У 2017 році з України у розворядження Збройних сил Ефіопії було поставлено 14 модернізованих ракет від комплексу С-125.
За інформацією Міністерства оборони Ефіопії, у 2017 році до цієї африканської країни було поставлено обладнання, транспортні засоби, документацію і складальні комплекти для модернізації ЗРК С-125М до рівня ЗРК С-125МЭ1(2), а також 14 ракет з новою головкою самонаведення.
Після модернізації, зенітно-ракетний комплекс С-125 може вражати цілі на відстані 40 кілометрів (раніше було 25), а також обстрілювати не одну ціль двома ракетами одночасно, а на 4 цілі направляти одночасно 8 ракет.
Поставка партії модернізованих ракет до Ефіопії свідчить про освоєння виробництва в Україні складних аргегатів до комплексу, та можливіість їх подального використання у новому, 100% українському ЗРК.
Варто зазначити, що вже найближчим часом Україна також може отримати модернізований варіант комплексу С-125 з головками самонаведення.
P.S. Армия Украины возвращает в боевой строй сразу шесть типов ЗРК
Стрельнуть стариной
Армия Украины возвращает из «запасников» в боевой строй сразу шесть типов зенитных ракетных комплексов.
На треть увеличится количество боеспособных комплексов в составе зенитных ракетных войск ВС Украины, способных сбивать самолеты, крылатые ракеты, а также «беспилотники» врага. Таков мой оптимистический прогноз, если совместные усилия Министерства обороны, предприятий «Укроборонпрома», а также частных компаний, уже глубоко вовлеченных в решение актуальной задачи, будут результативными. Практически все типы ЗРК, которые за «избыточностью» были выведены из боевого состава в период с 2003 по 2013 гг., и к которым есть значительный запас ракет, получают шанс «тряхнуть стариной».
Сегодня защитный щит над Украиной держат зенитные ракетные системы и комплексы советской разработки двух типов. Это самоходные ЗРК средней дальности С-300ПС (SA-10B Grumble) и «Бук-М1» (SA-11 Gadfly). «Трехсотка» и «Бук» могут уничтожать цели противника на максимальных дальностях в 75 км и 32 км, и высотах до 27 км и 22 км соответственно. Количество дивизионов этих ЗРК — около полусотни. При высокой выучке личного состава и исправности всех ЗРК – это достаточно мощная сила. Но руководством Вооруженных Сил принято решение существенно усилить количественный состав отечественных средств ПВО. Это связано с необходимостью прикрытия наших войск в зоне соприкосновения с противником – как в позиционной, так и в активной обороне, а также с уплотнением прикрытия объектов первой категории. К таким объектам, в частности, относятся города-«милионники», атомные станции и плотины гидроэлектростанций.
В строй могут вернуться сразу шесть типов зенитных ракетных комплексов и систем. Это три ЗРК малой дальности – самоходные «Куб» (2К12) и «Тор» (9К330) и пока транспортируемый С-125. Два средней дальности — С-300ПТ (транспортируемый, близкий родственник «штатного» самоходного С-300ПС) и мобильная универсальная система противоракетной и противосамолетной обороны, созданная для прикрытия маневренных боевых действий собственных войск С-300В1 (SA-12 Gladiator). И, наконец, «дальнобойная» С-200В.
Зенитная ракетная система большой дальности С-200В — особая тема. SA-5 Gammon – как Голиаф «холодной» войны. Он встал на службу в 70-х годах. Комплекс стационарный и вроде бы староват по нынешним меркам. Но есть нюанс. «Старожил» обладает ракетами с мощной боевой частью и способен поражать цели на дальности в 240 км и на высоте от 300 м до 40 км. Дивизионы С-200В способны уничтожать самолеты врага до того, как они долетят до рубежа, с которого они могут применить собственное вооружение. Также считается, что «двухсотка» не позволит приблизиться к Украине вражеским воздушным командным пунктам, самолетам-разведчикам и самолетам-постановщикам всех типов помех. Все это в комплексе может лишить противника возможности эффективно управлять воздушной операцией. Ну, хотя бы потому, что просто страшно.
В 2012 г. у нас в ЗРВ было четыре воинские части, которые были вооружены ЗРС С-200В. Группы дивизионов С-200В были размещены возле Львова, под Киевом, а также под Херсоном и Феодосией. Все они по итоговой проверке 2012 г. были признаны боеспособными. Но уже в начале 2013 г. решением тогдашнего Министра обороны Лебедева все они внезапно были признаны устаревшими. Их «сокращение» заняло буквально месяц. Отдельные элементы — например, кабели на позициях, так как это комплекс стационарный, — просто рубились топорами. Тогда же из боевого состава была выведена и Уманская зенитная ракетная бригада (три дивизиона), вооруженная комплексами С-300В1. В командовании ЗРВ до сих пор служат люди, которые поддержали оба этих решения. Самое время, наверное, у них спросить – почему?
Сегодня в Минобороны не исключают, что «двухсотка» еще пощиплет нервы российским воздушным командным пунктам и пилотам самолетов с боевой нагрузкой. Не исключено, что за реанимацию «двухсотки» возьмется КБ Южное и сделает ракету для этой системы твердотопливной. Но это вряд ли произойдет до конца года, хотя по остальным комплексам проверочные стрельбы планируется провести уже до конца 2018 г. По крайней мере, в этом заинтересовано Минобороны.
Учитывая объем необходимых работ, технологические ограничения и жесткие строки — это сложная задача. По некоторым ЗРК нет ремонтной документации. Поэтому фактические нужно провести обратный инжиниринг блоков и узлов, их отремонтировать или восстановить, и обеспечить применение комплексов по назначению. При этом от предприятий «Укроборонпрома» и частных компаний модернизации комплексов, которые они берут в средний восстановительный ремонт, пока не требуется. Хотя некоторые из ЗРК, в частности, тот же С-125М «Печора» обладает существенным потенциалом для наращивания боевых возможностей.
За счет установки на ракеты 5В27Д новых полуактивных или активных головок наведения, которые разработаны киевской компанией «Радионикс» дальняя граница зоны поражения С-125М увеличивается по дальности с 18 до 40 км, по высоте — с 18 до 25 км. В максимально «навороченной» версии появляется возможность обстреливать восемь вражеских целей одновременно. Работа комплекса с пуками ракет с полуактивной головкой уже проверена практикой. У зарубежного заказчика.
Ответственность за весь «реанимационный пакет» по продлению ресурса ракет к зенитным ракетным комплексом, которые сегодня стоят на вооружении ВС Украины, а также к тем, которые будут введены в состав ЗРВ в ближайшей или среднесрочной перспективе, за исключением «двухсотки», возложена на государственное Киевское конструкторское бюро «Луч», во взаимодействии с другим киевским предприятием, «Визар», также входящим в состав ГК «Укроборонпром». Как известно, во времена Советского Союза на предприятии «Визар» собирались ракеты к ЗРК С-300. На «Визаре» так же есть ряд необходимой контрольно-измерительной аппаратуры для проверки параметров ракет.
Модернизация или разработка новых образцов зенитных ракетных комплексов для ВС Украины – следующий этап в усилении отечественного противовоздушного щита. Проекты есть по комплексам малой, средней и большой дальности. Причем, что интересно, с использованием уже существующего промышленного и технологического задела.
По утверждению разработчиков, с которыми я общался, на результат под испытания можно будет выйти уже в течение двух лет. Причем с весьма вменяемым финансированием. Ставка сделана максимально на свои возможности. Но помощь или партнерство со стороны западных компаний будет необходимо для приобретения современной элементной базы с требуемыми характеристиками. Пока с этим «пробои». Но это уже другая, более долгая история, о деталях которой – в следующий раз. А пока задача номер один формулируется просто. Стрелять должно все, что есть.
P.P.S. ГККБ «Луч»: создание противовоздушного щита Украины
В 2011 году Олег Коростелев стал ответственным за будущее неба Украины. А именно, постановлением Кабмина он был определен главным конструктором и по зенитным ракетным комплексам.
«Мы никогда не отбирали ни у кого работу, мы просто делали то, что нам поручали», — прокомментировал Олег Коростелев решение правительства несколько лет спустя.
Зенитные ракетные войска (ЗРВ) — основа противовоздушной обороны и главная огневая сила в общей системе ПВО Украины. Любопытно, что по количественному составу Украина пока еще обладает крупнейшим арсеналом зенитных ракетных средств на европейском театре военных действий, уступая лишь России. После распада СССР она унаследовала значительную часть противовоздушного потенциала бывших советских ВС.
В арсенале 8-й отдельной армии Войск ПВО, вооружение которой сегодня и составляет противовоздушною основу Воздушных Сил Украины, были как новейшие для своего времени зенитные ракетные системы и комплексы, так и устаревшие образцы: С-300ПС, С-300ПТ, С-300В1, «Бук», С-200В, С-125М1, С-75М3, «Куб», «Круг». Кроме того, на вооружении были ЗАК С-60 и КС-19. Использование этой группировки позволяло вести эффективные боевые действия за счет комплексного применения вооружения различного назначения.
Изначально ракетные средства противовоздушной обороны находились в ведении Войск ПВО Украины. Однако при реорганизации армии Украины в трехвидовую структуру, в период 2004-2005 гг. Военно-Воздушные силы и Войска Противовоздушной обороны были объединены в один вид. Ныне ЗРВ входят в состав Воздушных сил — наряду с авиацией и частями радиотехнических войск.
Однако с 1991 г. Украина новых ЗРК не закупала, а их количество в боевом составе постоянно уменьшалось. Стратегия «усыхания» мотивировалась избыточным наследством. В 1997 г. Министерством обороны была утверждена Программа строительства и развития Войск ПВО Украины, в основу которой, как утверждали ее разработчики, была положена идеология создания ПВО страны и ВС с учетом военно-политической обстановки, финансово-экономических возможностей Украины и современных требований к обороне государства.
На практике это воплотилось в вывод из боевого состава ЗРВ таких ЗРК как С-75, С-125, «Круг», «Куб». Сокращение также проводилось за счет переформатирования зенитных ракетных полков С-300П в состав из трех дивизионов вместо шести. Также ЗРК «Бук» из Сухопутных войск были переданы в подчинение командующего ЗРВ Войск ПВО.
За период с 1991 по 2006 г. общее количество дивизионов в составе ЗРВ ПВО Украины уменьшилось с максимальной численности 232 дивизиона (в 1996 г.) до 57. Курс дальнейших реформ для частей ПВО был определен утвержденной в 2006 г. начальником Генерального штаба Программой развития Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины на 2006 — 2011 гг. С 2006 г. численность дивизионов до 2012 г. в составе ЗРВ оставалась практически неизменной (за исключением продажи одного дивизиона «Буков» в Грузию).
Сегодня щит над Украиной поддерживается зенитными ракетными системами и комплексами советской разработки дальнего действия, а также средней и малой дальности: ЗРС С-200В (по натовской классификации SA-5 Gammon), С-300В1 (SA-12A Gladiator), ЗРК С-300ПТ (SA-10A Grumble), С-300ПС (SA-10B Grumble) и «Бук-М1» (SA-11 Gadfly).
Кроме ЗРВ Воздушных сил, собственными средствами противовоздушной обороны обладают и Сухопутные силы, где эксплуатируются ЗРК ближнего действия. Это «Оса-АКМ», «Стрела-10М», зенитный пушечный ракетный комплекс «Тунгуска», «Шилка» (ЗСУ-23-4), а также переносные ЗРК «Игла-1».
Однако к 2012 г. «возраст» наиболее старого зенитного ракетного комплекса в составе ЗРВ Воздушных сил Украины превысил 40 лет. А самому «молодому» ЗРК – более 20 лет. Учитывая темпы развития средств воздушного нападения, радиоэлектронного противодействия и систем подавления ПВО противника, например, тот же ЗРК С-200В уже сегодня можно считать морально устаревшим. Украинские ЗРК С-300ПС так же чем дальше, тем все с большой натяжкой могут считаться подходящим оружием для скоротечного противовоздушного боя.
Гарантийный срок службы этого комплекса до капитального ремонта был определен в 25 лет, а произведены они в 1982–1990 гг. Остродефицитных запасных частей к этому ЗРК, который уже давно не производится, у наших военных уже нет. Поэтому де-факто все основные отечественные образцы зенитных ракетных систем, комплексов и ракет к ним предела прочности уже не имеют.
В таких условиях Олег Коростелев приступил к формированию своей концепции модернизации системы ПВО Украины. Он считает, что необходимо обеспечить несколько уровней защиты неба.
Первый – использованием ЗРК малой дальности до 7 км.
Второй уровень – средней дальности, тоже на базе уже отработанного технического решения, — модернизации ракеты ЗРК «Печора».
Уже в течение нескольких лет ГККБ «Луч» в составе отечественной команды участвует в крупном международном проекте по модернизации всей системы ПВО одной из африканских стран. И со своей частью Коростелев справился превосходно – пуски ракет в конце 2017 г. подтвердили способность модернизированного ЗРК поражать цели на дальности до 50 км (кстати, баллистическая дальность такой ракеты 90 км).
Принимая во внимание, что Украина имеет громадное количество ракет к этому ЗРК, реализация такого проекта позволила бы существенно усилить ВС ВСУ. Десятки ракет уже отправлены заказчику, так что опыт производства позволит довольно быстро переориентироваться на обеспечение интересов ВСУ. К этому не лишним будет дополнение, что смежник в упомянутом проекте – компания «Радионикс», — уже сделала активную головку самонаведения, а также порт для радио коррекции, так что технологичность ракеты возрастает буквально уже по ходу ее совершенствования.
Позиция разработчиков определяется несколькими важнейшими аспектами, влияющими на продвижение проекта: важна невысокая стоимость разработки, важен быстрый темп создания ракеты. А некоторые заделы, как то появление в распоряжении украинских инженеров активной головки самонаведения (ГСН), могут внедряться по ходу. Активная ГСН может позволить поражать разные цели одновременно.
Такая ракета, кстати, тоже должна быть унифицированной. Исполненная как авиационное оружие («воздух — воздух»), она позволит поражать цели на дальности 125 км, в качестве штурмового оружия («воздух — поверхность») – на 110 км. Есть для такого комплекса и многофункциональный локатор наведения – 80К6М, разработанный и выпускаемый запорожской «Искрой».
«Украине не стоит распыляться в количестве разных комплексов, как это было в СССР, нужно двигаться четко и направлено, фокусируя усилия на создании унифицированных ЗРК, то есть, для использования на наземных и на морских платформах», — говорит О.Коростелев.
Если планы конструктора и политическая воля людей у власти пересекутся в одной точке на ГККБ «Луч», вскоре можно будет говорить о создании отечественной школы конструкторов систем ПВО. Собственно говоря, опыт уже есть – конструкторская школа легких боевых машин была создана в Украине, что называется, с нуля. А на ГККБ «Луч» знают: не боги горшки обжигают.
opk.com.ua
P.S.Хорошие новости. Отличный многоканальный комплекс ПВО, у нас их на хранении штук 20 дивизионов и сотни ракет, есть задел под модернизацию на шасси Т-55 как у поляков, есть на МАЗ, прикрутили новую голову, перезарядили твердое топливо, радиовзрыватель другой, приводы. Работает теперь на 40 км.
По сути, новая ракета, оцифровать ламповое оборудование и вперед — ближайшие 7-10 лет по ПВО у нас остатки СССР закрывают большинство вопросов. Нравится как буднично это проходит и как на лету переобуваются любители накинуть на ВСУ — ну конечно 800 противотанковых комплексов, 10 дивизионов С-125, несколько сотен БПЛА это хорошо, но мало-мало, 4 год войны, ко-ко-ко, форма не реформа.
Смотрите, пацаны, а Польша за 10 млрд. долларов делает то же самое, что мы за 3,2, и сроки те же — по 15 лет пересаживается с БМП, крутит Печору, 300 комплексов «Спайк» сдает с конца 2000-ых. А я об этом пишу с 14 года…
(Кирилл Данильченко)