Сначала было ПРО. Что дальше в «корзине Перезагрузки»?

21

История с отказом США разместить систему ПРО в Польше и Чехии продемонстрировала, что "откровенные ляпы" бывают не только в украинской политике, но и в мировой тоже. Ведь объявить об этом именно в день 70-летия вступления советских войск в Польшу было бы откровенным цинизмом, коим Вашингтон никогда не славился, тем более в отношении относительно своих союзников.

А в Варшаве и Праге, которые в свое время приложили недюжинные усилия, дабы убедить своих граждан в целесообразности развертывания системы противоракетной оборони на территории своих стран, это восприняли как болезненную пощечину. Лидеры обоих восточноевропейских государств публично высказывались терминами, которые совсем не характерны для дипломатического лексикона и больше подходят для семейных разборок.

В обсуждении этой ТОП темы политики и мировые СМИ разделились практически на два противоположных лагеря: одни говорят о капитуляции США и измене преданным союзникам, другие называют решение Обамы разумным и рациональным. И у каждого находятся свои веские аргументы.

Официальная версия Пентагона была озвучена его представителем Джеффом Мореллом, который говорит, что система ПРО в Европе задумывалась как средство противодействия иранским межконтинентальным ракетам. Однако, по его словам, последние разведданные указывают на то, что Иран сосредоточился на разработке ракет малой и средней дальности, и поэтому ПРО в том виде, в котором она была запланирована, должна быть изменена.

При этом эффективность системы не была реально доказана, а ее стоимость достигала астрономической цифры в 100 миллиардов долларов.

Тем не менее, сенатор-республиканец Джон Маккейн назвал отказ от планов ПРО для Польши и Чехии ошибочным, так как это будет расценено как предательство союзников США. Мол, отказываясь от уже согласованных планов в угоду России, которая все это время требовала сворачивания программы, США продемонстрировали слабость. А это в глобальной политике может стоить дорого.

Одна из многочисленных интернетовских "фотожаб" на тему встречи Медведева и Обамы.

Уже сейчас можно сказать, что история с ПРО может обойтись Бараку Обаме в несколько процентов его рейтинга, и уж точно дает возможность постоянной критики со стороны его политических противников.

Объяснения Обамы действительно походят на оправдание: "Российские власти не определяют стратегию нашей обороны. Мы приняли решение, наиболее подходящее для нас. Оно самым лучшим образом будет защищать американский народ, наши войска в Европе и наших союзников. Если при этом в России будут чувствовать себе менее параноидально и решат более эффективно сотрудничать с нами по проблеме иранской ядерной программы, вы знаете, это бонус", — сказал он в интервью CBS.

Реакция лидеров большинства стран ЕС – сдержанное одобрение. Ведь это не только снижает конфликтность в отношении с Россией, но может помочь и гармонизации отношений в внутри самого ЕС.

А Чехия и Польша вынуждены будут делать выводы из сложившейся ситуации. Долгое время эти страны, а особенно Польшу, называли главным инструментом США в Европейском союзе. Сегодня бывший президент этой страны Александр Квасьневский говорит, что необходимо говорить об усилении Европейского Союза как единого целого, о единой позиции по вопросам энергетики и безопасности, и резюмирует: "чем сильнее будет Европа, тем лучше для нас". Это явный посыл в сторону Вашингтона, который раньше мог рассчитывать на беспрекословную поддержку Варшавы и Праги.

Итак, решение по ПРО — определенно уступка Вашингтона Москве, но не прикладного, а политического характера. Теперь – очередь Белокаменной. Пока в Москве заявили, что готовы отказаться от размещения ракет класса Искандер в Калининградской области.

А в понедельник стало известно, что Россия и США уже до конца нынешнего года планируют выработать новый договор по сокращению стратегических наступательных вооружений. Посол США в РФ Джон Байерли сообщил, что обе страны уже приступили к согласованию ключевых положений текста нового соглашения по СНВ.

 

"Наши переговорщики провели четыре раунда консультаций и уже обмениваются текстами ключевых положений будущего договора", — сказал американский посол, выступая в Совете Федерации.

 

СНВ – один из двух ключевых вопросов, по которым Барак Обама должен договориться с Дмитрием Медведевым. Кроме нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, Вашингтон беспокоят совместные действия двух стран по сдерживанию Ирана.

Образно говоря, ключ от ядерной программы Ирана сегодня в руках русских. Именно российские специалисты строили атомную электростанцию в Бушере, а сейчас занимаются ее запуском.

Как известно, генподрядчиком строительства АЭС "Бушер" является российский "Атомстройэкспорт". И именно поэтому Россия имеет в руках реальные рычаги влияния на Тегеран, дабы там ее воспринимали как главного переговорщика. И это тот козырь, коим Москва воспользуется сполна, понимая, что значит для мира ядерный Иран.

Пока Россия в один голос с Ираном упрямо настаивает на том, что иранская ядерная программа "носит исключительно мирный характер", и поэтому блокирует введение санкций ООН относительно этой страны в Совбезе ООН.

Более того, Кремль отказывается аннулировать свой контракт на продажу Ирану комплексов ПВО С-300. Это может серьезно усложнить отношения на Ближнем Востоке. Израильские политики по вполне понятной причине очень болезненно воспринимают все, что связано с ядерной программой Ирана и говорят о возможности упреждающего военного удара по ядерным объектам Ирана, если появятся признаки того, что Кремль собирается одобрить поставку С-300.

Некоторые политики и эксперты в Москве поговаривают о выгодах, которые Россия может извлечь из эскалации ситуации на Ближнем Востоке, в первую очередь в виде взлетевших цен на нефть.

Но, нужно учитывать и то, что в случае отказа от ответного шага, Москва может потерять динамику отношений с Вашингтоном, заданную Бараком Обамой. И тогда повторится традиционная история американских президентов, которые начинают с теплых намерений улучшить отношения с Россией, а заканчивают жестким холодом.

Следует также понимать и другую важную вещь – 17 сентября никто не ставил точку под планами размещения американской системы ПРО на евразийском континенте. Речь идет не о закрытии программы, а о переносе места ее дислокации. Причем главная интрига в вопросе куда.

Скудная информация об этом интригует. Как заявил зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов Пентагона Джеймс Картрайт, "эта система будет размещаться где-то ближе к Кавказу". А представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин успел сказать, что не исключает возможности размещения ПРО даже в Грузии.

Кстати, грузинские политики и эксперты уже активно обсуждают эту новость. Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Теймураз Якобашвили говорит, что его стране выгодно размещение американской военной инфраструктуры, а вице-спикер парламента Паата Давитая отмечает, что в случае переноса ПРО, "эта система становится настолько сильной, что охватит не только Европу, но и другие регионы".

Впрочем, в Грузии хоть и готовы уже завтра дать зеленый свет для размещения военных баз США, понимают всю гипотетичность появления системы ПРО в их стране. Ведь реакцию Москвы предвидеть совсем несложно. Тем не менее, это может стать предметом очередного торга между Вашингтоном и Москвой. В результате – более вероятно появление системы ПРО в Азербайджане или Турции. Вполне возможно — и на кораблях в Черном море. При этом очередная видимость уступки Москве.

Разместив ПРО в этом регионе, США решают несколько стратегических задач сразу.

Во-первых, получают реальную возможность сдерживания Ирана, поскольку такое размещение системы является более эффективным.

Во-вторых, усиливают свое влияние в этом ключевом регионе Евразии – на стыке Европы, Азии и арабского пояса государств, в третьих, создают реальную систему безопасности для проекта Набукко.

Итак, отказ от размещения ПРО в странах-членах НАТО Польше и Чехии и перенос ее дислокации в кавказский регион на самом деле дает возможность Штатам сделать видимость уступки России, ничего при этом не теряя.

В свою очередь Россия может говорить о "дипломатической победе", но будет вынуждена делать ответную уступку и при этом получит ПРО если не под носом, то опять таки недалеко, на Кавказе.

Итак, проект под названием "Перезагрузка" начал воплощаться в жизнь.

Поочередность шагов будет выглядеть как вытаскивание определенных шариков из корзины этими двумя игроками – США и Россией. Первым вытащили ПРО.

Теперь самое интересное – каким будет следующий шарик. Вполне вероятно, что дальше в розыгрыше — зона так называемых "привилегированных интересов России", где на первом месте, как известно, значится Украина…
Виктория Сюмар

Поделиться:
Загрузка...