Сохранив лишь четырех крупных покупателей на свою нефть после введения новой порции западных санкций, российские нефтяники теряют по крайней мере одного из них.
Турция радикально сократила нефтяной импорт в РФ после того, как Евросоюз ввел эмбарго, а страны G7 установили «потолок цен» с запретом на страхование танкеров, везущих баррели дороже $60.
В декабре Турция получили лишь два груза российского сорта Urals общим объемом 1,7 млн баррелей, сообщает EnergyIntel со ссылкой на нефтетрейдеров статистику танкерных перевозок от Kpler. В пересчете на дневной объем поставки рухнули до 55 тысяч баррелей в сутки, что на 86% ниже уровня предыдущих шести месяцев: в июне-ноябре Турция закупала в среднем 399 тысяч баррелей в сутки.
После начала войны Турция более чем вчетверо увеличила импорт российской нефти, забирая на рынке баррели, от которых отказались клиенты в Европе. Но декабрьские объемы поставок стали минимальными с февраля и оказались даже ниже уровней второй половины 2021 года.
Полностью отказался от российских баррелей крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод STAR. НПЗ, принадлежащий азербайджанской группе SOCAR и обеспечивающий 25% нефтепереработки в Турции, в ноябре сократил закупки сырья в РФ вдвое — с 700 до 300 тысяч тонн в месяц, а в декабре решил не приобретать его больше из-за угрозы вторичных санкций.
Источники EnergyIntel утверждают, что провал турецкого спроса может оказаться временным: скидки, достигающие $30 за баррель, вернут интерес к Urals после того, как у НПЗ появится больше ясности по поводу механизма действия санкционных ограничений.
Впрочем, отдельной проблемой остаются танкеры, которых по-прежнему не хватает. Основной объем российской нефти Турция получает не из близлежащего Новороссийска, а из портов Балтийского моря, где в декабре была запланирована отправка 55 грузов.
Из них три были отменены, а еще для шести не нашлось танкеров, и их, возможно, придется перенести, рассказал Reuters работающий в регионе нефтетрейдер.
По его словам, вызывает опасение также качество доступных нефтяникам судов: их средний возраст составляет около 20 лет, а кроме того, нет достаточного количества танкеров ледового класса. «Пока ледовая обстановка на Балтике спокойная, но если ударят морозы, то это грозит проблемами», — сказал трейдер.
На неделе, завершившейся 16 декабря, экспорт российской нефти рухнул более чем вдвое — с 3,45 до 1,6 млн баррелей в сутки, а из десятков стран, покупавших Urals до войны, остались лишь четыре — Турция, Индия, Китай и Болгария. Источники Reuters говорят, что по итогам месяца ситуация будет не настолько катастрофической, но через Балтийское море спад морских поставок может составить 20%.