Сталинград: трагедия, миф, бренд

44

В Военно-историческом музее Дрездена проходит выставка, приуроченная к годовщине окончания Сталинградской битвы. Какое значение имело это многомесячное сражение для исхода войны?

Ровно 70 лет назад, 2 февраля 1943 года, завершилась Сталинградская битва — одно из самых кровавых сражений Второй мировой. Слово "Сталинград" является для людей по всему миру неким универсальным обозначением ужаса войны.

Сталинград: города с таким названием уже давно нет на карте, а в коллективной памяти он жив по сей день. Почему именно эта битва так укрепилась в массовом сознании? Почему не сражение на Курской дуге или оборона Москвы? В Военно-историческом музее Дрездена проходит выставка "Сталинград" ("Stalingrad"), посвященная Сталинградской битве. Ее организаторы попытались найти ответы на эти вопросы.

 
»Рождественский привет» от Геринга. Для поднятия боевого духа в рядах замерзавшей армии рейхсмаршал Герман Геринг отдал приказ снабдить военных искусственными рождественскими елочками. В конце 1942 года Геринг клятвенно заверял Гитлера, что обеспечит бесперебойное снабжение окруженной армии генерала Фридриха Паулюса всем необходимым. Но это было заведомо невозможно. После капитуляции 6-й армии Геринг утратил доверие Гитлера.

Экспонаты

Естественно, здесь выставлены пулеметы с винтовками и танки с зенитками. Но не только. Тут есть и трофейная губная гармошка, и даже искусственная новогодняя елка с игрушками, засланная в Сталинград зимой 1942 года по приказу Германа Геринга (Hermann Göring) для поддержания боевого духа замерзших офицеров "рейха".

Но главная особенность выставки состоит в том, что она документирует процесс "мифологизации" Сталинграда, начавшийся задолго до самого сражения.

Среди экспонатов — немецкие газеты, начавшие писать о будущей победе вермахта на Волге чуть ли не в апреле 1942 года, советские антигитлеровские листовки на немецком языке и британские газеты, статьи которых полны надежд на победу советских войск.

Все эти вещи, каждая по-своему, иллюстрируют процесс создания в массовом сознании определенного представления о событии и его месте в общемировом историческом контексте. Организаторы выставки отмечают: ни в коей мере не умаляя подвигов защитников города, надо признать, что "образ Сталинграда" создавался и использовался намеренно. И эта битва была выбрана тогдашними "пиарщиками" не случайно.

Мнение историка

Йенс Венер (Jens Wehner), главный куратор выставки "Сталинград", сотрудник Военно-исторического музея в Дрездене, не считает Сталинградскую битву главным сражением на немецко-советском фронте.

 
Йенс Венер, главный куратор выставки »Сталинград»

"В ходе Второй мировой войны вообще не было некоего одного события, момента, определившего весь ее ход. Это был продолжительный процесс, — отмечает Венер. — Если мы внимательно проследим за развитием событий в 1941 году, то станет понятно, что именно тогда исход войны и решался. Сопротивление советских войск выбило Гитлера (Adolf Hitler) из колеи. Блицкрига не получилось. Если непременно нужно назвать какое-то одно сражение решающим, то это — битва за Москву".   

"Раскрутка" Сталинграда

В 1942 году Гитлеру необходима была масштабная, громкая победа для стабилизации ситуации внутри Германии и на фронте. Сталину в свою очередь нужно было наглядно убедить своих союзников в Великобритании и США в том, что "третий рейх" победим. Обоим срочно была необходима не просто победа, а настоящий, осязаемый триумф. И усилия для этого надо было прилагать еще до начала битвы.

 
Французская газета, первая полоса которой посвящена Сталинградской битве

К "раскрутке" Сталинграда постепенно подключились все мировые СМИ. Еще бы, на кону стоял город, носящий имя главного врага Гитлера! "Меня поражает то, насколько рано и как грамотно создавался этот "миф", — отмечает Йенс Венер. —  Понятно, что поражение вермахта успешно "продавалось" союзниками как во время войны, так и после нее. Но то, как рано начали проявлять активность нацисты, меня удивило".

Современность

Сталинградскую битву нередко вспоминают в наши дни, когда речь заходит о важных военных операциях. Один из экспонатов выставки в Дрездене — майка с надписью "Не допустим второго Сталинграда на Гиндукуше", пущенная в оборот противниками продления миссии бундесвера в Афганистане.

»Сталинградская Мадонна» — рисунок немецкого военврача, ставший символом примирения

Образ города, сумевшего отразить натиск вермахта, активно используется современными музыкантами, кинорежиссерами, создателями компьютерных игр. На одном из стендов выставки можно лицезреть куклу китайского производства 2000 года, названную именем "Фридрих Паулюс" (Friedrich Paulus) в честь генерала, командовавшего 6-й армией, окруженной и капитулировавшей в Сталинграде. Как ни цинично это прозвучит, Сталинград стал своего рода раскрученным "брендом". И это — тоже тема выставки в Дрездене.  

О вкусах можно и нужно спорить, как и о том, насколько тактично то или иное "цитирование" истории. Но как бы не использовалось сегодня слово "Сталинград", главное — не забывать о том, что за ним стоит: город с таким названием был на карте Советского Союза, его защитники героически сражались за родину, погибая в изнурительных боях, а десятки тысяч его жителей стали жертвами бомбежек, голода и военных преступлений…

Это — пятка немецкого солдата, воевавшего под Сталинградом. Врачи вынуждены были ее ампутировать. Диагноз — обморожение. Пятку препарировали и сохранили в качестве наглядного пособия. Голод и холод — еще две причины гибели солдат вермахта под Сталинградом. Фото .dw.de

Массированная бомбардировка люфтваффе 23 августа 1942 года разрушила город. Погибли десятки тысяч человек. Было уничтожено более половины жилого фонда довоенного Сталинграда. Город превратился в огромную территорию, покрытую горящими руинами. Фото .dw.de

На этом стенде представлены оружие и снаряжение советских солдат. Выставка знакомит посетителей с тем, как боролись, гибли и выживали люди как с немецкой, так и с советской стороны. Советские историки в своих исследованиях исходили из того, что Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года — в день, когда отряды армий Сталинградского фронта встретились с авангардами 6-й немецкой армии.Фото .dw.de

Когда наступила зима, для перевозки небольших грузов, транспортировки раненых и прочих целей стали использоваться сани. 6-я армия вермахта была окружена и изолирована. Запасы топлива, боеприпасов и продовольствия сокращались, несмотря на попытки снабжения по воздуху.Фото .dw.de

"Шо-Ка-Кола" – шоколад немецкого производства с большим содержанием кофеина. В течение Второй мировой войны его еще называли "шоколадом летчика", поскольку он входил в рацион люфтваффе. Эту жестянку с шоколадом, датированную 1941 годом, нашли на поле боя.Фото .dw.de

 

Поделиться:
Загрузка...