Неожиданная покупка Министерством обороны РК десяти зенитно-ракетных комплексов у Российской Федерации вызвала недоумение специалистов. Притом что бюджет самого министерства был в этом году изрядно секвестрирован.
ЗРС С-ЗООПМУ
Согласно отчетам – техники, имеющейся в распоряжении оборонного ведомства, вполне хватило бы для обеспечения боевой готовности войск противовоздушной обороны страны. Обязательно ли нужно было тратить на эту сделку миллиарды тенге бюджетных средств? Тем более что, по некоторым данным, подобные сверхсекретные системы иногда таинственным образом исчезают.
справка
ЗРК С-400 – пятое поколение ракетных комплексов ПВО. В нем применена новая электронная база, новый вычислительный комплекс, улучшена эргономика. По тактико-техническим характеристикам С-400 превосходит зарубежные аналоги, в частности американские и французские. Комплекс способен поражать до 12 целей одновременно (С-300 – 6 целей). Одно из главных отличий С-400 от С-300 – возможность поражения целей, летящих с гиперзвуковой скоростью. Увеличены дальность и высота поражения.
ЗРС С-400 "Триумф"
Многофункциональная РЛС 92Н2Е (на шасси МЗКТ-7930)
Пусковая установка 5П85ТЕ2 (с седельным тягачом БАЗ-64022) с четырьмя ЗУР в транспортно-пусковых контейнерах
Пункт боевого управления 55К6Е ЗРК С-400 на шасси Урал-532301
В покупке Казахстаном нескольких единиц дорогостоящей военной техники (а именно – десяти дивизионных комплексов зенитно-ракетной системы С-300) появляются все новые интриги.
В отличие от распространенной ранее официальной информации Министерства обороны РК, в которой говорилось о приобретении более модифицированных структур ПВО (например, ЗРК С-400), в настоящее время поднимается вопрос лишь о завозе в республику нескольких комплексов класса С-300 В и С-300 ПМУ-1. Об этом говорит и начальник Главного управления обеспечения вооружением и военной техникой Вооруженных сил РК Аманжол Оспанов.
– По С-400 мы вопрос пока не рассматриваем, потому что это очень дорогой комплекс, мы пока не в состоянии их приобретать.
Общая сумма контракта не разглашается, так как все его пункты проходят под грифом «Совершенно секретно». Однако с учетом прайса цен, оглашенных Государственной компанией по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение», в котором говорится, что цена подобных комплексов составляет порядка 200 млн долларов США, можно предположить, что цена сделки может достигать двух миллиардов единиц американской валюты.
И тут возникает несколько интересных вопросов.
Итак, вопрос первый. Зачем при гарантированной общей системе ПВО наши военные финансисты дают «добро» на покупку весьма дорогостоящих, но уже устаревших систем?
Вопрос второй. Согласно данным Минобороны РК, в настоящее время два ЗРК С-300 находятся под Астаной, а еще один стоит в воинской части, дислоцирующейся под городом Сары-Озек, и используется как учебное пособие. Вроде как для обеспечения защиты воздушного пространства количества этих единиц боевой техники было достаточно. Зачем было необходимо тратить бюджетные деньги на новые приобретения?
И наконец, третий вопрос: как недавно сообщил министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Оспанов, при уточнении бюджета на 2009 год наибольшей корректировке подверглась программа Министерства обороны по приобретению военной техники, которая была сокращена практически на 40 процентов. Таким образом, даже покупка вышеуказанных ЗРК с трудом вписывается в бюджет министерства.
К сожалению, далеко не на все вопросы мы смогли получить ответы к выпуску этого номера газеты.
– Сумму контракта мы разглашать не вправе, – ответили газете в финансовом департаменте главного оборонного ведомства страны.
И в итоге становятся особо интригующими несколько интересных фактов из недавней истории наших вооруженных сил.
Согласно данным спецслужб России и Казахстана, в 1995 году тогдашний министр обороны РК обратился в правительство России с вопросом о возможности приобретения зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 ПМУ. По итогам переговоров в декабре 1995-го госкомпания «Росвооружение» подписала с Министерством обороны РК контракт на поставку ЗРК.
Как говорится в дальнейших материалах, «…Комплекс был не новым. Агрегат собирали по частям на стыковочной базе ПВО на базе Главного управления заказов вооружения войск ПВО РФ, расположенных на территории полигона Капустин Яр». Ну а основные комплектующие части, согласно имеющимся документам, попросту набирали с находящихся в ведении управления военных складов. Чуть позже он поменял дислокацию. А дальше началось самое интересное.
– Арсенал казахстанской армии – не такая уж большая тайна. Казахстан входит в систему объединенной ПВО СНГ, а потому присылает свои военные карты в Москву. Так вот, на этих картах купленного у России в 1996 году зенитно-ракетного комплекса С-300 ПМУ нет. Он исчез без следа, как будто его никогда и не было…
Это только один из абзацев запроса, озвученного в Государственной думе РФ, от депутата Александра Хинштейна.
Запрос прошел. Ну а дальше были прокурорские проверки контракта в обоих государствах, а потом все как-то и затихло.
– Это очень сложный вопрос, – сказал мне на днях в телефонном разговоре ответственный чиновник из Министерства обороны. – Насколько я знаю, проверки и в России, и у нас были очень серьезные. Но все их итоги строжайше засекречены. Единственно, что могу сказать, что эти ЗРК завозились из России в счет долга за космодром «Байконур», а что уж было дальше…
– Реэкспорт вооружения из Казахстана пока документально не подтвержден, – считает заместитель начальника отдела контроля за экспортом оружия госкомпании «Росвооружение» Владислав Лебедев. – Однако, зачем Казахстан покупает столько ЗРК, мне не совсем понятно… У вас и самолеты терялись, не только ЗРК…
– В те годы по поводу пропажи ЗРК, возможно, просто к нам вовремя не поступили официальные комментарии со стороны Минобороны и КНБ вашей страны, – удивляются в пресс-службе компании «Росвооружение», – хотя мы не можем следить за дальнейшим распоряжением поставленным нами режимным оборудованием… ЗРК любой модификации – это очень серьезная машина, и дальнейшая ответственность за их эксплуатацию и хранение будет лежать на руководстве оборонного ведомства Казахстана и на бюджете страны в целом.
Пока соответствующие службы государств работают над возобновлением технического и оперативного контроля над дислокацией военной техники, мы можем постараться подытожить политический аспект.
– Схема единой системы ПВО стран СНГ, подтвержденная 13 февраля 2009 года, о том, что страны Организации Договора о коллективной безопасности создадут в ПВО единое направление, начала работать, – сообщил генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. – Конечно, есть опасения, что раньше были недоработки, но за этим должны следить соответствующие службы. Что касается финансов, то последствия мирового кризиса, безусловно, скажутся на бюджете военных ведомств, но, думаю, ни одна из программ международного сотрудничества Минобороны, прежде всего с Россией, сокращаться не будет…
Итак, процесс пошел. Согласно условиям контракта, через три-четыре месяца дорогостоящая спецтехника поступит в Казахстан. И остается верить, что весьма немалые средства, выделенные на ее приобретение, будут потрачены не зря.
Владимир КНЯЗЕВ, Алматы