Потребовав высылки из Украины экзархов Константинопольского патриархата, украинские подручные московского патриарха Кирилла (Гундяева) из УПЦ МП показали свою полную неадекватность коренным изменениям, происходящим в не-московском, а украинском православии.
В этом оторванном от реалий требовании отчётливо проявилось всё, чего опасается патриарх Кирилл. Потому что в данном случае надо вести речь о субъекте, которым является именно Русская православная церковь. А УПЦ МП здесь выступает только в роли объекта, которым Москва манипулирует в своей большой игре.
Итак, что мы видим. Во-первых, выставив с самого начала Константинополю ультимативное требование не давать автокефалию украинской поместной православной церкви, РПЦ поставила себя в положение жёсткого антагониста Вселенского патриарха Варфоломея. И вместо того, чтобы искать компромиссные пути «мягкого» ухода Украины из зоны влияния РПЦ теперь обречённо, по заданной само себе колее, выдвигает заведомо нереализуемые мега-ультиматумы. Размах которых свидетельствует не о силе РПЦ и стоящей за ней российской власти, а об их слабости и уязвимости в сложном и требующем гибкости и компромиссов межцерковном диалоге.
Во-вторых, РПЦ и их украинские подопечные-«моспатриархатовцы» выступают в процессе предоставления автокефалии украинской церкви снова как инструмент «гибридной» войны РФ с Западом. Быть орудием Кремля в масштабных операциях этой войны – чётко оформившаяся роль РПЦ+УПЦ МП. Как для церкви роль достаточно незавидная.
В-третьих, в РПЦ серьёзно опасаются того, что после получения Киевом Томоса от Константинополя часть общин УПЦ МП оперативно уйдёт в состав канонической, признанной Вселенским патриархом Украинской поместной православной церкви. Со всеми сопутствующими потерями доходов казны РПЦ и резкого сокращения влияния этой иностранной церковной организации в нашей стране. Поэтому и требуют в Москве от своего киевского отряда занять макисмально непримиримую позицию. В надежде, что это сузит пространство для будущей неизбежной миграции приходов УПЦ МП в единую украинскую церковь.
В-четвёртых, прикрываясь словесным флёром о защите единства украинского православия и неприкосновенности канононической территории украинской церкви, РПЦ твёрдо держит курс на отпадение от Вселенского православия. В случае получения Украиной автокефалии и осуществления Москвой своих угроз, получим новый статус-кво с православном мире. Где не мировое православие расколется, а одна отдельная взятая церковная организация с центром в Москве от мирового православного единства отпадёт.
Наконец, в-пятых, с точки зрения церковного подчинения и церковной же подотчётности УПЦ МП вообще не имеет никакого права требовать высылки из Украины экзархов, назначенных Константинопольским Патриархом. О чём «попутавшим рамсы» моспатриархатовцам в Киеве доходчиво разъяснили из Константинополя. Это сделал доктор богословия, иерарх Константинопольского патриархата архиепископ Тельмиский Иова (Геча).
«По какому праву УПЦ МП осуждает Вселенский патриархат, если в межцерковных отношениях УПЦ МП не является самостоятельной единицей в ведении диалога, она не является субъектом, не ведет переписку, в которой участвует исключительно РПЦ?», — задался вопросом архиепископ. И напомнил, что десять лет назад не экзархи, а сам Вселенский патриарх приезжал в Киев, без приглашения со стороны УПЦ МП. Но всё равно церковь под руководством митрополита Владимира «выбрала тогда не путь конфронтации, а путь диалога и понимания».
На этот раз всё будет по-другому. К сожалению. Как это уже было много раз за историю государства Российского, «московские попы» поставлены властью под ружьё. Традиционно безоговорочно выполняя приказы светской власти из Кремля, они и сейчас будут поднимать градус конфронтации на вверенном им участке войны. И продолжая действовать полностью в логике гибридной агрессии РФ называть чёрное — белым, грешное — святым, и выдавать собственную слабость за несокрушимую силу.
P.S. Томос как акт духовной независимости Украины
Твердое решение Вселенского Патриарха даровать Украине Томос об автокефалии (независимости) ее поместной православной церкви вызвал шок не только в РПЦ, но и в Кремле. В результате РПЦ приняла решение приостановить поминание Его святейшества Варфоломея І в молитвах, чем противопоставила себя всему православному миру, встала на путь раскола.
А нервничать есть за что, ведь РПЦ, а вместе с ней и РФ, в один миг теряют свою имперскость и хоронят миф о «Москве, как Третьем Риме». Более того, без УПЦ (украинской православной поместной церкви) РПЦ уменьшается на треть. Теперь патриарху Кириллу уже не быть патриархом Всея Руси, а только патриархом Московским и всея России. А это больно бьет по самолюбию не только патриарха, но и хозяина Кремля.
Ныне на свет Божий историей и справедливостью из тени прошлых московских манипуляций на всеобщее обозрение вынесены очень неудобные для РПЦ факты.
Во-первых, Украина была и есть исключительно территорией Вселенского Патриарха, ибо христианство к ней пришло из Константинополя, а не из Москвы, которой тогда и в помине не было.
Во-вторых, Передача древней Киевской митрополии Московскому патриархату в 1686 году была временной и неканоничной.
В-третьих, Московский патриархат сам не имеет Томоса от Вселенского Патриарха и в плане автокефальности есть самозваным. Ведь в 1448 году избрание в Москве митрополитом Иону произошло без дозволения Вселенского Патриарха.
В-четвертых, Томос, или указ о предоставлении автокефальной самостоятельности поместной церкви дарует только Вселенский Патриарх и ни кто другой.
В-пятых, Москва получила православие от Киева и по сути является всего лишь непослушной и амбициозной дочерью Киевской митрополии.
В-шестых, весь мир наконец-то увидел, что РПЦ – это колос на глиняных бюрократических газпромовских ногах, состоящая на службе у Кремля, а не у народа православного.
Вот и выходит, что самостоятельность украинской православной поместной церкви – это самая большая угроза российскому империализму. Это удар по Кремлю, во время ведения им необъявленной гибридной войны против Украины. Не зря же поговаривают, что Путин, после провала миссии Кирилла в Стамбуле на переговорах с Вселенским Патриархом, взял курс на смену Кирилла (Гундяева) на Тихона (Шевкунова).
Для Украины Томос – это Акт уже Духовной независимости, который ознаменует собой объединение всех православных Украины в Единой поместной церкви, чем будет создан так необходимый для украинцев, духовный стержень.
Олег Руденко