ВСТУПЛЕНИЕ
В 2014-м году вторжение Российской Федерации в Украину стало не только беспрецедентным явлением для Европы XXI-го века, но и событием, изменяющим границы влияния и баланса сил на карте мира. В первую очередь, кардинальных изменений претерпел баланс сил в Черном и Азовском морях, в связи с аннексией полуострова Крым Россией.
На протяжении четырех лет Российская Федерация планомерно увеличивала контингент своих вооруженных сил на оккупированном полуострове Крым, а так же наращивала потенциал Черноморского флота ВМФ РФ. Помимо оккупации шельфа вблизи полуострова Крым и захвата украинских газодобывающих вышек в Черном море, Россия неоднократно предпринимала попытки заблокировать Керченский пролив для украинских суден, путем их ареста и откровенных провокаций. По мере того как строительство Керченского моста подходило к завершающей фазе, эти попытки учащались и становились систематическими.
События 25 ноября, в ходе которых в нейтральных водах российским флотом были атакованы и захвачены два украинских малых бронированных артиллерийских катера типа “Гюрза-М” и сопровождавший их буксир, продемонстрировали, что ситуация в регионе достигла своего апогея.
Данное исследование призвано показать реальную обстановку с балансом сил в Черноморском регионе, на примере сравнения потенциала флотов стран, черноморского бассейна, за исключением непризнанной Абхазии.
В данном исследовании учитывался потенциал флотов стран по отдельности, без учета их пребывания в составе военных альянсов, объединений и союзах. Иными словами, фактор взаимодействия и взаимопомощи странам членам НАТО не учитывался в принципе.
Так же учету не поддавались виды вооружений находящихся на хранении, в состоянии консервации, а так же находящиеся на сборочных конвейерах согласно заключённым контрактам, но ещё не поступивших на вооружение.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ
В ходе данного исследования были использованы параметры, не встречающиеся ранее ни в одной подобной работе. Связано это с тем, что большинство аналитических бюро, издательств и организаций, учитывают крайне узкий спектр категорий влияющих на обороноспособность страны. Хотя, боеспособность армии зависит не только от количества танков и истребителей, но и целого ряда иных факторов, напрямую не связанных с военным делом, но влияющих на успешность оборонительных, либо наступательных действий.
Ниже перечислены параметры, которые использовались при анализе возможностей и потенциала флотов стран черноморского бассейна, а так же краткое разъяснение их влияния.
Категория “Вооруженные силы” включает в себя следующие параметры:
Бюджет – безусловно, важный параметр, учитывающийся при расчёте возможностей вооруженных сил. Но он имеет много подводных экономических камней, таких как уровень жизни, инфляция и ценообразование.
В частности, бюджет ВС Турции $18,2 млрд, но ценовая политика страны ярко отражена, к примеру, на цене проезда в метро. Так, если разовый проезд в метро Стамбула обойдется в $0,75, то в Киеве — $0,18.
Этот простейший пример поясняет насколько большой между странами ценообразовательный дисбаланс и если военный бюджет одной страны больше, чему у других, это не означает, что она способна закупить больше вооружений, техники и т.д, что очень важно учитывать при оценке данного параметра для каждой армии отдельно. Однако следует учитывать, что флот это наиболее затратный род войск.
Параметр “Флот” учитывала находящиеся в строю боевые корабли, без учета тех которые находятся в стадии строительства, либо захвачены (как в случае с украинскими кораблями в оккупированном Крыму).
Данный параметр, включает учет в первую очередь боевых корабли класса авианосец, фрегат, корвет, наличие десантных кораблей (БДК, УДК), минных тральщиков, подводных лодок и т.д. Принимался в учет их количественный состав и отдельно изучалось морально-техническое соответствие современным требованиям и вызовам входящих в состав флотов кораблей.
Стоит отметить, что при расчете потенциала Российской Федерации учитывались общие значения ВМФ РФ, и отдельно ЧФ ВМФ РФ. Это связано с географическим расположением России, благодаря которому следует учитывать поддержку черноморскому флоту другими флотами страны: Балтийским, Северным, Тихоокеанским и Каспийской флотилией.
Далее использовались параметры, которые более глобальный и в ряде случаев предопределяющий потенциал страны характер.
Ядерное оружие – основной параметр при расчете возможностей страны как адекватно ответить на вторжение, так и нанести удар первой для осуществления удачной оккупации. Зачастую этот параметр преобладает над всеми остальными, поскольку его глобальное влияние может парировать лишь равноценный ответ.
Уровень развития ВПК – параметр, учитывающий степень развития военно-промышленного комплекса страны, с учетом потенциала не только производства новых единиц для флота, но и учитывающий возможности проведения ремонтных работ, модернизации, уровень адаптации к меняющимся условиям на рынке вооружений, а так же количество новых изысканий и проектов в данной отрасли.
Стоит отметить, что используемая в данном параметре пятиуровневая градация от “минимальный” до “максимальный” в своих предельных значениях не была присвоена ни одной стране.
Устойчивость к информационным угрозам – очень важный параметр, играющий в последнее время не меньшую роль при ведении горячей фазы войны, нежели фрегаты и корветы. При анализе данного параметра учитывалась степень уязвимости медиапространства страны факторам извне, возможности противостояния информационной среды вбросам, манипуляциям и т.д.
Так же важное место занимала кибербезопасность государства и уязвимость, как госучреждений, так и в целом социально-общественной среды к взломам и проникновениям.
Опыт ведения боевых действий вне альянсов – очень важный параметр, определяющий степень моральной готовности армии вести как оборонительные, так и наступательные боевые действия. При этом опыт боевых действий в альянсах, в частности – НАТО, не учитывался, поскольку в подобных операциях принимает участие ограниченный контингент войск.
Например, вооруженные силы таких стран как Турция, Украина и Российская Федерация имеют значительно больше реального боевого опыта и моральной устойчивости к участию в конфликтах, не в формате отдельных подразделений, а в целом вооружённых сил, нежели армии таких стран как Румыния или Болгария.
Грузия в данном случае представляет собой страну двоякой категории, поскольку, с одной стороны страна принимала участие в войне 2008 года, с другой стороны с того момента прошло 10 лет и отсутствие постоянного огневого контакта ан линии фронта нивелирует боевой опыт.
Категория “Экономика” редко учитывается при расчёте боеспособности армии, хотя имеет прямое влияние на состояние вооруженных сил и включает в себя следующие параметры:
ВВП – важный параметр, от которого зависит благосостояние страны, а так же финансовые возможности по поддержке армии в разных ситуациях. Так же этот параметр влияет и на ряд социально-общественных факторов, которые возникают вместе с оборонительными либо наступательными действиями страны, в частности, падение уровня доходов населения, что за собой может повлечь деморализующие тенденции.
ЗВР – золотовалютные резервы представляют собой подушку безопасности, которая может быть использована в случае проявления негативных факторов при ведении боевых действий. Кроме того, она может быть использована для дополнительного финансирования вооруженных сил, в частности — флота. Идеальный вариант, когда ЗВР превышают средний бюджет вооруженных сил страны на 300%.
Внешний долг – параметр, серьезно влияющий на экономическую составляющую страны. Именно долги государства могут стать инструментом не только манипулирования экономикой, но и элементом политического шантажа, оказания влияния на социально-общественную обстановку в стране.
ИЧР — Индекс человеческого развития очень важный и сложный параметр, не просто демонстрирующий уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия населения той или иной страны, но и характеризующий потенциал этого населения в период экономических, политических и психо-эмоциональных потрясений. Так же он учитывается и при анализе влияния пропаганды противника, использование информационных технологий для манипулятивного воздействия на население.
Запасы и добыча нефти – параметр, характеризующий возможности страны по обеспечению вооруженных сил топливом и ГСМ. К примеру, войска нацистской Германии по мере продвижения на восток испытывали, большие проблемы с топливом. Размер запасов и ежесуточная добыча страны данного ресурса являются важным фактором в ходе оценки возможностей её вооруженных сил.
1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Вооруженные силы:
Бюджет: $66,3 млрд
Флот (ВМФ РФ): 148 000 чел
Надводный флот: 332
Подводный флот: 67
Черноморский флот ВМФ России: 25 000 чел
Ракетный крейсер – 1;
Сторожевые корабли (фрегат) – 6;
Подводный флот (субмарины) – 6;
Малые ракетные корабли (катера) — 8;
Десантные корабли – 7;
Минные тральщики — 19;
Противолодочные корабли – 8;
Разведывательные корабли — 4;
Ядерное оружие: в наличии
Уровень развития ВПК: высокий
Устойчивость к информационным угрозам: высокая
Опыт ведения боевых действий вне альянсов: имеется
Экономика:
ВВП: $1,577 трлн
ЗВР: $460 млрд
Внешний долг: $532,8 млрд
ИЧР: 0,816
Запасы и добыча нефти: 93 млрд баррелей и 11 млн барр/сут
2. ТУРЦИЯ
Вооруженные силы:
Бюджет: $18,2 млрд
Флот: 48 600 чел
Надводный флот (с учетом вспомогательных суден): 194
Подводный флот: 13
Сторожевые корабли (фрегат) – 16;
Корветы: — 8;
Подводный флот (субмарины) – 13;
Малые ракетные катера -16;
Катера пр.: – 34;
БДК – 33;
Минные тральщики — 11;
Разведывательные корабли — 4;
Ядерное оружие: отсутствует
Уровень развития ВПК: средний
Устойчивость к информационным угрозам: высокая
Опыт ведения боевых действий вне альянсов: имеется
Экономика:
ВВП: $857 млрд
ЗВР: $105,447 млрд
Внешний долг: $453,2 млрд
ИЧР: 0,722
Запасы и добыча нефти: 0,27 млрд баррелей и 45 тыс барр/сут
3. РУМЫНИЯ
Вооруженные силы:
Бюджет: €4 млрд
Флот: 7 150 чел
Надводный флот (с учетом вспомогательных суден): 45
Подводный флот: —
Сторожевые корабли (фрегат) – 4;
Корветы: — 4;
Подводный флот (субмарины) – ;
Малые ракетные катера -6;
Десантные корабли — ;
Минные тральщики 5;
Разведывательные корабли -;
Ядерное оружие: отсутствует
Уровень развития ВПК: низкий
Устойчивость к информационным угрозам: низкая
Опыт ведения боевых действий вне альянсов: отсутствует
Экономика:
ВВП: $187 млрд
ЗВР: $39,953 млрд
Внешний долг: $130,4млрд
ИЧР: 0,802
Запасы и добыча нефти: 0,6 млрд баррелей и 78 тыс барр/сут
4. БОЛГАРИЯ
Вооруженные силы:
Бюджет: $18,2 млрд
Флот: 4 100 чел
Надводный флот (с учетом вспомогательных суден): 29
Подводный флот: —
Сторожевые корабли (фрегат) – 4;
Ковреты: 2;
Подводный флот (субмарины) –;
Малые ракетные катера -3;
Катера пр.: — ;
Десантные корабли – 1;
Минные тральщики — 6;
Разведывательные корабли -;
Ядерное оружие: отсутствует
Уровень развития ВПК: низкий
Устойчивость к информационным угрозам: низкая
Опыт ведения боевых действий вне альянсов: отсутствует
Экономика:
ВВП: $52,4 млрд
ЗВР: $26,7 млрд
Внешний долг: $37,85 млрд
ИЧР: 0,794
Запасы и добыча нефти: 0,015 млрд баррелей и 2 тыс барр/сут
5. УКРАИНА
Вооруженные силы:
Бюджет: $4,8 млрд
Флот: >6 500 чел
Надводный флот (с учетом вспомогательных суден): 43
Подводный флот: —
Сторожевые корабли (фрегат) – 1;
Корветы — 1;
Подводный флот (субмарины) – ;
Малые ракетные катера — 1;
Катера пр. – 9;
Десантные корабли – 2;
Минные тральщики — 1;
Разведывательные корабли — 1;
Ядерное оружие: отсутствует
Уровень развития ВПК: средний
Устойчивость к информационным угрозам: низкая
Опыт ведения боевых действий вне альянсов: имеется
Экономика:
ВВП: $119 млрд
ЗВР: $16,7 млрд
Внешний долг: $114,8 млрд
ИЧР: 0,751
Запасы и добыча нефти: 0,395 млрд баррелей и 40 тыс барр/сут
6. ГРУЗИЯ
Вооруженные силы:
Бюджет: $287 млн
Флот: 495 чел
Надводный флот (с учетом вспомогательных суден): 44
Подводный флот:
Сторожевые корабли (фрегат) – ;
Корветы: — ;
Подводный флот (субмарины) – ;
Малые ракетные катера -;
Катера пр.: — 19;
Десантные корабли –;
Минные тральщики -;
Противолодочные корабли – ;
Разведывательные корабли -;
Ядерное оружие: отсутствует
Уровень развития ВПК: низкий
Устойчивость к информационным угрозам: средняя
Опыт ведения боевых действий вне альянсов: незначительный
Экономика:
ВВП: $15,1 млрд
ЗВР: $2,756 млрд
Внешний долг: $14,116 млрд
ИЧР: 0,745
Запасы и добыча нефти: 0,035 млрд баррелей и 0,4 тыс барр/сут
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно проведённому исследованию Российская Федерация имеет кардинальный перевес в регионе, который достигается не только наличием у страны ядерного оружия, но и превалирующим превосходством по численности боевых кораблей и субмарин.
Единственной страной в черноморском регионе, которая сможет составить конкуренцию флоту РФ является Турция, но с учетом того, что российский флот может получать регулярную помощь от прочих флотов ВМФ РФ, данное подобие баланса нивелируется, даже если не брать в учет фактор статуса РФ как ядерной державы.
Остальные же флоты черноморского бассейна обладают недостаточным боевым потенциалом, дабы быть противовесом ЧФ ВМФ РФ. Кроме того, боевые корабли флотов Румынии и Болгарии в большинстве своем морально устарели, а Грузия, по сути, не обладает флотом, как таковым.
При этом, практически любая страна в регионе не застраховано, что в случае обострения внешнеполитической обстановки с РФ, российский черноморский флот может начать осуществлять противоправные либо провокационные действия против военных либо гражданских кораблей этой страны.
Так же в анализе не учитывался фактор нахождения стран в альянсах, в частности НАТО, поскольку политическая обстановка в регионе складывается не самым благоприятным образом, что не дает гарантий групповой поддержки в конфликтной ситуации.
В частности, при вступлении Грузии в НАТО не исключены провокации по отношению к этой стране со стороны Черноморского флота РФ. Но при этом, нет никаких гарантий, что такие союзники по Североатлантическому альянсу как Турция, находящаяся в тесных политических и экономических связях с РФ, окажет всеобъемлющую и всестороннюю поддержку новому члену.
Аналогичные сомнения возникают и в отношении Болгарии, стране, в правительстве которой по-прежнему очень сильное пророссийское лобби и влияние России осуществляется, определенной мерой и через средства массовой информации.
В данном случае возможно решение двумя путями.
Первый – размещение на постоянной основе в регионе межнациональной военной военно-морской базы третьих стран, не входящих в черноморский бассейн, для осуществления надзора за соблюдением международных норм и правил.
Второй – строгая регламентация сил и средств, которыми может в регионе обладать флот каждой из стран, для создания равных условий для всех и, соответственно, баланса.