Очередное заседание Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии, состоявшееся во вторник в Москве, не стало прорывным. Вместе с тем, стороны выполнили программу встречи, о которой накануне заявляли официальные представители Москвы и Минска. И некоторые эксперты склоняются к мнению, что форсировать создание единого российско-белорусского государства не стоит. Это как раз тот случай, когда непрерывность процесса важнее его скорости.
Президенты Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко провели сегодня в Кремле непростые переговоры. Несмотря на то, что на заседании Высшего госсовета были приняты конкретные решения по актуальным вопросам дальнейшего развития интеграционного сотрудничества России и Белоруссии, прежние разногласия остаются; при этом позиции президента Белоруссии серьезно укрепились благодаря растущей поддержке Запада.
Напомним, что первоначально заседание должно было пройти еще 3 ноября прошлого года, но без объяснения причин его отложили до 1 декабря. Однако и в декабре оно не состоялось. По официальной версии, «в силу сложившегося графика, а также желания сторон, прежде всего белорусской, включить в повестку заседания ряд дополнительных вопросов».
Наконец, сегодня, по словам российского президента, стороны, «подошли к ситуации, когда ранее обсуждавшиеся и ранее, по сути, согласованные решения» были приняты. Подписаны соглашения в области военно-технического сотрудничества, оборонного пространства, экономики, финансов, развития идеи придания рублю статуса региональной валюты. Кроме того, на заседании рассмотрены параметры бюджета Союзного государства на 2009 год и ход реализации концепции социального развития до 2010 года.
Между тем, эксперты «Росбалта» считают, что выполнение некоторых пунктов подписанных соглашений снова будет «замылено», причем, с обеих сторон, как это было уже не раз. Примеров тому множество. В частности, утвержденный сегодня совместный антикризисный план подразумевает снятие ограничений на взаимные поставки и кредитование торговли. Однако тема субсидирования Минском своих производителей поднималась еще два года назад, но конкретных решений по прекращению этой практики принято не было. О снятии таможенного тарифа или его унификации также говорилось неоднократно. Постоянно муссируются слухи о введении единой валюты. Однако воз и ныне там. Связано это, главным образом, с тем, что белорусская элита не хочет становиться «в подчинение» к российской.
По мнению ведущего научного сотрудника Института международных экономических и политических исследований РАН, кандидата экономических наук Алексея Шурубовича, попытки ущемить интересы Белоруссии, ее политической и экономической элиты «усиливают эффект отторжения». «Получается волнообразное движение. Подписываются соглашения, начинается их реализация, а потом появляются новые обстоятельства, начинается подписание новых документов, в которые включаются старые, так и не выполненные», — отметил эксперт.
Между тем, за последнее время белорусскому президенту удалось удачно разыграть «европейскую карту». На западном направлении Александром Лукашенко были достигнуты определенные успехи. Евросоюз снял ограничения в отношении его передвижения по Старому свету, было принято решение МВФ о предоставлении Белоруссии крупного кредита. Дать в долг пообещали также Европейский банк и Всемирный банк развития.
В Минске хорошо понимают, что чрезмерный крен в направлении России ослабил западную политику Белоруссии и теперь необходимо предпринять шаги по диверсификации внешних связей. Но и России не выгодно иметь «под боком» государство, которое категорически не приемлют на Западе. Кроме того, после газовой войны с Украиной Москва весьма заинтересована в укреплении отношений с Минском.
Теперь в Москве уже не так рьяно настаивают на том, что Минск должен принять как руководство к действию, мягко говоря, небезупречную российскую экономическую модель.
«Можно ругать белорусскую экономическую модель развития, но в чем-то она эффективна, — считает Алексей Шурубович. — Государство живет, обеспечивает свой, пусть небольшой, экономический рост, оберегает социальную стабильность. Белорусы создали модель, которая выполнила свои задачи и в самый трудный момент перехода к рынку удержала белорусскую экономику от краха».
По словам эксперта, белорусы видят ограниченность этой модели, понимают, что существует весьма значительный крен в сторону госрегулирования, и поэтому «сейчас потихонечку начинают усиливать рыночные механизмы». «В этом отношении достигнут определенный прогресс. В прошлом году принята программа приватизации, в соответствии с которой доли акций более 500 предприятий будут продаваться инвесторам, включая иностранных. Отменена так называемая «золотая акция», введен льготный порядок лицензирования и еще ряд мер», — сказал Шурубович.
Как отметил собеседник «Росбалта», «лично «батька» играет в процессе либерализации ведущую роль, он ослабил свою жесткую линию в отношении экономической политики». «Хотя общемировой кризис и кризис сбыта продукции может снова подтолкнуть белорусские власти в сторону усиления государственной составляющей в управлении экономикой, но это происходит и в России», — добавил эксперт.
Различие интересов государственно-управленческих элит двух стран вполне естественно, поэтому вряд ли стоит форсировать вопросы создания единого государства. В данном случае, непрерывность процесса важнее его скорости. Возможно, что в перспективе на пару десятков лет лучше строить не единое государство, а очень надежные союзнические отношения, охватывающие политическую, экономическую и военную сферы.
Дмитрий Пановкин