Новейшее оружие Украины: защита от ПЗРК и ударные вертолеты с ракетами НАТО

155

 Украинские вертолеты получили автоматическую систему защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов.

Система уже доказала свою высочайшую эффективность в войне на Донбассе, ежедневно оберегая жизни пилотов. Кроме защитных систем, запорожские оружейники разработали и запустили в серию ударные модификации вертолетов. В арсенале новых машин — высокоточные противотанковые ракеты и доступ к вооружению стандарта НАТО.

Напомним, что в Киеве во вторник, 22 сентября, открылась масштабная выставка "Оружие и безопасность", на которой предприятия со всего мира, специализирующиеся на разработке и создании соответствующей продукции, показывают лучшие и самые современные образцы оружия, а также военного снаряжения.

Защита "Адрос"

Украинские вертолеты массово оснащают самой современной системой защиты от переносных зенитно-ракетных комплексов.
В комплекс входит новейшая система "Адрос", которая сбивает ракеты с курса, специальные тепловые экраны, превращающие вертолет в "невидимку". А также тепловые ловушки — уводящие ракету от вертолета и чувствительные сенсоры, автоматически включающие систему защиты, "почувствовав" облучение.

Эффективность всей системы была доказана в войне на Донбассе. Так, по одному из защищенных вертолетов противник безуспешно выпустил сразу три ракеты из ПЗРК типа "Игла". Все ракеты были "обмануты" системой и пошли мимо цели. Об этом рассказал заместитель генерального конструктора "МоторСич" Леонид Пирогов.

При этом даже одно попадание такой ракеты смертельно для любого вертолета, а пуск двух "Игл" дает практически 100% гарантию попадания и уничтожения цели. Напомним, что именно с помощью ПЗРК 14 июня прошлого года был сбит военно-транспортный Ил-76, когда погибло 49 человек. Всего за время войны на Донбассе украинская авиация потеряла около двух десятков самолетов и вертолетов, половина из которых была сбита именно из переносных зенитно-ракетных комплексов.

"Система полностью автоматическая, сенсоры фиксируют облучение, выпускается экраны выхлопной системы, который снижает заметность в тепловом диапазоне в десять раз, запускаются тепловые ловушки, работает "Адрос". В итоге ракета уходит от цели", — объяснил принцип работы системы Леонид Пирогов.

Ударные модификации

Запорожское оборонное предприятие "МоторСич" представило ударную модификацию легкого вертолета Ми-2. Вертолет получил комплекс вооружения из реактивных снарядов, автоматических гранатометов, а также возможность установки управляемых противотанковых ракет и многоствольных крупнокалиберных систем стандарта НАТО.

Сам вертолет в первую очередь предназначен для несения патрульной службы, использования в качестве ударной маневренной машины, поддержки групп спецназа, действий в сложных условиях городского боя, а также для использования в роли эвакуационной машины.

В самой машине от первой модификации, которая совершила полет еще в начале 60-х, осталось довольно мало, в первую очередь был заменен двигатель, а также прицельно-навигационный комплекс.

В серию пошел ударный вертолет Ми-8МСБ-В. Заслуженного ветерана оснастили новейшими противотанковыми ракетами "Барьер", реактивными снарядами и другим штатным вооружением. Путем модификации в "МоторСич" превратили машину для перевозки груза и десанта в современный ударный вертолет с высокоточным оружием.

Для запуска в производство ударной версии Ми-8, предсерийный образец которого был представлен на прошлой выставке "Оружие и безопасность", украинской оборонке потребовалось меньше года.

"Для ударных версий Ми-2 и Ми-8 мы разработали единый прицельный комплекс, который позволяет использовать высокоточное вооружение. В первую очередь — противотанковые ракеты. И, что немаловажно, вооружение стандарта стран НАТО. Таким образом, наш вертолет может быть вооружен сразу двумя типами вооружения — отечественным и западным", — рассказал заместитель генерального конструктора "МоторСич" Леонид Пирогов.

Особое внимание было уделено и работе пилотов. Создается новая компьютеризированная кабина, которая станет единой для всех вертолетов, по словам конструкторов, это значительно упросит управление машиной и снизит нагрузку на летчиков.

"Завершаются работы по унификации кабины для всех видов вертолетов, которые стоят у нас на вооружении. У всех машин, вне зависимости от их класса, будь то легкие вертолеты, ударные или транспортные, будет один тип компьютеризированной кабины. Это значительно упростит не только процесс обучения, но и эксплуатации", — рассказал Пирогов.

Олег Катков

P.S. АО «МОТОР СИЧ» постоянно представляет свои новые двигатели и другую продукцию на аэрокосмических салонах в Украине, Великобритании, Германии, Франции, Индии, Китае, ОАЭ и других странах. Сегодня список двигателей, находящихся в серийном производстве и на различных этапах создания для пассажирских, транспортных и военно-транспортных самолетов, охватывает турбовинтовые и турбовинтовентиляторные двигатели мощностью от 400 до 14000 л.с., а также двухконтурные с тягой от 1500 до 23400 кгс. Некоторые из них представлены на выставке "Оружие и безопасность 2015".

Из их числа необходимо выделить двигатель Д-436-148 для пассажирских самолетов семейства Ан-148. Он соответствует современным требованиям ICAO по эмиссии и обеспечивает уровень шума самолета Ан-148 ниже установленных норм.

Сегодня конструкторы ГП «Антонов» выполняют проектные работы по созданию административной модификации — Ан-148-300 и транспортной Ан-178, который предназначен для замены ветерана транспортной авиации Ан-12. На Ан 148-300 будут устанавливаться двигатели Д-436-148, а для среднего транспортного Ан-178 грузоподъемностью 16…18 тонн, лётные испытания которого начаты в апреле 2015 года, создается двигатель Д 436 148ФМ.

Д-436-148ФМ – модификация двигателя Д-436-148 с увеличенной до 7900 кгс взлетной тягой и тягой на чрезвычайном режиме 8600 кгс. Этот двигатель имеет перспективный вентилятор в конструкции которого использованы новые решения по повышению КПД, напорности и снижению шума. В сочетании с повышением характеристик основных узлов двигателя это обеспечит существенное улучшение летно-технических характеристик самолетов. Завершение сертификации двигателя запланировано на 2016 год.

Корпорация «Научно-производственное объединение «А. Ивченко» уже 85 лет специализируется на создании и производстве двигателей для УТС и УБС. Сейчас более трех тысяч УТС и УБС с газотурбинными двигателями производства АО «МОТОР СИЧ» эксплуатируются в 42 странах мира. Продолжая эту традицию, предприятие в настоящее время участвует в создании совместно с ГП «Ивченко-Прогресс» двигателей семейства АИ-222. Они могут обеспечить максимальную тягу от 2500 до 3000 кгс, а при установке форсажной камеры — до 5000 кгс.

Модификации АИ-222К-25 (бесфорсажная) и АИ-222К-25Ф (с форсажной камерой) предназначены для двухдвигательного учебно-боевого сверхзвукового самолета создаваемого китайской фирмой Hongdu Aviation Industrial (Group) Corporation (HAIC), получившего обозначение L-15.

Свой первый полет самолет L-15 с двигателями АИ-222К-25 совершил 10 мая 2008 г. 20 октября 2010 г. свой первый полет совершил самолет модификации L-15 LIFT (Lead in fighter trainer), предназначенной для обучения пилотов пилотированию истребителей. В небо его подняли запорожские двигатели АИ-222К-25Ф. Это первые, созданные в Украине, двигатели с форсажной камерой.

С целью дальнейшего повышения летно-технических характеристик вертолетов и их эффективности при эксплуатации в высокогорных районах стран с жарким климатом в сентябре 2007 г. на АО «МОТОР СИЧ» завершены работы по созданию вертолетного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В.

Использование конструктивных решений, отработанных ранее на двигателях семейства ТВЗ-117В и на турбовинтовом двигателе ТВЗ-117ВМА-СБМ1 позволили создать двигатель имеющий назначенный ресурс 12000 часов и ресурс до первого капитального ремонта 5000 часов.

Для применения в проектах новых вертолетов разрабатывается модификация двигателя — ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 1 серии с электронно-цифровой САУ и уже создана и сертифицирована модификация ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 2 серии с новым электронным регулятором. Использование новых САУ приведет к дальнейшему улучшению характеристик двигателей и вертолетов.

Двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4 и 4Е серии (с воздушной или электрической системами запуска) являются модификациями двигателя ТВ3 117ВМА-СБМ1В и предназначены для ремоторизации вертолетов типа Ми-8Т с целью улучшения их летно-технических характеристик, особенно при эксплуатации в условиях жаркого климата и высокогорных взлетных площадок.

Двигатели унаследовали лучшие конструктивные решения, отработанные на базовом двигателе ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Это позволило установить двигателям ТВ3 117ВМА-СБМ1В 4 и 4Е серии назначенный ресурс 15000 часов, ввести чрезвычайные режимы 2,5 и 30-минутной мощности при одном неработающем двигателе, которые отсутствовали на двигателе ТВ2-117.

В июне 2013 г. на АО «МОТОР СИЧ» успешно проведены Государственные стендовые испытания двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4 (4Е) серии в интересах МО Украины.

Новый проект – двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В 5 серии, создаваемый совместно с ГП «Ивченко-Прогрес». Этот двигатель обладает мощностью 2800 л.с. на взлетном режиме и 3750 л.с. на чрезвычайном режиме. Планируется две модификации двигателя: турбовальная для вертолетов взлетной массой 15-16 тонн, типа Ми-38, и турбовинтовая (ТВ3-117ВМА-СБМ2) для транспортных самолетов класса Ан-140Т.

Сегодня в мире повышенным спросом пользуется малая авиация, в связи с этим АО «МОТОР СИЧ» активно участвует в проводимых ГП «Ивченко-Прогресс» работах по созданию малоразмерных турбовальных и турбовинтовых двигателей семейства АИ-450 с мощностью на взлетном режиме 450-600 л.с. По своим характеристикам эти двигатели будут одними из лучших в своем классе. АИ-450 способен поднять в воздух вертолеты грузоподъемностью от 1200 до 2000 кг.

Сейчас усилия двух предприятий сосредоточены на модификации АИ 450М c мощностью на взлетном режиме 400 л.с. и 465 л.с. в зависимости от настройки САУ, предназначенной для ремоторизации ранее выпущенных вертолетов Ми-2, где она заменит снятые с производства ГТД-350. В апреле 2015г. на двигатель АИ-450М получен Сертификат типа, выданный Авиационным регистром МАК.

Параллельно ведутся работы по турбовинтовым модификациям АИ-450С и АИ 450С-2 с мощностью на взлетном режиме 450 и 630 л.с. соответственно, предназначенным для самолетов авиации общего назначения и УТС. В настоящее время двигатель АИ-450С проходит летные испытания в составе семиместного самолета DA50-JP7 широко известной в мире австрийской компании DIAMOND AI.

Двигатель АИ-450С-2 предназначен для установки на модификацию чешского двухмоторного многоцелевого самолета EV-55 и аналогичные самолеты авиации общего назначения.

АО «МОТОР СИЧ» также ведет работы по созданию семейства турбовальных двигателей нового поколения — МС-500В в классе взлетной мощности 600…1100 л.с, для установки на вертолеты различного назначения со взлетной массой 3,5…6 тонн. Базовым двигателем семейства является МС-500В-01 с мощностью на взлетном режиме 810 л.с. На его основе создана модификация со взлетной мощностью 630 л.с. (двигатель МС-500В) и ведутся работы по созданию модификаций со взлетной мощностью 1100 л.с. (двигатели МС-500В-02/03). Двигатель МС 500В успешно прошел испытания в термобарокамере ЦИАМ и 19 мая 2014 года получил Сертификат типа, выданный Авиационным регистром МАК.

Самым большим вертолетным двигателем производства АО «МОТОР СИЧ» является двигатель Д-136, созданный на основе газогенератора двухконтурного двигателя Д-36. Он обеспечивает мощность на максимальном взлетном режиме 11400 л.с. при температуре наружного воздуха +15ºС и по этому параметру, а также по экономичности не имеет конкурентов в мире. Д-136 эксплуатируется на самом грузоподъемном в мире вертолете Ми-26Т и его модификациях.

Конструкторами ГП «Ивченко-Прогресс» разработан проект модернизации двигателя Д-136, который будет осуществляться совместно с АО «МОТОР СИЧ». Новый двигатель получил обозначение Д-136-2, и обеспечивает мощность на максимальном взлетном режиме 11400 л.с., которая поддерживается до температуры +40ºС. Введен также чрезвычайный режим с мощностью 12200 л.с. Д-136-2 предназначен для использования на модернизированном вертолете Ми-26Т2 и других тяжелых вертолетах.

В настоящее время АО «МОТОР СИЧ» активно развивает направление по созданию, ремонту, модернизации вертолетов в рамках реализации программы вертолетостроения.

Модернизация вертолетов типа Ми-8Т в профиль Ми-8МСБ предусматривает установку новых двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии. В результате вертолет приобретает новые преимущества, среди которых: больший практический потолок и ресурс двигателей; увеличенная до 4200 метров высота базирования и другие;

В рамках программы модернизации предприятие выполняет работы по дооснащению вертолетов Ми-8МСБ комплектом навигационного оборудования, полностью удовлетворяющего требованиям EASA и ICAO.

Ми-8МСБ может быть изготовлен в ряде модификаций: транспортный, пассажирский (в т.ч. в VIP — исполнении), поисково-спасательный, медицинский, пожарный, военный (Ми-8МСБ-В). В августе 2013 года вертолет Ми-8МСБ с двигателями ТВ3 117ВМА-СБМ1В 4Е серии установил ряд мировых рекордов, среди которых абсолютный рекорд высоты горизонтального полета в классе Е 1– 9150 м, что на 300 м превышает высоту г. Эверест – высочайшей вершины мира.

Транспортно-боевой вертолет Ми-8МСБ-В оснащен системой управления вооружением (СУВ) и комплектом несущих ферм балочных держателей производства АО «МОТОР СИЧ», что позволяет использовать неуправляемое ракетное вооружение (блоки Б8В20МСБ и блоки Б8В8МСБ, также производства АО «МОТОР СИЧ»), систему минирования местности и осуществлять сброс авиационных бомб массой до 500 кг. Ведутся работы по применению ракетного управляемого вооружения (комплекс «Барьер В») и стрелково-пушечного вооружения соответствующего требованиям стандартов НАТО.

Комплекс защиты вертолета Ми-8МСБ-В состоит из станции оптико-электронного подавления «АДРОС» КТ-01АВ и комбинированного устройства выброса помех «АДРОС» КУВ 26-50. Ведутся работы по комплектации вертолетов современными экранно-выхлопными устройствами «АДРОС» АШ-01В и системой оповещения о лазерном излучении производства НПФ «Адрон».

Ми-2 – еще один вертолет, модернизируемый в настоящее время на АО «МОТОР СИЧ» путем установки двигателей нового поколения АИ-450М. Модернизация выполняется одновременно с капитально-восстановительными работами, обеспечивая запас календарного срока службы, ресурса вертолета и его агрегатов.

Преимущества вертолета Ми-2МСБ перед Ми-2: уменьшение часового расхода топлива на 30%; увеличение практического потолка на 15%; увеличение максимальной взлетной массы до 10%. В декабре 2014 г. Ми-2МСБ успешно завершил заводские летные испытания.

Перспективный транспортно-боевой вертолет Ми-2МСБ-В оснащен СУВ и комплектом несущих ферм производства АО «МОТОР СИЧ», что позволяет использовать неуправляемое ракетное вооружение (блоки Б8В8МСБ, также производства АО «МОТОР СИЧ»). Ведутся работы по применению ракетного управляемого вооружения (комплекс «Барьер-В») и стрелково-пушечного вооружения соответствующего требованиям стандартов НАТО а также по применению гранатомета.

Комплекс защиты вертолета Ми-2МСБ-В состоит из станции оптико-электронного подавления «АДРОС» КТ-01АВ и комбинированного устройства выброса помех «АДРОС» АВ-26В. Ведутся работы по комплектации вертолетов современными экранно-выхлопными устройствами «АДРОС» АШ-02В и системой оповещения о лазерном излучении производства НПФ «Адрон».

Одним из приоритетных направлений в вертолетной тематике является создание вертолета МСБ-2 на базе вертолета Ми-2 с улучшенными летно-техническими и эргономическими характеристиками.

Сегодня деятельность АО «МОТОР СИЧ» в полной мере отвечает критериям мировой экономики. Стратегия деятельности предприятия направлена на увеличение объёмов производства и реализации продукции, разработку и освоение серийного производства новых перспективных изделий, расширение рынков сбыта продукции, получение от всех видов деятельности максимальной прибыли.

АО «МОТОР СИЧ»

Поделиться:
Загрузка...