Сергей Иванов о причинах застоя и отставания в ракетно-космической промышленности

23

Подводя итоги космического 2008 года, вице-премьер Сергей Иванов заявил, что государственный заказ был выполнен полностью, чего нельзя сказать о заказах зарубежных.

Сборка ракеты-носителя.
Фото из книги «Оружие и технологии России»

Не вызывают оптимизма темпы наращивания производственно-технологического потенциала ракетно-космической промышленности. Управление программой ГЛОНАСС названо малоэффективным.

История повторяется второй год подряд. Вспомним конец декабря 2007-го. Владимир Путин, тогда еще президент РФ, встречается с Сергеем Ивановым, и тот, отрапортовав главе государства о космических успехах, обещает группировку ГЛОНАСС в небе и приборчик космического позиционирования на шею президентской собачке. А спустя месяц на коллегии Роскосмоса тот же вице-премьер жестко раскритиковал создателей ГЛОНАСС за медлительность и неэффективность.

26 декабря 2008-го. Как и год назад, Сергей Иванов прибывает на встречу с Владимиром Путиным, теперь уже премьер-министром РФ, и докладывает, что к концу 2009 года страна будет иметь в наличии 24 космических аппарата системы ГЛОНАСС, что «позволит нам без всякого временного перерыва получать навигационный сигнал, покрывающий полностью, стопроцентно, территорию Российской Федерации и всех стран СНГ». Но 26 января 2009-го на коллегии Роскосмоса вице-премьер заявляет: «Надо честно признать: управление программой и координация деятельности государственных заказчиков при ее реализации на сегодняшний день неэффективны». А потом делает еще одно чистосердечное признание: «Не реализуются коммерческие возможности системы ГЛОНАСС. Нам сегодня мало что предложить как отечественному, так и зарубежному рынку навигационных услуг».

Сергей Иванов отметил, что для управление программой ГЛОНАСС Роскосмос создал специальное управление в количестве 22 человек. Было это сделано год назад, после многолетней критики отсутствия единого ответственного руководителя программы. Но, когда все руководят в общем и никто в частности, результат налицо. Зато увеличенное финансирование ГЛОНАСС вызвало оживленную борьбу за фонды в 63 млрд. рублей. В сфере разработки и внедрения наземного компонента системы космического позиционирования победила АФК «Система». Эксперты теперь ожидают застоя в данной сфере, поскольку конкуренции нет, новых технологий вследствие этого нет, а бюджет успешно осваивается.

Отвечающий еще и за оборонно-промышленный комплекс, вице-премьер не забыл и другое свое любимое детище – морскую ракету «Булава». Вот уже десять лет пытаются довести ее до принятия на вооружение. Сейчас решено подключить к испытаниям Роскосмос. Очевидно, даже Сергей Иванов понял, что Московский институт теплотехники (МИТ), взваливший на себя тяжкую многомиллиардную (хоть в рублях, хоть в долларах) ношу созидания «Булавы», самостоятельно справиться с техническими проблемами не может.

«Считаю, что руководству Роскосмоса необходимо занять более активную позицию в отношении обеспечения летно-конструкторских испытаний и подготовки серийного производства ракетных комплексов стратегического назначения «Булава», – дал установку вице-премьер. Причину неудач с ракетой он увидел в том, что «недостаточное внимание уделяется наземной отработке изделий». В переводе на общедоступный язык это означает, испытывать надо сперва на наземных стендах, которых у МИТа нет. «Нередки случаи, когда реальные испытания заменяются математическими расчетами подтверждения соответствия изделия заданным техническим требованиям», – дал более подробные разъяснения Сергей Иванов. При этом подчеркнул, что испытания «Булавы» будут продолжены до принятия на вооружение. В общем, впереди годы напряженной работы.

Показатели 2008 года в космической сфере оцениваются как весьма высокие. По данным Сергея Иванова, темпы роста продукции, произведенной ракетно-космической промышленностью РФ, в два раза превышают показатели промышленности страны в целом. Производительность труда работников отрасли выросла более чем на 13%. Объем произведенной продукции вырос в прошлом году на 12,6%, достигнув уровня 225,8 млрд. рублей. Прекрасный показатель, если забыть, что уровень инфляции оказался в 2008 году несколько выше 12,6%. А рост цен в ОПК перехлестывал все разумные пределы.

Отчеты в процентах и миллиардах всегда выглядят лучше, чем в произведенных штуках. Впрочем, и штуки бывают с лукавинкой. В 2008 году Россия лидировала в количестве космических стартов – 27. Это 40% от всех стартов мира. На втором месте США – 14 запусков. За ними следуют Китай (11), Европейское космическое агентство (6), Япония и прочие (не более 3 стартов). Это свидетельствует, что российские ракеты-носители надежны и дешевы, зато космические аппараты недолговечны. У американцев спутник работает на орбите гарантированно 10–15 лет, а теперь начинает выходить за 20-летний рубеж. Наши только подобрались к сроку в 7–10 лет. А так счет жизни российского спутника определяется в месяцах, обычно 36–50. Они редко живут дольше.

Из 27 российских запусков 2008 года два оказались «не полностью удачными». Пять из запланированных на 2008 год космических стартов были перенесены на год 2009-й. Например, запуск аппарата «Экспресс-МД1» отложен до 11 февраля 2009 года из-за неготовности. Отсрочен и старт пары спутников связи «Экспресс-АМ44» и «Экспресс-МД1». Вследствие обнаруженной неисправности в разгонном блоке отменили и перенесли старт европейского аппарата GOCE. Отложен запуск американского спутника Measat-1R, поскольку при монтаже краном повредили его антенну. Перенесены старт американского спутника связи Telstar-11N и шести зарубежных спутников конверсионной ракетой «Днепр». Так что валютной прибыли Роскосмос в прошлом году недобрал.

Эксперты утверждают, что ранее Роскосмос заявлял о планах запустить ряд научных спутников, но ни один из аппаратов так и не стартовал. Среди них – «Канопус-В», «Спектр-Р», «Стерх», «Электро-Л», «Метеор-М», «Аркон-2М», «МКА-ФКИ». Основная причина – не успевают изготовить.

Говорить о темпах наращивания производственно-технологического потенциала ракетно-космической промышленности в нынешней ситуации нужно, но бесполезно. Основную причину Сергей Иванов видит, как он выразился, в «нашей неспособности активно, целенаправленно и, я бы даже сказал, тотально внедрять инновации. Мы по-прежнему боимся всего нового – своего, при этом с придыханием часто перечисляем зарубежные новинки». Сдается, причина застоя и отставания отрасли не в недостатке денег, а, наоборот, в доступности при отсутствии серьезного бюджетного контроля со стороны компетентного руководства. Да и прежнего энтузиазма нет, с каким рвались в космос 40–50 лет назад. Сейчас другие приоритеты в общественном сознании.

Виктор Мясников

Поделиться:
Загрузка...