МиГ-35 вступает в битву за небо Индии

12

 С 11 по 15 февраля на авиабазе близ города Бангалор (Yelahanka Air Force Base) пройдет международная авиационно-космическая выставки «Аэро Индия-2009» (Aero India-2009). В сражении за воздушное пространство Индии примут участие многоцелевые истребители из пяти стран.

США рассчитывает захватить господство в воздухе с помощью F-16 Fighting Falcon (производитель — Lockheed Martin) и F/A-18E/F Super Hornet F-18 (производитель — Boeing). Франция верит в летные качества истребителя Rafale (производитель — Dassault Aviation). Объединенная Европа «спустит с поводка» Eurofighter EF-2000 Typhoon (концерн EADS). Швеция натравит на соперников JAS-39 Gripen (производитель- SAAB). А честь России будет отстаивать новый многофункциональный МиГ-35 (Fulcrum-F по классификации НАТО).

«Аэро Индия» котируется на равных с Авиасалоном в Фарнборо (Великобритания), Парижским, Дубайским и Сингапурским авиасалонами. «Аэро Индия» проводится раз в 2 года, и в нынешнем, седьмом салоне принимают участие 35 стран мира. Ожидаются демонстрационные полеты и статические показы почти 100 гражданских и военных летательных аппаратов.

Главная интрига — какие многофункциональные истребители выберет Индия в рамках объявленного в августе 2007 года тендера по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft — средний многофункциональный боевой самолет) для своих ВВС. Сроки тендера на исходе, претенденты вышли на «финишную прямую».

Напомним, на пятилетнюю программу перевооружения Дели выделил $35 млрд, из них треть — на покупку современной военной авиации. Поэтому цена победы в воздушном пространстве над Бангалором — $10-11 млрд, которые правительство Индии готово выложить за приобретение 126-ти новых истребителей. Первые самолеты должны поступить на вооружение ВВС страны в готовом виде в 2012 году, остальные будут собираться по лицензии в самой Индии до 2020 года. Контракт также предусматривает опцион на дополнительное приобретение 64-х самолетов, то есть итоговая сумма возрастает до $16 млрд.

Подобные разовые экспортные заказы – редкость на международном рынке вооружений (типичный контракт — 3-5 истребителей, 30 — уже сенсация). Нынешнюю ситуацию «подогревает» мировой кризис, который поставил под угрозу сам факт существования ряда авиаконцернов. По оценкам экспертов, в первую очередь, могут быть остановлены сборочные линии Lockheed-Martin и Dassault Aviation, а индийский контракт мог бы их спасти.

До сих пор Индия ориентировалась в основном на российские поставки вооружений. Однако новая администрация США надеется «переломить» ситуацию. По оценкам политологов, Индия выбрана президентом Бараком Обамой как одно из приоритетных направлений американской внешней политики. Поэтому при выборе победителя тендера будут учитываться не только качества боевых машин, но и «политические нюансы».

Позиции России в регионе очень сильны еще со времен СССР. В 2008 году экспорт российской продукции военного назначения в денежном выражении вырос на 8% и достиг $8 млрд (+8%) — прежде всего, за счет истребителей типа Су-30. С учетом машинокомплектов для производства по лицензии в Индию было поставлено около 16-ти Су-30МКИ. Напомним, многоцелевые истребители Су-30МКИ стоят на вооружении ВВС Индии с 2002 года, а в 2004 году началось их лицензионное производство на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). В целом же, по словам заместителя генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктора Комардина, на Индию и страны Юго-Восточной Азии приходится более половины портфеля оборонных заказов.

В минувшем году корпорация «МиГ» отметила 45-летие первых поставок боевых самолетов в Индию, и в декабре в Дели был подписан генеральный контракт на совместную разработку и производство истребителя пятого поколения.

С одной стороны, проходившие обучение в России индийские летчики гораздо более подготовлены к эксплуатации российской военной техники, чем натовской. С другой, Индия все-таки старается «разнообразить» географию импорта, и закупает вооружения, в частности, в США и Франции. «Индия как невеста на выданье: есть емкий рынок, страна претендует на роль региональной державы», — считает Комардин.

«Действительно, если раньше в индийской армии преобладала наша техника, то сейчас идет постепенное ее выравнивание с вооружениями местного производства. Индия становится богаче, появляются деньги, в том числе возрастают ассигнования на оборону и в целом на развитие промышленности. Имеется возможность привлекать высокие технологии не только из России, но и из других стран», — признал в одном из интервью генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин.

Не на руку России играет и недавняя история с возвратом из Алжира 15-ти уже поставленных по контракту в 2006-2007 годах МиГ-29 (всего по контракту предполагалась поставка 36-ти машин, Россия успела выпустить 24). По алжирской версии на поставлявшихся самолетах стояли старые агрегаты.

Поэтому у конкурентов тоже есть надежда на победу в тендере. Главными конкурентами российской технике считаются американские F-16A/B Fighting Falcon («Сражающийся сокол»), F/A-18E/F Super Hornet и французский Rafale.

Многоцелевой истребитель четвертого поколения F-16 Fighting Falcon (выпущено свыше 4400 машин) стал поступать на вооружение ВВС США с 1978 года, а сегодня эксплуатируется в 24-х странах — от Польши до Чили. Модернизация проводится каждые 10 лет. Это моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Размах крыла – 9,45 метров, длина – 15,03 метров, высота — 5,09 метров. Взлетная масса с полным запасом топлива – 11,839 тонн, с максимальная с внешней нагрузкой – 19,190 тонн. Практический потолок – 15240 метров, перегоночная дальность – 3890 километров.

Первый опытный полет F/A-18Е, разрабатывавшегося для ВМФ США Super Hornet («Супершершень»), состоялся 29 ноября 1995 года. Размах крыла — 11,62 метров (со сложенными крыльями – 9,32 метров), длина – 18,31 метров, высота – 4,88 метров. Практический потолок набираемой истребителем высоты — 15 240 метров; боевой радиус действия — 760 километров; продолжительность барражирования с 6 УР класса воздух — воздух и ПТБ 3х1818 литров на удалении 278 километров от авианосца 2 часа 15 минут. Максимальная взлетная масса — 29,937 тонн.

Как отмечают эксперты, у американских машин есть определенные преимущества перед «тридцать пятым». К примеру, у F-16A/B при той же скорости, как и у МиГ-35, только один двигатель, но с тягой в 13 тыс. тонн (у «МиГа» – два двигателя, каждый из которых «тянет» 9 тыс. тонн). При этом у «американца» меньший расход топлива и увеличенный ресурс работы. Боевая нагрузка — примерно одинаковая. Практический потолок – чуть меньше, чем у МиГа, при этом хорошие бортовые радиолокационные системы и голографическая система отображения информации на лобовом стекле кабины.

У F/A-18E/F – два двигателя с тягой по 10 тыс. тонн каждый. Практический потолок меньше, чем у «МиГа», но большая ракетно-бомбовая нагрузка. Машина способна нести восемь тонн боеприпасов на 11 внешних узлах подвески, МиГ-35 имеет только восемь узлов подвески и около шести тонн боевой нагрузки.

Впрочем, по ряду параметров многоцелевой всепогодный истребитель поколения «4++» МиГ-35 (модификация МиГ-29) опережает соперников. Например, оптико-локационная станция с инфракрасной, телевизионной и лазерной прицельной аппаратурой создана с использованием космических технологий, ранее не применявшихся в авиации. Станция отличается увеличенной дальностью действия и обеспечивает обнаружение, сопровождение, распознавание и захват воздушных и наземных/надводных целей в передней и задней полусфере днем и ночью с измерением расстояния до них с помощью лазерного дальномера, а также выработку команд целеуказания и лазерной подсветки наземных целей.

В рамках модернизации разработчики МиГ-35 повысили боевую эффективность, выживаемость и улучшили авиационные характеристики. Как отмечается на сайте корпорации «МиГ», «основные отличия МиГ-35/МиГ-35Д: интеграция в состав бортового радиоэлектронного оборудования информационно-прицельных систем пятого поколения; возможность применения перспективных авиационных средств поражения российского и иностранного производства; повышенная боевая выживаемость, достигаемая за счет внедрения бортового комплекса обороны». Максимальная скорость машины на высоте — 2400 километров в час, боевой радиус – 900 километров, практический потолок высоты — 17 500 метров, длина — 17,32 метров, высота – 4,73 метров, размах крыла – 12 метров, взлетная масса – 23,500 тонн.

«Первое слово за индийскими военными, которые заявляют характеристики на тендеры. От США в конкурсе участвуют старые машины — F/A- 18, F-16. Эти машины даже после модернизации нельзя назвать истребителями ХХI века, в то время, как МиГ-35, это новая машина», — заявил Комардин.

Но не стоит забывать и про французов. Многоцелевой истребитель пятого поколения (по мнению некоторых специалистов — поколения 4++) Dassault Rafale поступает на вооружение ВВС и ВМС Франции с 2000 года. Максимальная скорость — 2130 километров в час, дальность полета — 1800 километров, практический потолок – 18 000 метров. Экипаж — 1—2 человека, длина — 15,27 метров, размах крыла — 10,80 метров, высота — 5,34 метров, максимальная взлетная масса — 24 500 тонн.

Первые 18 новых истребителей появятся в Индии к 2012 году, и выбор во многом будет зависеть от итогов выставки «Аэро Индия-2009». Правда, окончательное решение на выставке приниматься не будет — впереди еще ряд испытаний. Например, как сообщил командующий ВВС Индии маршал Фали Хоми Мэйджор, летные испытания представленных на тендер самолетов могут быть проведены в апреле-мае 2009 года.

Игорь Чубаха

Поделиться:
Загрузка...