Пиар как средство госуправления. Казаться, но не быть. Если перестаешь казаться – тебе хана. А Зеленский перестаёт, и это показывают результаты выборов в ОТГ.
И потому крайне важно показать, что ты все еще Бэтмен, и закончить год на мажорной ноте. Запоминается последняя фраза, как говорил товарищ Штирлиц. И поэтому обязательно надо что-то положить биомассе под елочку, чтобы не воняли, как ласково сформулировал папа президента. Обмен пленными и вот еще – снижение цен на бензин. Неважно, что отдадим беркутовцев (которые почему-то не сильно хотят в ЛДНР) и проведем «юридическую очистку» (остановка дел и помилование) передаваемых боевиков по требованию россиян. Неважно, что цены на бензин реально не снизятся. Это – детали. А запоминается последняя фраза.
Все-таки забавно наблюдать, как колеблется понимание президентом своих полномочий в зависимости от конъюнктуры и рейтинга. В ходе предвыборной кампании заявлялось, что тарифы ЖКХ – коррупционные и несправедливые. После избрания было сказано, что тарифы – это не компетенция президента. Когда рейтинг упал на 20%, Зеленский стал объяснять Гончаруку, что люди должны увидеть в платежках снижение. Людей, конечно, обманули, и они там увидят повышение уже через полтора месяца, но опять-таки – главное, казаться. А когда рейтинг «Слуги народа» на выборах в ОТГ составил 33%, Зеленский пошел регулировать цены на бензин.
И здесь тоже – адская профанация. Президент созывает совещание топливных операторов и говорит, что пора. По сигналу три зеленых свистка – снижаем. И операторы снижают. Кто на 50 копеек, кто на 70, а сеть «Привата» — сразу на гривну. Это к вопросу о все растущем расколе между Коломойским и Зеленским, о котором нам так достоверно недавно рассказывал инсайдер-железнодорожник Сергей Лещенко.
Еще один занятный нюанс. На совещание не приглашают сеть «Сокар» — это государственная нефтяная компания Азербайджана. И «Сокар», единственный из крупных сетей, не снижает цены. Хотя они-то как раз для этого имели все основания. Потому что на прошлой неделе, накануне визита в Азербайджан, Зеленский оказал президенту Алиеву услугу живым, так сказать, товаром, выдав Азербайджану блогера Исаева, который жестко критиковал Алиева. Ну как выдал – Исаев просто исчез посреди Киева, а потом власти Азербайджана сообщили, что Исаев был депортирован «за нарушение миграционного законодательства». И поэтому очень интересно: в обмен на что Зеленский подарил Алиеву его врага, если даже не осмеливается просить Сокар о снижении цен?
А теперь о механизме снижения цен. В Офисе Президента рекомендовали операторам отказаться от больших скидок по программам лояльности (дисконтным картам, которыми пользуется большинство водителей), взамен понизив цены на стелах. Наперстки от Офиса президента. То есть, Зеленскому наплевать, будут ли покупать дешевле на самом деле. Ему нужно, чтобы дешевле было на стелах. Ему нужно не снизить цены, а чтобы всем казалось, что он снизил цены.
И схема работает. СМИ, как зайчики, начинают публиковать новости под заголовками «Заправки снизили цены после встречи с Зеленским». Ну да. А коровы после встречи с Зеленским увеличили надои. Синоптики после встречи с Зеленским улучшили прогноз погоды. А после встречи с Зеленским главы Нацполиции аварийность на дорогах резко снизилась. Почему только бензин, уважаемый президент? Давайте на хлеб понизим и на соль. Как там в песне: «было дело – и были подвалы, было время – и цены снижали».
Происходит, на самом деле, нелепая и двусмысленная ситуация. Называется она – превышение служебных полномочий. Президент раздает указания хозяйствующим субъектам. А они его согласованно выполняют. Налицо картельный сговор. Где АМКУ?
Ну в общем все понятно. В прошлой жизни у Зеленского не было достаточно времени и места, чтобы узнать, что президент Украины не является регуляторным органом вообще и рынка светлых нефтепродуктов, в частности. Но мог бы кто-нибудь и сказать. Для этого есть специальные институты – например, тот же АМКУ, эффективной работы которого президент вправе требовать.
И если президента действительно волновали вопросы цен на горючее, то он мог бы спросить со своего старшего партнера Коломойского, который при нем стал крупным игроком оптового рынка дизеля и автогаза, и даже купил два танкера дедвейтом по 30 тыс. т для поставок дизеля, и начал возить из РФ рекордные партии сжиженного газа. И при помощи своего верного Геруса успешно пошатал рынок дизеля, создав закрытием (временным) трубы Медведчука дефицит, и сделав этот рынок премиальным. Еще один интересный нюанс. Цены снизить Зеленский потребовал сейчас, а разобраться с теневым рынком газа и дизеля пообещал, – внимание, – «после праздников». Вот интересно. Космолоты можно закрыть до праздников, а подзаборные бочки, работающие без документов за кэш – нельзя. Парадокс.
Ну хорошо, крышуют бочки силовики. А вот кто поставляет неучтенное топливо за кэш? Не вошел ли и в этот сегмент Игорь Валерьевич, у которого никогда не было проблем ни с кэшем, ни с теневыми поставками? И сколько на этом теряет бюджет? Кстати, цены на автогаз, в отличие от бензина, в ноябре-декабре росли, но президент почему-то не потребовал их снижения. Не задался вопросом дефицита, который возник из-за неготовности Минэкономики проводить аукционы по реализации газа «Укргаздобычи» и «Укрнафты», на которые совокупно приходится около четверти рынка.
Неинтересно президенту и заявление «Укрнафты», которая пригрозила сокращением добычи, если правительство не снизит цену на ее нефть, чтобы ее мог с еще большей выгодой покупать Коломойский.
И, наконец, очень интересная, хотя и не имеющая прямого отношения к рознице, история с «рамочными соглашениями» Укрзализныци. По словам ее неувольняемого главы Кравцова, в 2020 году будут закупать не отдельными тендерами, как до этого. А определят нескольких поставщиков, между которыми разделят объем 200 000 тонн на 4,5 млрд грн. Так УЗ удобнее, чтобы не было проблем с оспариванием результатов тендеров.
Все бы хорошо, но такой подход будет удобнее и поставщикам, добросовестность которых вызывает большие сомнения. Очень вероятно, что большой кусок пирога достанется Коломойскому, «Укртатнафта» которого при Зеленском после 10-летнего перерыва вошла в тендеры госмонополии.
Зеленский не задался и не задастся этими вопросами, потому что его стратегия – казаться, а не быть. Хотя это не стратегия, а тактика, но он этого до сих пор не понял. И вряд ли когда-нибудь поймет.