Для начала, всевозможным «уважаемым людям», кричащим что L-15 это учебно-боевой самолёт, на котором «ДАЖЕ БРЛС НЕТ!!!111! И ОН НЕ МОЖЕТ СТРИЛЯТЬ РОКЕТАМИ!!11!!1» хочу сказать, чтобы дочитали запись до конца.
Украина предварительно договорилась с КНР о закупке для нужд ВВС легких штурмовиков Hongdu L-15, которые оснащаются двигателями украинского производства. Учитывая, что ВВС Украины нуждаются в новых истребителях, эта новость может быть крайне интересной и вот почему:
Ни для кого не секрет, что при работе над своим истребителем L-15 китайские инженеры плотно сотрудничали с российскими коллегами из КБ Яковлева. Поэтому начну из далека.
Семейство самолётов на базе ЯК-130:
В интервью 2013 года были раскрыты планы по дальнейшему развитию проекта учебно-боевого самолёта Як-130:
«Иркут продолжает работы над одноместной боевой модификацией самолета… Одноместная модификация Як-130 получила индекс Як-133, ранее были известны двухместный Як-131 и сверхзвуковой Як-135. Первый прототип Як-133 будет построен в 2014 г.
Двигатели будут увеличенной мощности — до 27,45 кН каждый по сравнению с сегодняшними тягой 24,51 кН.»
Иными словами, на базе Як-130 конструкторское бюро собирается создать целую линейку летательных аппаратов:
1. Полноценный 1-местный штурмовик ЯК-133 с двигателями АИ-222–28. С бронированием, БРЛС, большей взлётной массой и пр
2. 1-местный сверхзвуковой истребитель 4-ого поколения Як-135 с двигателями АИ-222–28Ф
3. Ударный БПЛА. В некоторых источниках известном как Як-133БР Прорыв
4. А также самолёты РЭБ и бомбардировщик
О характеристика предполагаемого Як-133 можно судить по ТТХ его сверхзвукового брата L-15 и по сравнению Су-27П с СУ-27УБ(учебная версия имеет на 2000кг меньшую боевую нагрузку + на 10% меньшую скорость и скороподъемность).
«На глазок» максимальная скорость Як-133 должна достигать 2 махов(2100км/ч на высоте 11000м), боевая нагрузка вырастет до 4000–45000кг. То есть минимум на уровне JF-17.
Производство и разработкой двигателей для самолётов Як-130 и L-15 Lift занимались украинская «МоторСич» и «Ивченко Прогресс», а раз военно-техническое сотрудничество между Украиной и Россией прекращено, то проект сейчас испытывает понятные трудности. НПЦ газотурбостроения «Салют» в 2014 году заявило, что освоило самостоятельное производство двигателей для Як-130. Не берусь судить насколько это правда, но в любом случае: документации на АИ-222–25Ф у «Салют» взяться негде. Тем более на АИ-222–28, АИ-222–28Ф и прочих.
Поэтому проект ЯК-133 затормозился
Семейство истребителей на базе L-15
В 2012 году на выставке выставке Zhuhai Air Show 2012 был представлен макет китайского ударного беспилотного летательного аппарата на основе L-15
Cудя по всему, Китай, аналогично своим российским коллегами, собирается создать на основе истребителя L-15 создать линейку летательных аппаратов
В дополнение к сказанному, на пакистанском форуме defence.pk(Пакистан — один из главных покупателей китайского вооружения в мире, поэтому там много интересной информации о китайском ВПК) проскакивала информация о разработке на базе L-15 Lift cверхзвукового истребителя 4 поколения близкого по характеристикам к легкому китайскому истребителю JF-17 Thunder(в последних версия BLock-2 на нем стоит БРЛС с АФАР и дальностью обнаружения до 130км для целей с ЭПР в 3 км^2)
Конечно Китай любит всё держать в секрете. Поэтому не удивительно, что пока ни о чем подобном на официальном уровне, к сожалению, не заявлялось. Хотя какие истребители, когда новые двигатели ещё не готовы.
А почему бы сразу не взять JF-17?
Часто некоторые многоуважаемые авторы грезят неким двигателем АИ-9500Ф от «МоторСич», которым они собираются ремоторизировать старые Миг-29(сгнивший корпус ремоторизировать, ага), а также ставить на китайские JF-17 и шведские Jas-39. Ну что я могу сказать:
Во-первых, вы никогда не задумывались почему ни Россия, ни поздний СССР не производили однодвигательные истребители?
Один из ведущих специалистов фирмы “МиГ” в свое время сказал:
«Если бы и у нас был такой же надежный и безотказный двигатель, как «Пратт Уитни», мы не задумываясь спроектировали бы однодвигательный истребитель»
Надо сказать, что китайские JF-17 и J-10 достаточно успешно эксплуатируются, но, например,недавняя катастрофа J-10, по заверениям китайских инженеров, как раз произошла из-за проблем с российскими двигателями АЛ-31Ф.
То есть, даже советские и российские инженеры не рискуют(-овали) создавать однодвигательные самолёты, потому что не уверены в надёжности своих моторов, которых «Салют» за 40 лет произвёл десятки тысяч. А вы говорите, что МоторСич за пару лет и разработают и поставят в серию двигатель, который по надёжности не будет уступать российским РД-33 или АЛ-31Ф.
Во-вторых же, друзья мои, а как там поживают двигатели АИ-28, Д-18 5ой серии, АИ-527–12(для ремоторизации Ил-76), Д-436–148ФМ и прочие для уже существующих самолётов Ан-124, Ан-148 и Ан-178? Ладно, можно с БОЛЬШОЙ натяжкой сказать, что вот-вот Д436–148ФМ отправят проходить сертификацию, но остальные двигатели? Что с ними? Сколько лет их завершают уже? А вы тут рассказываете про какой-то мифический АИ-9500ф, которого есть только наброски и не готово ни одного узла к ниму.
Так что можете забыть минимум на 7–10 лет про АИ-9500Ф. Как раз когда Миг-29 окончательно сгниют.
А вот то, что на базе L-15 c уже существующими украинскими двигателями АИ-222–28Ф можно создать двухдвигательный истребитель, с характеристиками на уровне JF-17 или даже Saab Jas-39 я очень даже верю.
Автор статьи: medium.com/@hu_diletant