Верховна палата Конгресу США висунула пропозицію про надання українській державі кораблів прибережної зони дії.
У Сенаті США був схвалений проект «Закону про бюджет США на потреби національної оборони у 2018 році». Він полягає в тому, щоб виділити 500 мільйонів доларів США на потреби для підтримки України в оборонній сфері, а також надання обладнання для гарантії її безпеки.
Даний документ передбачає те, що військово-морські сили України зможуть розраховувати на допомогу американської сторони у відновленні свого бойового потенціалу. Також сюди входять питання про передачу платформ і озброєння для корабельно-катерного складу національного флоту, і постачання військово-морських протимінних засобів. Крім того, будуть побудовані спеціальні системи спостереження, щоб чітко фіксувати морську обстановку на державних кордонах.
Головним моментом є те, що нашому флоту передадуть у володіння патрульні катери типу «Айленд». Їх вже вивели з активного складу військово-морських сил США. Але варто зазначити, техніка знаходиться в нормальному робочому стані і готова до нового використання. У наданих американською стороною катерах замінять тільки прилади зв’язку та навігації на більш поліпшені зразки.
Варто зазначити, що підсилення складу ВМС України за рахунок країн НАТО буде впливати не тільки на бойові спроможності нашої держави, але й допоможе швидко освоїтись та остаточно перейти на стандарти НАТО у наших ВМС.
Американській стороні відомо про намір використати ці катери в якості протипідводнодиверсійних та протимінних катерів для захисту насамперед українських портів, важливих об’єктів інфраструктури, пунктів базування флоту тощо. До того ж американські катери можуть бути особливо ефективними в ближній морській зоні Азово-Чорноморського басейну. Також можливе їх використання і в дальній морській зоні.
Зокрема в разі приєднання ВМС України до антитерористичної операції НАТО «Морський захисник» у Середземному морі ці катери зможуть виконувати завдання з патрулювання та взаємодіяти в морі з іншими кораблями Альянсу. Загалом посилення корабельно-катерного складу за рахунок передових країн НАТО не тільки сприятиме підвищенню бойових спроможностей ВМС України, але й допоможе нашим морякам швидше досягти сумісності з країнами Альянсу.
Начальник штабу — перший заступник командувача ВМС ЗС України капітан 1 рангу Роман Гладкий:
— Україна є морською державою, тому розбудову та відновлення її військово-морського потенціалу потрібно проводити невідкладно. ВМС України мають бути спроможними адекватно протистояти існуючим загрозам з морського напрямку. Нещодавно в США перебувала наша робоча група, яка ознайомилася з катерами типу «Айленд». Флоту потрібні ці катери, і ми знаємо, як їх ефективно застосовувати в оперативних зонах відповідальності українських Військово-Морських Сил.
Варто зауважити, що двостороннє співробітництво флотів України та США не обмежується лише питанням розвитку надводних сил. Американці активно допомагатимуть нам і в підготовці кадрів для ВМС. Українська сторона зацікавлена в направленні курсантів Інституту ВМС Національного університету «Одеська морська академія» до Академії ВМС США на так звані семестрові програми (близько шести місяців), до «літньої школи» для штурманської практики на катерах (на базі Академії в місті Анаполісі) та для проходження стажування курсантів на бойових кораблях ВМС США.
Подібний досвід у наших моряків уже є: цього року майбутні офіцери національного флоту вперше брали участь у морському поході ракетного есмінця ВМС США «Дональд Кук». Наразі досягнуто домовленостей стосовно того, що з наступного року ще чотири курсанти Інституту ВМС продовжуватимуть стажуватися на американських кораблях.
Американский патрульный катер типа Island
P.S. Патрульные катера типа Islands строились в конце 80-х – начале 90-х годов для береговой охраны США. Корабли оснащены радиолокационной станцией, моторной лодкой, автоматической артиллерийской установкой и двумя пулеметами.
На данный момент США отказываются от катеров типа Islands в пользу более современных быстроходных катеров класса Sentinel. Но разработаны новые катера той же судостроительной компанией, что и Islands – Bollinger Shipyards.
С началом аннексии Крыма к России перешли четыре корвета: «Луцк», «Хмельницкий», «Приднепровье», «Тернополь», подводная лодка «Запорожье», два морских тральщика «Чернигов» и «Черкассы», большой десантный корабль «Константин Ольшанский» и несколько вспомогательных судов. По словам командующего украинским флотом вице-адмирала Игоря Воронченко, наши суда служат донорами для кораблей флота России. Официально приписать откровенно отжатые корабли к Черноморскому флоту РФ не решается, а вот разобрать их на запчасти – запросто.
Осязаемой перспективы возвращения Россией украинских кораблей нет. «Пока принципиально не поменяется ситуация, мы их не получим. Не стоит строить иллюзии на этот счет», — считает экс-замначальника Генштаба ВСУ Игорь Романенко.
Соответственно наши ВМС строго ограничены в выполнении боевых задач. «Фактически Россия полностью контролирует Черное море и может делать там все что угодно, в том числе, перекрыть доступ Украины к Средиземному морю и выход к морю вообще. Большинство кораблей нашего флота уже почти истощили ресурс использования, и нам просто через 2-3 года вообще нечем будет выполнять задачи, в том числе и патрулирование прибрежной зоны», — говорит замдиректора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь .
По словам эксперта, в Минобороны видят два пути развития украинских военно-морских сил. «До войны у нас была программа по строительству корветов для ВМС. Они предназначались для выполнения заданий даже не в Черном море, а в океанской зоне. Это большие корабли под 3 тысячи тонн, вооруженные ракетным оружием.
С началом войны встал вопрос: нужны ли нам эти корабли, ведь нам нужно выполнять задачи уже не в океанской зоне, а конкретно в Черном море возле Крыма. Кроме того, один корвет стоит около 7-8 миллиардов гривен. Это огромные средства, которые ВМС никто бы не выделил, поскольку активные боевые действия идут на суше и нужно делать акцент на перевооружении сухопутных войск, — отмечает Самусь.
– Другой путь в том, чтобы наращивать боеспособность флота посредством так называемого москитного флота, то есть небольших и быстрых морских платформ, которые имеют на вооружении, в том числе, противокорабельные крылатые ракеты. Таким образом, Украина сможет дать адекватный ответ действиям российского Черноморского флота».
Замдиректора ЦИАКР добавил, что пополнение морской техникой за счет союзников как раз и поможет ВМС реализовать концепцию мобильного и боеспособного флота. В этом контексте и нужны патрульные катера типа Islands. «Если у нас будет около 10 кораблей такого класса, они бы очень помогли ВМС для выполнения патрульных функций. Например, все мы помним ситуацию с буровыми вышками (украинское водолазное судно «Почаев» обстреляли российские снайперы с буровой платформы в Черном море). В этой зоне нам необходимо постоянно демонстрировать свое присутствие и держать ситуацию под контролем», — резюмировал Михаил Самусь.
Что касается обслуживания таких катеров, то, по словам экспертов, корабли будут передаваться с полным комплектом запчастей. Кроме того, американцы обеспечат подготовку и обучение экипажа и технического персонала.
По крайней мере так было в Грузии, когда США провела для грузинского экипажа 2-месячный курс обучения.
Также в ВМС рассматривают возможность приобретения минно-трального комплекса из числа суден, которые выводятся из состава военно-морских сил других государств. «Одним тральщиком, тем, который мы забрали, «Геническом», мы не сможем решить весь этот спектр работы. Были рассмотрены несколько вариантов, мы приняли решение, что за тот ресурс, который у нас есть, мы сможем приобрести минно-тральный комплекс», — заявил Воронченко.
Эксперты отмечают, что следующим логичным шагом могла бы стать передача Украине от союзников ракетных катеров.