Стокгольмський інститут вивчення проблем миру (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI) у щорічній книзі про експортні операції з продажу зброї опублікував інформацію про готовність уряду Данії реалізувати Україні мінні тральщики у кількості трьох одиниць.
Вартість цих кораблів оцінюється у 102 млн євро.
Найімовірніше у звіті мова йде про варіант протимінних кораблів за модернізованим проектом кораблів Standard Flex 300 – Standard Flex 300 MCM. Яких було побудовано чотири одиниці – Havkatten (P552), Laxen (P553), Makrelen (P554) та Støren(P555), що були виведені зі складу Королівських ВМС Данії впродовж 2010-2012 роках.
Серія з 14 багатоцільових малих корветів Standard Flex 300 будувалася з 1985 по 1996 рік для Королівських ВМС Данії та мали замінити відразу 3 типи застарілих кораблів: 6 торпедних катерів типу Søløve, 6 тральщиків Sund та 8 патрульних катерів типу Daphne. Це стало можливим завдяки застосуванню модульної системи StanFlex.
Короткі технічні характеристики кораблів цього типу:
Водотоннажність (повна): 480 тонн
Довжина: 54 метрів
Осадка: 2,5 метри.
Максимальна швидкість: до 30 вузлів,
Дальність ходу: 3860 мил (при 18 вузлах).
Екіпаж: до 30 осіб в залежності від конфігурації обладнання.
Озброєння: модульне, і залежить від завдань. «класичний» варіант передбачає:
76-мм арт установку Ото Мелара
два 12,7-мм кулемети.
два 7,62 кулемети
Додатково може бути встановлено контейнер:
StanFlex з ПКР Гарпун (4-8 шт),
модуль ППО під УВП Mk 48 Mod 3 (6-12 контейнерів)
RIM-7 Sea Sparrow,
торпедні апарати
система постановки мінних загороджена на 60 морських мін
В свій час Литва придбала чотири корабля цього проекту у патрульному варіанті, також п’ять одиниць – Португалія.
mil.in.ua
P.S.
Несколько дней назад в прессу попали фотографии, на которых были запечатлены малые бронированные катера, которые из Николаева перебрасывались к новому месту дислокации в Азовском море, а сегодня они уже ушли в море. Тогда было дано пояснение, что к новому месту ушли не только катера, но и вся Николаевская база ВМФ, и на этом фоне возник вопрос о том, что будет вместо убывших катеров.
Вчера из нескольких источников поступили сообщения о том, что Дания готова поставить Украине патрульные катера класса «Флювефсикен». В зависимости от комплектации, они имеют водоизмещение 320-480 тонн. Всего предлагается три таких катера, вся серия которых была построена между 1985 и 1995 годами. С учетом того, что Украина способна самостоятельно строить суда подобного и большего класса, то может возникнуть ряд вопросов о том, стоит ли вообще связываться с откровенно устаревшими машинами. Против покупки – их возраст. Самому «свежему» катеру серии уже хорошо за 20, а самому старому – за 30 лет, и понятно, что лучше бы строить самостоятельно или получать что-то подобное в виде помощи, но все же, это предложение имеет и свои положительные моменты.
Насколько можно понять из описаний катеров, они одними из первых строились по модульному принципу, на который сейчас переходят все ведущие страны, стремящиеся иметь современный ВМФ. Это значит, что машина изначально проектировалась таким образом, чтобы ее можно было легко ремонтировать, и главное – быстро менять ее боевые свойства. Последнее качество – наиболее актуально для Украины. Поскольку мы не имеем сколько-нибудь достаточного количества боевых кораблей, очень соблазнительно иметь изначально универсальные корабли. С универсальностью не очень хорошо складывалось и у куда более крупных кораблей, а формат катера и вовсе ничего подобного не предполагал, но датчанам удалось построить именно такой флот катеров. Кстати, почти всю серию, снятую с вооружения ВМФ Дании, уже раскупили, в том числе, и Литва.
Что характерно, катер имеет боевую информационно-управляющую систему, разработанную Saab Systems и Terma Elektronik, способную работать со всеми указанными модулями. Это значит, что просто замена боевого модуля уже включает его в систему, без установки дополнительного оборудования или настройки. В итоге, цикл переустановки боевых модулем, включая демонтаж, установку и подключение оборудования к системе, занимает 12 часов и требует наличие 15-ти тонного крана. То есть, торпедно-артиллерийский катер через 12 часов может покинуть базу под верх загруженный противокорабельными и противовоздушными ракетами. Этот малыш станет настолько «зубатым», что даже для корветов и фрегатов будет большой проблемой.
Важно отметить и то, что датчане распродают последние три катера и можно торговаться по цене, а главное – получить на них необходимую техническую документацию для того, чтобы и на своих изделиях внедрить модульный принцип строительства кораблей. А плюс к этому, такая документация помогла бы интегрировать наши новые разработки, в виде модулей. Это был бы хороший опыт для всех, и для кораблестроителей и для военных моряков и безусловно, такие катера стали бы уже куда более опасными для противника.
Последнее, что хотелось бы отметить в этой связи – сам факт предложения нам такого вооружения. Ведь с катером идут комплекты вооружений, системы связи и прочие системы взаимодействия, полностью соответствующие стандартам НАТО. Это значит, что уже принято принципиальное решение о том, что Украине такое можно продавать. Напомним, те самые Мистрали, которая Франция планировала продать в РФ, не пошли туда именно потому, что они имели критические системы, которые не должны были попасть в не надежные или подозрительные руки. Нам уже такое можно продавать.
В общем, очень скоро в Николаеве начнут появляться новые силуэты кораблей. Не обязательно – вот эти катера из Дании, возможно это будет что-то более крупное и более интересное, но будет обязательно. Сейчас уже речь идет не о том, поставлять или не поставлять нам оружие, но о том, что именно и на каких условиях.