Под Одессой испытают украинский ЗРК С-125 «Печора-2Д»

347

 С 16 по 18 декабря на полигоне в Одесской области пройдут боевые стрельбы модернизированного зенитно-ракетного комплекса С-125Д с улучшенными характеристиками.

Вооруженные силы Украины испытают на юге Одесской области зенитно-ракетные комплексы С-125 «Печора-2Д», которые были выведены из консервации и серьезно обновлены.

Об этом сообщил источник в Минобороны.

По его словам, ЗРК прошли глубокую модернизацию на предприятии «Аэротехника- МЛТ»: «Заменена вся электроника, в результате чего комплексы получили возможность уничтожать все виды целей, в том числе низколетящие и малоразмерные, в условиях сложной помеховой обстановки. Кроме того, появились некоторые новые опции, о которых пока, до испытаний, говорить рано», — отметил собеседник.

Стрельбы пройдут в Татарбунарском районе, на берегу одного из Тузловских озер, 16-18 декабря. Технику туда уже доставили.

По данным источника, если испытания пройдут успешно, ЗРК передадут Военно-морским силам Украины.

P.S.

Новый модернизированный комплекс ЗРК С-125-2Д представила еще в апреле Президенту Украины П.Порошенко украинская компания «Аэротехника-МЛТ», тогда же министр обороны Украины С.Полторак, в свою очередь, заявил, что в ближайшее время он будет принят на вооружение.

Разработку варианта модернизации зенитного ракетного комплекса С-125-М1 в версию С-125-2Д (для экспортных поставок – обозначение «Печора 2Д») киевское предприятие «Аэротехника-МЛТ» начало в инициативном порядке где-то в 2007 г.

Советский комплекс малой дальности ЗРК С-125 был снят с вооружения ВС Украины в 2005 г. При этом в бытность СССР 400 комплексов С-125 в различных модификациях было поставлено 36 иностранным заказчикам. 30 из них продолжают эксплуатировать эти ЗРК, пригодные для модернизации. Наиболее активными модернизаторами этих ЗРК на рынках Африки и Азии, где числится наибольшее количество собственников «Печор» (экспортное обозначение ЗРК С-125) до определенного периода были россияне и белорусы. Украинская частная компания «Аэротехника-МЛТ» стала продвигать свою версию этого ЗРК с 2008 г., которая нашла и экспортных заказчиков. Известно, по крайней мере, о двух таких контрактах.

Один из них был заключен в 2008 г. с африканским заказчиком при посредничестве «Укроборонсервиса». Предположительно, заказчиком явилась Уганда, которая получила как минимум четыре модернизированных комплекса С-125. При этом показательно, что ранее на вооружении ПВО Уганды ЗРК этого типа не стояли. Второй контракт был подписан «Аэротехника-МЛТ» в ходе состоявшейся в сентябре 2010 г. в ЮАР выставки аэрокосмической и военной техники «Африка аэроспейс энд дифенс-2010». Издание Jane’s Missiles & Rockets идентифицировало в качестве заказчика Анголу. О количестве заказанных ЗРК данных нет.

В целом украинский вариант модернизации ЗРК С-125-2Д идеологически схож с российском проектом ГСКБ «Алмаз-Антей» С-125-2А («Печора-2А», дальность стрельбы – 3,5-28 км, высота поражения – 0,02-20 км) и белорусским проектом унитарного предприятия «Тетраэдр» С-125-2Т («Печора-2ТМ», дальность стрельбы – 3,5-35,4 км, высота поражения – 0,02-25 км). – так как модернизация направлена на коренное обновление командного пункта УНВ-2 и станции наведения ракет СНР-125.

ЗРК С-125-2Д предназначен для поражения самолетов тактической и морской авиации, а также крылатых ракет воздушного базирования, действующих на малых и средних высотах в пассивных и активных помехах днем и ночью. ЗРК С-125-2Д прошел весь комплекс испытаний, включая боевые стрельбы. В ходе модернизации ЗРК С-125-М1 до уровня С-125-2Д была проведена доработка всех основных средств комплекса. По информации разработчиков, в ходе усовершенствования были решены задачи повышения надежности, мобильности, живучести комплекса, устойчивости РЛС к воздействию радиоэлектронных помех, а ресурс ЗРК был увеличен на 15 лет.

В состав модернизированного в Украине ЗРК С-125-2Д входят пункт управления УНК-2Д, антенный пост УНВ-2Д, пусковые установки 5П73-2Д, а также технические средства обеспечения. В результате модернизации пункта управления УНК-2Д, размещенного на базе автомобиля КрАЗ, его расчет сократился с шести до 3-4 человек, включая командира, офицера-наведения и 1-2 операторов РЛС. Аналоговое оборудование, разработанное в 1950-х гг. в СССР, заменено на цифровые системы, управление которыми осуществляется с использованием дисплеев из кабины УНК-2Д, оснащенной системой климат-контроля. Пункт управления связан с РЛС и пусковыми установками, которые могут располагаться на дальности до 5 км, с помощью беспроводного интерфейса.

В состав дивизиона С-125-2Д входит до четырех ПУ с 16 ракетами, но в дальнейшем планируется, что количество ПУ будет зависеть от пожеланий заказчика. Кроме того, компания намерена использовать для обнаружения целей РЛС с фазированной антенной решеткой, а также провести модернизацию ЗУР. Украинская компания в 2010 г. провела испытания модернизированного комплекса на полигоне Чауда. Всего было выполнено шесть пусков ракет в различных режимах. По их итогам было заявлено, что дальность обнаружения ЗРК С-125-2Д цели типа тактический истребитель на высоте 7 км составляет не менее 100 км, на высоте 20 м – не менее 28 км; минимальная/максимальная высота поражения – 20 м/21 км, максимальный курсовой параметр цели – 24 км, горизонтальная дальность до дальней границы зоны поражения – 27 км, наклонная дальность до дальней границы зоны поражения – 37 км (±5 км).

После испытаний военное руководство страны еще в 2010 г. заявило о том, что зенитные ракетные войска намерены вернуть в свой боевой состав ЗРК С-125, которые значительное время находились на базах хранения. Логика тогдашнего командования противовоздушной обороны была такова: «З огляду на те, що у нас на базах зберігання знаходиться до двох десятків дивізіонів ЗРК С-125 і є достатня кількість ракет до цього комплексу, то повернення ЗРК С-125 до арсеналу Протиповітряної оборони є абсолютно логічним і виправданим кроком. Особливо, виходячи з критерію «ефективність-вартість». За попередніми оцінками, ми зацікавлені, щоб повернути до бойового складу не менше 9 дивізіонів. Вони будуть введені до складу вже існуючих полків та бригад, аби не утворювати додаткових управлінських структур. Позитивним також є те, що дивізіони С-125 можуть бути інтегровані в системи управління ЗРК С-300. За рахунок розгортання дивізіонів С-125М ми плануємо посилити прикриття Харківської, Рівненської АЄС, а також гребель Дніпровського каскаду. Поява дивізіонів С-125 дозволить значно зменшити терміни готовності чергових сил до виконання завдань з прикриття важливих державних об’єктів. Особливо за умов, коли ці дивізіони стануть на бойове чергування безпосередньо поблизу цих об’єктів. Тоді мова йтиме не про години, за які мобільні дивізіони можуть доїхати та розгорнутися біля атомних станцій чи ГЄС, а вже про лічені хвилини. Це цілком відповідає сучасним вимогам».

Однако украинская армия этими модернизированными дивизионами малой дальности так и не пополнилась. В 2015 г. руководством Минобороны повторно заявлено о готовности принять на вооружение ЗРК С-125-2Д. В нынешних условиях военной агрессии стремление увеличить количество ЗРК в составе ВСУ для повышения плотности группировки сил и средств ПВО для борьбы с маловысотными целями вполне понятно. При этом важно понимать, что для решения задач противовоздушной обороны в зоне АТО (почему-то именно так заявлялось с телевизионных каналов в ходе показа «Печоры» политическому и военному руководству) – все составляющие ЗРК С-125-2Д (включая антенный пост УНВ-2Д и пусковые установки 5П73-2Д) должны быть размещены на подвижной базе. Хотя все таки более логичным выглядит использование этого ЗРК для объектовой ПВО, — при достаточном удалении от поражения наземными средствами противника. Что, впрочем, все равно не снимает с разработчиков решение задачи о мобильности ЗРК С-125-2Д. Тем более, что такая необходимость еще лет пять назад признавалась и самим представителями компании «Аэротехника-МЛТ», уже тогда имевшими определенные наработки.

Еще один вопрос – по ракете. Модернизация не коснулась используемых комплексом зенитных управляемых ракет (ЗУР) 5В25 и 5В27. Но важно понимать – что ЗРК – это прежде всего ракета. Во-первых, исправная. Во-вторых, как расходный материал в ходе боевых действий, имеющаяся в достаточных количествах. До определенного времени – и Россия, и та же Белоруссия – заявляя о своих проектах модернизации комплекса С-125, подсознательно имели в виду, что ракеты к этим ЗРК при экспортным поставкам они будут докупать в Украине. Так получилось, что у нас были и остаются весьма значительные запасы ракет 5В27 к «стодвадцатьпятке». Это крайне важно. Их количество достаточно как для наших ЗРК С-125 – даже с увеличением численности в составе ВСУ, так и для экспорта.

Но один нюанс — ресурс гарантийного (читай – безопасного) использования ЗУР – если придерживаться традиционной нормативной базы под эти образцы вооружения — исчерпан. Поэтому нужно определить, какие из украинских предприятий и кто из директоров заводов и конструкторов должен взять на себя ответственность за эту работу – продление ресурса к ЗУР всех наших комплексов ЗРК, а не только «Печоры». Что ж до технических нюансов, то для приведения в боеспособное состояние украинских ракетных запасов, как минимум, будет необходима замена смесей и порохов в твердотопливных двигателях и ускорителях ракет порохами и смесями украинского производства (задача 1). Или создание и производство совершенно новых ракет под уже существующие ЗРК (задача 2). Определенные попытки решить эти задачи на данный момент предпринимаются. Правда, пока не так энергично как бы хотелось …

На данное время в России подобного оружия на вооружении уже нет – они полностью перешли на С-300 и С-400. Все производство зенитно-ракетных систем было сосредоточено в России. Поскольку мы оказались в таких условиях, мы предпринимаем все усилия, чтобы модернизировать то, что у нас есть. И параллельно, безусловно, желательно разрабатывать новые комплексы, потому что других реалий у нас нет – те же американские "Patriot" обойдутся намного дороже.

milnavigator.com

milnavigator.com

Поделиться:
Загрузка...