Этим, слава богу, и обошлось.

На новом месте все вновь собирали своими силами. Помогало то, что уже работали на этих станках и изучили их. Когда это оборудование закупили на тогда еще Луганский завод, его монтировали немецкие специалисты. Теперь же пришлось справляться самим: немцы, ввиду известных санкций, отказались приезжать на помощь. В итоге все нормально работает. Высокоточные зубошлифовальные станки с ЧПУ без шума, пыли и без участия человека быстро делают свою работу. На обслуживание умной машины хватает одного рабочего, но какого!

— Специалистов этого профиля очень и очень немного, а для работы именно на зубошлифовальных и зубофрезерных станках с ЧПУ вообще были только у нас. Их же специально натаскивали разработчики этого оборудования, — рассказывает Владимир Чучин. — Поэтому, конечно, штучных мастеров мы позвали с собой.

Свадьбу сыграли уже в России

С заводом в Россию переехали тридцать человек. Классные токари, фрезеровщики, слесари, сборщики. Из руководства — директор, начальник цеха, замначальника участка и инженер-конструктор. Все официально трудоустроились. Зарплата платится с первого месяца. И неплохая. На сегодняшний день на предприятии работает около 150 человек, но по завершении инвестиционного проекта будет создано еще порядка 200 новых рабочих мест. В цехе ловим Александра Севрюкова, начальника участка термообработки. Все свое монтировал своими руками.

Из Луганска перевезли даже мойки, и печи, и масляный бак. Оборудование, конечно, не уникальное, как станки с ЧПУ, но зачем потом приобретать, если есть свое? В Луганске Севрюков работал на этой же должности. Переехал в российский Каменск вместе с женой и двумя детьми, шестилетней и годовалой девочками.

Даем работу Луганску

Бывший украинский завод успешно встраивается в экономику России. Уже внес свой вклад и в программу импортозамещения: наладил выпуск продукции, фильтров и горнообогатительной техники, которую ранее российские предприятия покупали в Германии. В этом году предприятие планирует нарастить объем производства до 600 миллионов рублей, а уже в 2019-м выйти на производство продукции в миллиард рублей в год. Заказы на его продукцию, нужную для железнодорожного машиностроения, идут со всей России.

— Наше переселение сравнивают с эвакуацией в Великую Отечественную. Я вам скажу, за пару месяцев перевезти целиком такое предприятие, как наше, нереально, — считает Владимир Чучин. — На самом деле, неожиданности с переездом для нас не было. Еще в 2012 году строились планы, что в России будет открыт новый участок завода. У нас сырье производится на Урале. Основные заказчики — российские предприятия машиностроения. Возить и сырье, и готовую продукцию через границу экономически смысла не было. В августе 2013 года мы начали здесь строительство, без конкретной цели переезжать с Украины. А развернувшиеся события лишь ускорили этот процесс. Переезжали уже под снарядами. Инвестированы средства в капремонт, оборудование. Мы перевезли часть оборудования, достаточную для производства основной продукции. Есть проект расширения производства. Объем инвестиций в этом году составит 470 миллионов рублей. Инвестирует украинская фирма.

— А зачем ей?

— Для расширения производства. Да, готова вкладывать в российское производство. А что здесь удивительного? Ведь было принято решение о расширении производства и выбрана площадка в России. И губернатор Ростовской области Василий Голубев на международном инвестфоруме "Сочи-2014" подписал соглашение о реализации инвестпроекта с генеральным директором Луганского электромашиностроительного завода Вячеславом Краюшкиным. То есть все договоренности, которые были до войны, сохранились. И связи остались, в том числе и человеческие. И инвестиции в Ростовскую области пошли с Украины. Война войной, а экономика по расписанию.

Между тем

Вслед за луганским заводом в Россию могут переехать и другие. По словам гендиректора Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игоря Буракова, есть еще производственные предприятия, желающие переехать с Украины в Россию. Ранее в Россию от войны бежало другое украинское предприятие: завод Луганский машиностроитель-43 переехал в Чувашию. Ходили слухи и о желании руководства запорожского завода "Мотор Сич", занимающегося производством газотурбинных двигателей, перенести сборочные мощности в Россию.

Лариса Ионова

Поделиться:
Загрузка...