Долгое время на особую роль в отношениях с исламским миром России претендовала Турция. Прошедший на днях в Казани международный научно-практический симпозиум «Исламоведческие исследования в современной России и СНГ: достижения, проблемы, перспективы» дал основания предположить, что Тегеран всерьез намерен потеснить Анкару в глазах российских мусульман.
Президент Ирана Ахмадинежад
«Первоначально мы планировали посвятить симпозиум особенностям преподавания ислама в российских вузах, – сообщил «Росбалту» руководитель выступившего в качестве организатора Центра евразийских и международных исследований Казанского госуниверситета Булат Ягудин. – Однако вскоре поняли, что такой подход будет слишком узким».
По словам ученого, для проведения симпозиума было выбрано два основных направления – «с одной стороны, изучение коранистики, шариата, проблем их преподавания, с другой – развитие ислама в различных регионах и странах».
О том, что российские власти понимают важность научного изучения ислама, свидетельствовало выступление советника аппарата полпреда президента РФ в Приволжском федеральном округе Игоря Симонова, напомнившего, что Приволжье – единственный федеральный округ, в котором количество зарегистрированных исламских религиозных объединений сопоставимо с числом православных (2,2 тыс. и 2,9 тыс.).
Исламоведение в учебных заведениях ПФО переживает расцвет, указал Симонов, добавив, что должно развиваться как «светское», так и «исламское» его направления, и ни одно не должно заслонять другое.
«Среди исламоведов мало богословов, и наоборот», – отметил, в свою очередь, ректор Российского исламского университета (г. Казань) Рафик Мухаметшин, подробно рассмотрев проблемы и перспективы исламоведческих исследований в Татарстане.
Одним из ключевых аспектов дискуссии стало обсуждение исламского фактора во внутренней политике зарубежных стран, а также состояния мусульманской цивилизации в условиях XXI века.
И в этом контексте неподдельный интерес экспертов вызвало выступление профессора кафедры востоковедения МГИМО Сергея Дружиловского, посвященное пределам глобализации в исламском мире на примере Исламской Республики Иран. Ученый показал, что, вопреки расхожим стереотипам, Иранвовсе не чужд общемировым процессам, хотя они, безусловно, имеют там свою специфику. Профессор Дружиловский рассказал об иранских антикоррупционных законах и бессребреничестве высшего руководства, борьбе против пьянства и других общественных пороков.
В то же время, отметил он, далеко не все иранцы довольны состоянием отношений своей страны с западным миром. «Скорее всего, нынешний президент Махмуд Ахмадинежад будет заменен более либеральным и расположенным к диалогу с Западом деятелем», – считает профессор МГИМО, напоминая об обязательности одобрения кандидатур на высшие государственные посты Ирана со стороны исламского духовенства.
При этом эксперт не верит в возможность внутреннего переворота в Иране, этакой «оранжевой революции» – «нет там таких сил, они бы уже давно сработали». Он отметил, что в эмиграции сегодня проживает около 5 млн сторонников свергнутогоисламской революцией иранского шаха, и при желании оппозицию нынешнему тегеранскому режиму есть из кого создавать. Но если этого до сих пор не сделано, причина тому – полная бесперспективность затеи. «Никакие деньги не дают оснований говорить, что иранцы проголосуют за продажный шахский режим», – убежден Дружиловский.
Квинтэссенцию того, чем живет современный Иран, изложил в своем докладе консул Исламской республики в Казани Саед Мохаммад Реза Зареи. 15 минут жесткой религиозной пропаганды – вот что представляло собой выступление дипломатического работника. Стоит отметить, что иранцы вообще достаточно откровенны – их публичные заявления дают вполне ясное представление о сути идей, овладевших иранскими массами после прихода к власти режима аятолл.
«Татарстан – колыбель, форпост принятия ислама в России», – начал Зареи, имея в виду времена появления этого вероучения на территории, ныне входящей в РФ. Далее речь пошла о высоком. «Имам Хомейни показал, что материалистическую власть можно заменить на религиозную, предупредил Михаила Горбачева о скором крахе материалистической власти и коммунистического режима», – рассказал иранский дипломат.
Говоря о сегодняшнем положении дел, Саед Зареи призвал решать все проблемы сообща и заявил, что «Россия обладает достаточным опытом для превращения ее в очаг религиозной толерантности». «Участники собрания должны дать ответ, соответствующий ожиданиям мусульманской общины России», – призвал консул ИРИ.
Российская умма (мусульманское сообщество, — прим.ред.), по мнению иранского дипломата, обладает следующими особенностями: беспокойство по поводу подавленного состояния молодежи из-за отсутствия надежды на будущее; одобрение усиления нравственности в мусульманских семьях; неудовлетворенность в связи с распространением в обществе насилия и разврата, в первую очередь, через западные фильмы; заинтересованность в обучении исламу, а также «отсутствие достаточного представления об истинном исламе, достаточного числа библиотек и мечетей для знакомства с настоящим исламом».
«Многие переведенные (исламские) книги не соответствуют интересам мусульман России, – считает Саед Зареи. – Необходимы достойные и верные переводы исламских источников, воспитание исламских кадров и преподавателей посредством увеличения авторитета учебных заведений внутри страны и направления учащихся за границу». При этом, указал иранский гость, необходимо «воздерживаться от направления их в экстремистские центры».
Среди других важных мер по развитию российского мусульманского сообщества Зареи назвал расширение преподавания арабского языка, увеличение числа исламоведов и доступности универсальных информационных баз по исламским источникам, гранты и стипендии исламским интеллектуалам. Напоследок дипломат рассказал о проводимых Ираном научных конференциях по исламской проблематике и энергично пригласил российских ученых к участию в них.
Удивительно, но в ходе исламоведческого симпозиума ярко выраженному «иранскому» фактору не нашлось никакого «турецкого» противовеса, хотя в Казани действуют генконсульства Ирана и Турции, и представители обоих государств-соперников обычно появляются на всех мероприятиях, лучезарно улыбаясь друг другу.
«Отсутствие на симпозиуме турецкого консула вызывает недоумение, – заметил «Росбалту» доктор исторических наук Дамир Исхаков. – Видимо, в отличие от иранцев, турки не понимают важности поднимаемых здесь проблем».
Впрочем, организаторы намерены проводить такие встречи не реже, чем раз в два года, так что у представителей Турции еще будет шанс высказать свое мнение о состоянии дел в российской умме и со своей колокольни дать советы о возможных путях ее развития.
Яна Амелина