Танк «Черный орел»: Развод для лохов и мистификация российской «оборонки»

32

Известие о том, что российский танк «Черный орел» — это не более чем мистификация, и в природе его, т.е. пресловутого «объекта 640», не существует, должно неминуемо вызвать шок как у специалистов в мире, так и у любителей и интересующихся военной техникой.

На фото — из распространенных в СМИ и Интернете фотографий несуществующего танка "Черный орел"

  Представитель военно-научного комитета бронетанкового вооружения и автомобильной техники Главного автобронетанкового управления Минобороны России полковник Владимир Войтов  в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявил:
— Такого танка, как «Черный орел» нет, нет «объекта 640». Есть в Интернете фотографии 20-летней давности некой машины… Это всего лишь макет боевой машины будущего, по которой кто-то страдает…

 Заявление, конечно, убийственное. Оно заставляет глубоко разочароваться в «мощи российского оружия» даже законченных оптимистов, учитывая величие и грандиозность созданного за последние 12 лет «бронетанкового мифа» под названием «Черный орел». Нет, в российском оборонно-промышленном комплексе, конечно, хватает вполне современных, удивительных и крайне эффективных, как сейчас говорят, креативных, и главное — реальных разработок в области вооружений и военной техники (ВВТ). Но проект танка четвертого поколения «Черный орел» — это нечто особенное.

 Почему же «Черный орел»? Ведь в России, как известно, есть еще одна разработка танка нового поколения – небезызвестный «объект 195», то бишь танк T-95 авторства конструкторского бюро УКБТМ (Нижний Тагил). Это совершенно иная машина, не имеющая к «Черному орлу» никакого отношения – этот факт стоит указать, поскольку в Интернете на различных форумах и блогах уже прочно обосновался проект «танка-мутанта» под названием «Т-95 «Черный орел».

 Разница – в том, что о Т-95 говорят и пишут многие, но не видел его никто. Российские «оборонщики» понемногу сливают в СМИ информацию об этой машине, и можно даже встретить ее общие технические описания и указание отдельных ТТХ. А с конца прошлого года даже стали появляться сведения о якобы начавшихся государственных испытаниях Т-95. Но в реальности никто никаких презентаций не проводил, и официальных заявлений о доведении до какой-то более-менее приемлемой стадии этого проекта, делающей возможным говорить о запуске в серию, не делал. Предполагается (опять таки, неофициально), что первый испытательный образец будет продемонстрирован в 2010 году. Хотя вовсе не факт: российская пресса обещала это и в прошлом, и в нынешнем году. Кстати, еще 22 декабря 2007 года начальник вооружения Вооруженных сил РФ – заместитель министра обороны генерал армии Николай Макаров заявил, что в 2008 году завершатся испытания принципиально нового танка, а в 2009 году его примут на вооружение. Басня эта вызвала очередной ажиотаж, — но, увы, за рамки басни и не вышла.

 В то время как «Черный орел» общественности ПОКАЗАЛИ. И не просто показали, а сделали из этого настоящее шоу, вызвавшее не прекращающуюся долгие годы лавину публикаций и обсуждений, — и далеко не лишь в России. А именно — в сентябре 1997 года в Омске состоялась первая публичная демонстрация основного боевого танка нового поколения «Черный орел» (Объект 640) . Танк с башней, тщательно укрытой маскировочной сетью, демонстрировался приглашенным на удалении 150 метров и под строго определенными ракурсами.

 По утверждению разработчиков «Черного орла», «по совокупности своих боевых качеств он превосходит лучшие западные машины — М1А2 «Абрамс», «Леклерк», «Леопард-2», «Челленджер-2» — и на сегодняшний день является сильнейшим в мире танком. Он имеет более высокую боевую живучесть, лучшую защиту экипажа, более мощное вооружение, современный информационный комплекс». Если сложить вместе все восторженные эпитеты, которыми наградила новый танк пресса – хватит на не один десяток томов. Самый быстрый и маневренный, самый защищенный, обладающий несравненной огневой мощью, — словом, лучший в мире. Блестящая, поразительная и безусловная победа российского танкостроения.

 И самое главное – вот он, перед вами. Правда, в упор фотографировать нельзя, и башню за маскировочной сеткой не видно, и подробности в деталях и цифрах никто не рассказывает. Но ведь это понятно: кто ж будет раскрывать жуткие секреты российских оружейников, делающих их оружие самым-самым в мире? Таких дураков нет. Сейчас, конечно, стало понятным, к чему тогда была такая сверхсекретность. Но в то время, стоит признаться, впечатляло. Когда я впервые прочитал о «Черном орле», мысль была одна: молодцы, россияне, всех сделали!

 Показ «Черного орла» вызвал шок, но уже неприятный, и на Западе. И не удивительно.

 …В мире о появлении танков четвертого поколения заговорили еще в 80-х гг прошлого столетия. Где-то в средине 80-х были сформулированы основные требования к машинам нового поколения, и начались работы по их созданию.

 В США первые требования к машине нового поколения были сформулированы в 1984 году, а в 1993 году Пентагон принял перспективный план развития бронетанковых войск, в рамках которого и была разработана программа создания танка нового поколения FMBT (Future Main Battle Tank). На опытном образце шасси, в частности, отрабатывались новые конструкторско-компоновочные схемы и технологии. Таковыми на тот момент стали:
— 140-мм перспективная танковая пушечная система ATACS (Advanced Tank Cannon System) — 140-мм гладкоствольное танковое орудие ХМ291, автомат заряжания ХМ91 и широкий спектр боеприпасов;
— система ветроники SAVA (Standard Army Vetronics Architecture), которая совместно с СУО фирмы «Техас инструментс» обеспечивает автоматический поиск и идентификацию целей, стабилизацию пушки и башни и прицеливание, ведение стрельбы с ходу (вероятность попадания по малоразмерным целям не менее 0,852км);
— мультисенсорная панорамная система обнаружения целей MTAS (Multisensor Target Acquisition);
— система активной защиты VIDS (Vehicle Integrated Defense System) с индикатором лазерной подсветки;
— дизельный двигатель фирмы «Камминз»;
— гидропневматическая подвеска фирмы «Кадиллак гейдж»;
— гусеничные траки ХТ166 или ХТ158L.
— фильтровентиляционная установка регенеративного типа;
— бронирование модульной конструкции на основе керамических и композитных материалов.

 Танковая программа США стала корректироваться едва ли не сразу после появления. За прошедшие годы в нее вносились всевозможные коррективы, даже появлялась информация о переговорах с немцами об объединении программ FMBT и программы «Леопард-3» ФРГ. В конечном итоге в США возникла программа «Перспективная боевая система» — FCS, Future Combat System. Она не отменяет FMBT, — речь идет о создании семейства боевых машин, которые были бы интегрированы в единую боевую систему. В этом плане американцам стоит отдать должное – исходя из опыта конфликтов со своим участием, они рассматривают использование боевой машины не по ее «личным» ТТХ, а в плане использования на поле боя в составе «боевой группы», состав которой формируется под конкретную задачу.

 Это, кстати, намного мудрее, нежели разрабатывать просто «самый лучший в мире танк». Толку с того, что у вас есть машина, которая может выполнять какой-то спектр задач, но при этом отсутствуют столь же совершенные боевые машины, которые бы выполняли сопутствующие задачи, без которых, впрочем, нельзя говорить об успехе на поле боя?

  В целом в состав перспективной системы FCS будет входить 18 боевых систем (первоначально намечалось включить в нее 24 машины). Из них — 8 наземных экипажных машин: танк MCS (Mounted Combat System) со 120-мм гладкоствольной пушкой и боевая машина пехоты ICV (Infantry Carrier Vehicle), а также боевая разведывательная машина RSV (Reconnaissance and Surveillance Vehicle); 155-мм самоходная гаубица NLOS-C (Non Line of Sight Cannon); 120-мм самоходный миномет NLOS-M (Non Line of Sight Mortar); командно-штабная машина CCV (Command and Control Vehicle); бронированная ремонтно-эвакуационная машина RMV (Recovery and Maintenance Vehicle); бронированная медико-эвакуационная машина MTEV (Medical Treatment and Evacuation Vehicle). А также 6 наземных дистанционно управляемых машин: EMARVRSTA; штурмовая ARV As it; разведывательная ARV-A (L) (6×6); малогабаритная UGV; транспортная MULE (6×6); инженерная. Дополняют систему беспилотные летательные аппараты четырех типов

 В рамках программы FCS сформулированы и основные тактико-технические требования к танку МCS (в сопоставлении с ТТХ ОБТ M1 «Абрамс»). Он будет иметь улучшенную броневую защиту, более высокие маневренность (подвижность) и огневую мощь, что позволит поражать цели на максимальных дальностях с большей вероятностью. Компоновка перспективных танков рассчитана на то, что экипаж будет находиться внутри бронированного корпуса (ранее командир, наводчик и заряжающий располагались в башне), а ведение огня планируется обеспечивать при помощи аппаратуры дистанционного управления. Боевая масса будущего танка около 40 т, вооружение — 120-мм гладкоствольная пушка, общая высота 1,6-2 м, ширина 3,4 м. Экипаж два человека. Реальная картина поля боя будет отображаться на щитке шлемофона. Круговое наблюдение днем и ночью предполагается осуществлять с помощью телевизионной камеры. Танк будет иметь систему опознавания “свой — чужой”, работающую в миллиметровом диапазоне волн. Толщина многослойной брони лобовой части корпуса (с элементами динамической защиты) эквивалентна 1000 мм катаной гомогенной брони. Предусматривается применение активной защиты. В качестве силовой установки разрабатываются два варианта двигателя: газотурбинный и дизельный. При установке дизельного двигателя максимальная скорость движения составит более 70 км/ч, а газотурбинного – 100 км/ч.

Заметим: американцы пока не стремятся установить 140-мм пушку, но в качестве перспективного вооружения на танке будущего и сейчас рассматривают именно этот калибр.

 Кстати, в 2007 году начата модернизация американских танков М1 по программам AIM (Abrams Integrated Management) и TUSK (Tank Urban Survival Kit). Благодаря этим модернизациям, по заявлению разработчиков, основной боевой танк «Абрамс» по своим боевым характеристикам вплотную приблизился к параметрам, предъявляемым к перспективному боевому танку FMBT. Приблизится, но не станет танком нового поколения.

 Понятно, не лишь россияне и американцы говорят о танках четвертого поколения. Например, во Франции основной боевой танк (ОБТ) этого поколения, известный как "Леклерк-2", разрабатывается на основе базовой машины. Отличия его относительно невелики: по-прежнему основное вооружение (на этот раз 140-мм ГСП) будет размещаться в обитаемой башне увеличенных габаритов. Более подробной информации пока нет. Производство намечается на 2015-2020 гг.

 Кстати, и ныне существующий танк «Леклерк» уже вовсю называют танком четвертого поколения (первым в мире). Однако едва ли обилие электроники, чем отличается «Леклерк» (недаром это самый дорогой танк в мире – рыночная цена доходит до 8 млн долл, тогда как, к примеру, украинский Т-84 имеет цену до 2,5 млн долл), делает из него принципиально новую машину. Вооружение, бронирование, компоновка и пр. французского танка не выходит за рамки третьего поколения. Потому и возникает вопрос: если в случае «Леклерк-2» речь идет о дальнейшей работе над существующим образцом, может ли идти речь о переходе его в 4-е поколение?

 В Германии разработка перспективного танка «Леопард-3» велась с 1983 года, но в 1992 году немцы заявили, что в целях экономии средств отказались от создания новой боевой машины. В середине 90-х годов работы вновь были возобновлены в рамках программы NGP (Neue Gepanzerte Platforme – новая бронированная платформа), а принятие танка четвертого поколения NGP на вооружение было запланировано на 2009 год (планы оказались чересчур оптимистичными). В техническом описании, которое можно встретить в открытом доступе, указывается, что предполагаемый вес танка NGP 50 тонн, экипаж – 2-3 человека. Для NGP изучается возможность применения “бесшовного” несущего броневого корпуса с комплектом модульных броневых плит. Основное вооружение – 140-мм обычная гладкоствольная или электротермохимическая пушка с автоматом заряжания. Планируется установка новых танковой информационно-управляющей системы и тепловизионных прицелов. В качестве силовой установки предусматривается использовать дизель мощностью 1800 л.с., либо дизель-генераторную установку.

 В Интернете сейчас можно встретить описание и даже фотографии необычного ОБТ "Леопард-3"(VT1-2), вооружённого двумя 120-мм гладкоствольными орудиями Rh-120. Орудия неподвижны в горизонтальной плоскости, оси каналов стволов пересекаются на дальности 1500м. Это – опытно-исследовательский образец, который вовсе не следует путать с танком четвертого поколения.

 В Великобритании до недавнего времени проводились работы по созданию перспективного основного боевого танка по программе MODIFIER (Mobile Direct Fire Equipment Requirement – требования к системе для ведения огня прямой наводки с ходу), который должен был заменить состоящий на вооружении в сухопутных войсках “Челленджер”. Серийное производство нового танка намечалось на 2015-2020 годы. По данным зарубежной печати, танк боевой массой 45-50 тонн должен был иметь 140-мм пушку, отличаться высокой живучестью и способностью вести бой в любое время суток и в различных метеоусловиях. Экипаж — два человека. Однако недавний отказ Великобритании от танковых программ, очевидно, закрывает эту программу.

 Фокус с российским «Черным орлом» в том и состоит, что, пока ведущие танкостроители мира только прикидывали и спорили, каким быть танку 4-го поколения, россияне его представили общественности. И даже указали ТТХ:

Экипаж, чел. 3
Бронирование
Активная защита «Дрозд-2»
Динамическая защита ДЗ «Кактус»
Вооружение
Калибр и марка пушки 125-152мм (точные данные не указывались, хотя сначала называлась полностью соответствующая мировой тенденции цифра в 140 мм, а потом – абсолютно непонятная и обескураживающая фраза «может устанавливаться пушка любого калибра» — этот бред, звучавший и в авторитетных российских изданиях, почему-то никого не смущал)
Тип пушки гладкоствольная
Боекомплект пушки 32
Подвижность
Тип двигателя ГТД
Мощность двигателя, л. с. 1500 л.с.
Удельная мощность, л. с./т 31,25
Тип подвески торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,87-0,9 (С уширителями 0,80-0,81)

 Согласно заявленным данным, в российском проекте были «осуществлены» те показатели, которые в западных странах воспринимали как дело отдаленного будущего, достижение которого требует немало времени, усилий и средств. «Черный орел» открывал новую страницу в мировом танкостроении, и первенство в этом россиян, безусловно, делало честь всему российскому оборонно-промышленному комплексу.

 Оказалось, что все это – не более чем мистификация. Поражающий смелостью и беспринципностью блеф. Лапша на уши. Туфта «мэйд ин Раша». Развод для лохов, на который повелся весь мир (и в первую очередь — сама Россия, которой так хочется гордиться своим оружием). Хочется одновременно плюнуть от злости и обозвать российских «оборонщиков» далекими от приличий словами, и вместе с тем – снять шляпу перед подобной изобретательностью. Подобные чудовищные мистификации в мировой истории оружия если и были, то очень и очень редко.

Дмитрий Тымчук

Поделиться:
Загрузка...