Почему на нашей планете остался только один вид людей?

Еще относительно недавно по нашей планете бродили не только такие как мы – homo sapiens – но и целый ряд видов того же рода. Большинство из них не уступали нашим предкам ни в скорости, ни в интеллекте, ни в способностях к охоте.

Homo erectus просуществовали почти два миллиона лет

Почему же кроме человека разумного на Земле никого из них не осталось?

О происхождении человечества ученые спорят по сей день. Единственное, с чем соглашается большинство исследователей, — это то, что все существовавшие виды человеческого рода произошли от прямоходящих обезьянообразных существ, обитавших на африканском континенте более шести миллионов лет назад.

Африканская саванна — колыбель человечества Фото elementy.ru

Именно они положили начало многообразию видов, из которых все кроме одного на сегодняшний день вымерли.

"Во многом похожи на нас с вами"

Первый из них – homo ergaster, или человек работающий – появился в Африке около двух миллионов лет назад. Судя по его костям, он был прекрасным бегуном и мог развивать скорости нынешних олимпийских атлетов.

Эволюция человека работающего происходила в период необычайной засухи, высушившей тропические леса и создавшей на африканском континенте огромные пустыни.

Слева: след древнего человека, жившего полтора миллиона лет назад. Справа: след современного человека.Фото elementy.ru

Именно поэтому этот вид был прекрасно приспособлен к жаре: его тело уже не имело волосяного покрова, что способствовало эффективному потоотделению и охлаждению организма. Именно благодаря этому homo ergaster мог охотиться в самое жаркое время дня, когда большинство животных отдыхают.

1,5 млн. летний след (в центре) рядом с ногой (правой) Фото sciencedaily.com

Человек работающий стал первым видом, переселившимся за пределы Африки – его останки были обнаружены в различных регионах Азии, от Турции до Китая.

Именно в Азии он достиг новой стадии развития, получившей название Homo erectus (человек прямоходящий).

"Это была небольшая популяция охотников и собирателей", — говорит профессор Крис Стингер из британского Музея естественной истории.

"Эти люди были крайне мобильны и в условиях жесткой конкуренции добывали пищу самыми различными способами. Вообще они были во многом похожи на нас с вами – формой и строением тела", — добавляет археолог.

Вулкан, изменивший ход истории

Согласно результатам последний исследований, homo sapiens – наши с вами предшественники — тоже являются выходцами из Африки. Появился этот вид около 120 тыс. лет тому назад.

Передвигались они небольшими группами до 100 человек и распространились далеко за пределы африканского континента: в Европу, населенную на тот момент неандертальцами, и на восток, вплоть до территории нынешней Индии.

Около 74 тысяч лет назад произошло событие, которое стало переломным моментом в истории населявших регион homo erectus.

Извержение вулкана Тоба на острове Суматра было настолько сильным, что ученые называют его крупнейшим за последние два миллиона лет.

Огромное количество серы, выброшенное вулканом, привело к понижению средней температуры атмосферы на несколько градусов, а 10-метровый слой лавы покрыл территорию, равную Великобритании.

В итоге изменение климата и приход нового вида человека – homo sapiens – вынуждает homo erectus покинуть регион.

Дело не в размере мозга

Почему это произошло, не совсем очевидно. Дело в том, что человек прямоходящий был крупнее наших с вами предков. Да, мозг homo sapiens был действительно больше, но оказывается, вопрос не только в размере мозга, а в том, какие его части наиболее развиты.

sciencedaily.com

"У homo erectus отделы мозга, отвечающие за развитие языка и речи были развиты довольно слабо", — говорит палеонтолог Джон Шиа.

"Одно из ключевых качеств homo sapiens заключается в способности не только планировать свои действия, но и благодаря речи и языку передавать идеи от одного индивидуума к другому", — добавляет ученый.

Именно общение привело раннего человека к развитию торговли и распространению новых орудий труда.

Археологические данные свидетельствуют о том, что, к примеру, homo erectus изготавливал примитивный ручной топор на протяжении более миллиона лет. Наши же предки создали небольшие, но более совершенные орудия, такие как копье.

Пещера в Южной Африке Фото sciencedaily.com

Вопрос избранности

"Еще 100 тысяч лет назад Землю населяли сразу несколько видов людей. В итоге мы оказались единственными выжившими в целом ряде эволюционных экспериментов", — отмечает археолог Крис Стрингер.

Человек прямоходящий просуществовал в Азии еще довольно долго. И хотя этот вид исчез около 30 тысяч лет назад, их потомки homo floresiensis, известные также как "хоббиты", прожили на острове Флорес в Индонезии еще около 18 тысяч лет.

"Между нами и ближайшими к нам приматами – такими как гориллы и шимпанзе – существует огромная пропасть", — говорит Джон Шиа.

"Если бы другие представители семейства гоминидов выжили, то этот разрыв был бы не столь заметным. Это был бы скорее мягкий переход от одного вида в другой. Наверное в этом случае мы не считали бы себя настолько избранными", — заключает он.