Индия лишила РФ Су-57

218

Индия вышла из совместного с РФ проекта FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), предполагающего создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения.

Об этом индийская сторона, включающая советника по национальной безопасности Аджит Довала и министра обороны Санджайте Митру, уведомила российскую сторону, сообщает Janes.

Причиной сворачивания 11-летней программы ВВС Индии называют непреодолимые расхождения в технологических и финансовых вопросах. Между тем, в перспективе индийская сторона допускает пересмотр соглашения по FGFA, а также не исключает покупку готовых Су-57 в случае, если Россия удовлетворит требования Индии.

Индийские военные считают, что создаваемый российский истребитель не отвечает заявленным требованиям скрытности. Также индийская сторона полагает, что боевая авионика, радары и датчики российской разработки не соответствуют стандартам боевого самолета пятого поколения.

Программа FGFA стартовала в 2007 году, ее основными подрядчиками стали «Сухой» с российской стороны и Hindustan Aeronautics с индийской. Страны договорились о создании истребителя пятого поколения на базе российского Су-57. В рамках первого этапа программы стоимостью 295 миллионов долларов был разработан дизайн индийского истребителя, но далее проект FGFA не продвинулся из-за множества разногласий, возникших между сторонами.

РФ рассматривала партнерство с Индией по созданию истребителя пятого поколения в качестве основного источника финансирования серийного выпуска Су-57.

P.S. Как Украина и США борются с РФ за рынок оружия Индии

В Индии обострилась борьба за местный рынок вооружения. В борьбе с Россией Украина ищет поддержки у США.

Противостояние между украинскими и российскими оборонно-промышленными компаниями (ОПК) за самый большой для обеих стран индийский рынок вооружений (занимает 12% мирового рынка) набирает обороты.

Индия, осознавая ненадежность и непредсказуемость российских партнеров, а также негативные последствия санкций, введенных Западом против российского оборонпрома, ищет возможности диверсифицировать поставки вооружений, поэтому все больше контрактов подписывает со странами НАТО.

Важным партнером для Индии становится Украина. На нашу страну делается ставка в вопросах ремонта и модернизации советской военной техники, которая составляет львиную долю всех Вооруженных сил Индии. Такая тенденция обусловлена в том числе неспособностью России выполнить часть индийских контрактов в связи с прекращением технического сотрудничества между Россией и Украиной после начала российской агрессии в Крыму и войны на Донбассе.

Это не может не беспокоить РФ. Ослабление позиций на индийском рынке для нее — это потеря не только прибыльных контрактов, но и геополитического влияния в чрезвычайно важном регионе. Шансом упрочить свои позиции неизбежно воспользуются Соединенные Штаты.

Не имея возможности наращивать качество вооружений, что приводит к регулярным поставкам бракованной продукции (к примеру, из 210 купленных в России истребителей СУ-30МК больше половины находятся на земле из-за поломок), РФ начала активно внедрять нерыночные формы конкуренции. Используя весь набор гибридных инструментов, РФ пытается дискредитировать Украину в качестве надежного партнера для Индии.

Регулярно совершаются информационные интервенции, направленные на позиционирование Украины и ее ОПК как бракоделов, коррупционеров и участников незаконной торговли оружием. Такие информатаки можно наблюдать не только в индийских и украинских, но и в международных СМИ, а также в официальных вестниках российской пропаганды RT, Sputnik и др. Рупорами этих месседжей активно становятся общественные организации и лидеры общественного мнения, фактически исполняющие роль «полезных идиотов» в руках российских спецслужб.

Несмотря на эти атаки, а также невероятный вред, сознательно нанесенный украинско-индийскому военно-техническому сотрудничеству в предыдущие периоды, Украина наращивает свое присутствие на индийском рынке вооружений. На сегодняшний день в работе находится около 400 контрактов между Индией и Украиной.

Перспективными направлениями сотрудничества выступают модернизация индийских танков и бронетехники, оснащение их управляемыми снарядами, модернизация индийских радаров и средств ПВО, проектирование и производство кораблей разного класса, поставка комплектующих для имеющихся кораблей и подводных лодок, обслуживание парка самолетов и вертолетов советского производства, стоящих на вооружении ВВС Индии, и реализация совместных научно-исследовательских проектов.

Учитывая сближение РФ с Китаем и Пакистаном, Индия требует сильного внешнего союзника, и эту роль все активнее выполняют США. Это обусловлено как необходимостью поддержки Индией американской операции в Афганистане, так и намеченным изменением баланса сил в регионе, катализатором которого стала активная политика Китая в Южно-Китайском море.

Одним из инструментов американо-индийского сближения стал механизм военно-технического сотрудничества. С 2011 года США успешно реализуют свои интересы на этом рынке, став вторым после РФ поставщиком вооружений для индийской армии. Основополагающим документом военно-технического сотрудничества Индии и США является принятая в 2012 году Инициатива в области оборонных технологий и торговли (DTTI). Всего же с 2008 года объем военно-технического сотрудничества США и Индии увеличился примерно с $1 млрд в год до более чем $15 млрд.

О готовности наращивать это сотрудничество заявил в ходе своего последнего визита в Индию министр обороны США Джеймс Мэттис. Министр обороны Индии Нирмала Ситараман по результатам переговоров подтвердила этот тезис.

Несмотря на это, говорить о потере Россией индийского рынка преждевременно. В связи с высокой инерцией оружейного рынка и значительной долей советских и российских вооружений, используемых Вооруженными силами Индии, Россия может еще долго оставаться главным партнером Индии, лишь постепенно теряя свою долю рынка.

Существенно ускорить процесс вытеснения РФ из Индии могло бы привлечение Украины к американо-индийскому сотрудничеству. Сегодня Россия крайне ограниченна в поиске новых партнеров в оборонной сфере, а на фоне неизбежного сокращения сотрудничества с Китаем Индия становится главным финансовым донором российского ВПК.

Потеря Россией индийского рынка существенно ограничит возможности РФ разрабатывать и изготавливать новые вооружения. В этом заинтересованы и Соединенные Штаты, и Украина. Обе страны должны вместе отстаивать общие интересы, чтобы ослабить агрессивную внешнюю политику России.

Павел Барбул

Поделиться:
Загрузка...