Береговая оборона Украины — корветы»Ада»

491

После учений РФ на мысе Опук, когда Москва притащила в Причерноморье БДК “Ропуха” с Балтийского и Северного флотов, батальон морской пехоты с Каспия и минимум 3 БТГ ВДВ, снова стал в СМИ на повестку дня вопрос.

Чем Украина планирует купировать растущую угрозу в Причерноморье?

Особенно если помнить, что только у ЧФ РФ 15 носителей крылатых ракет, а в одной волне с промежутком в 36 часов россияне способны высадить 4 батальонно-тактических группы десанта.

Нельзя сказать, что работы не ведутся.

В обозримом будущем это 3 дивизиона ПКР “Нептун”, первый из которых планируется сдать до 2022 года.18 пусковых установок, 216 возимого запаса Р-360.

Плюс чисто береговая компонента — 2 дивизиона “Ураганов” 32-го реап; стрельбовая батарея “Точек”, работающая в интересах оперативного командования “Юг”; «Гиацинты»; десяток “Смерчей”.

К ним активно производятся ракеты — только “короткой” версии на 70 км. “Ольхи” планировалось 400 штук, также ведется программа “Тайфун-2” для 220 мм. «реакторов».

20 катеров “Осеа” для Морохраны — корпус первого уже заложен во Франции, идет локализация производства на верфи “Нибулон”, первый корабль будет сдан в 4 квартале этого года.

5 “Айлендов” и минимум 8 “Mark VI” из США. 8 ракетных катеров из Британии. 8 “Гюрза-М” и 3 “Кентавра”. Отечественные катера в полном составе будут тащить службу на Азовском море, часть “Mark VI” очевидно тоже. Также проведут закупки тральщиков из наличия стран Альянса в лизинг.

Опцион на Bayraktar TB2 для ВМСУ — скорее всего, новая серия Д или “горбатые” аппараты, снабженные аппаратурой SATCOM (с повышенным боевым радиусом, практическим потолком и автономностью в воздухе). Комплекта 3 должно достаться ВМСУ, уже идут методические сборы с офицерами и подготовка к приему.

Ну и турецкие корветы “Ада” по программе MILGEM (Milli Gemi — Национальный корабль). Предварительно серия из 4 судов.

Планируется цикл постов, по каждому из элементов этой мозаики обороны побережья, но начнем с корветов.

Корвет “Ада” («Остров»)— 99-метровый литоральный боевой корабль водоизмещением в 2400 тонн. Основная его задача в турецких ВМС — борьба с подлодками. Ибо на Черном море против Турции оперирует 7 “Варшавянок” РФ. В Средиземном случаются трения с Израилем, у которого планируется развернуть 6 “Дельфинов” немецкой постройки. И у Греции 8 немецких тип 209-214 в строю и еще 3 заложены на верфях.

В общем, даже второй флот Альянса должен реагировать, имея соседей с широкой возможностью подводной войны.

Но Турция не насколько богата, чтобы строить чисто узкие противолодочные суда. Поэтому “Ада” может работать ПКР, выполнять функции разведки и сопровождения судов, поддерживать радиус безопасности в 10 км против воздушных атак при помощи ПВО “Рэм”.

Геликоптер “Морской ястреб” S-70B на борту это отличное средство против подлодок и беспилотных подводных аппаратов разминирования. На выбор торпеды, буи для обнаружения, глубинные бомбы, но есть возможность снаряжения ПКР.

Максимально широкие задачи и тактическая гибкость. .

Не так давно с корвета “Ада” испытали турецкую ПКР Atmaca, национальную ракету с боевым радиусом в 220 км, уничтожив цель в виде судна-мишени. Таким образом, Анкара избавилась от зависимости от импорта американских “Гарпунов”. Торпеды “Мк-46” в двух аппаратах на борту изначально оружие против подлодок, но 5-ой модификации могут поражать надводные суда.

В общем, корабль широко профиля — несколько хуже чем специализированный, но зато тактически гибкий. Тем более, для ВМС Пакистана строится не только 99-метровый корвет, но и более тяжело вооруженные фрегаты — с китайской системой ПВО под 16 модулей для пуска на носу, которая обеспечит защиту в радиусе 75 км.

Опять же, есть в портфолио у той же верфи, где будут производиться корабли для Украины, фрегат типа “Стамбул” — 113 метров, 3000 тонн водоизмещения, более мощное ПВО, чем базовый “Рэм”. Так что любой каприз за деньги заказчика. Благо Анкара входит в десятку производителей военных судов на планете.

50% корабля изготовят в Стамбуле, 50% на заводе “Океан” в Николаеве. Контракт должен был быть подписан в апреле 2021 года, но в СМИ пока тишина. Хотя на предприятии началась модернизация гермозатвора сухого дока — варят 800 тонные ворота, работы планировались еще в 2020 году, возможно это тоже косвенный звоночек.

На головной корвет проекта планируется потратить 3.8 млрд. гривен в 2021 году — 137 млн. долларов. Это в итоге меньше из расчета на 1 корабль, чем серия для Карачи — пакистанцы потратили почти миллиард долларов.

Но у нас планируется большая степень локализации. Например, немецкая силовая установка от Renk AG будет только в 1 экземпляре, дальше турбины от “Зоря-Машпроект”.

Электроника в основном турецкая, кроме итальянского гидролокатора — система автоматического пожаротушения, система ведения сетецентрических боевых действий ADVENT COMBAT, электронные карты с навигацией со спутника ECPINS.

Да, Турция производит современную электронику, хотя четверть века назад осваивала отверточную сборку авто и шила джинсы.

В связке с технологиями малозаметности, полимерными материалами корпуса, системой перехвата торпед и прочим фаршем, Пакистан заявляет, что это будет самый современный корабль в его флоте.

Справедливо это будет и для Украины.

Задачи в принципе те же — борьба с подлодками и защита экономической зоны. Значительная доля ВВП Пакистана (8%) — перевалка через порты Карачи и Гвадар, например, текстиля, который занимает 60% экспорта страны. В регионе, где у вероятного противника Индии, сильно развит подводный флот.

Перевалка металла и зерна через Черноморские порты — критически важный для безопасности Украины коридор, 80% нашего экспорта это море.

ПКР “Нептун” и москитный флот это важный этап, но не дать заблокировать экспорт в “голубой воде” могут только корабли океанской и морской зоны с авиацией на борту.

Вместо с ракетными катерами и тральщиками они сформируют тактическую группу, способную выполнять самые разные задачи.

24 месяца на производство, ходовые и прочие испытания, обучение экипажей — начинать резку металла лучше в 2021. Тогда есть шанс через года 3-3.5 получить тактически гибкий боевой корабль способный как бороться с подлодками, так и с носителями высокоточного оружия вероятного противника в Причерноморье.

Как раз аккурат к тому времени, когда при помощи москитного флота, ПКР и ударных БПЛА мы закончим с зоной безопасности на “бурой воде”. Сможем ли мы локализовать производство корветов в Украине или это будет очередной долгострой, станет понятно всего через несколько месяцев.

Кирилл Данильченко

Поделиться:
Загрузка...