Немецкие и украинские искусствоведы обсуждают новую «трофейную сенсацию»

17

В немецком Ахене в пятницу, 30 января, открылся германо-украинский научный симпозиум, поводом для проведения которого послужила недавняя "трофейная сенсация".

Ахенский музей имени Сюрмонда-Людвига

Два месяца назад "немецкими туристами", как значилось в информационных сообщениях, в городском музее Симферополя были обнаружены полотна из Ахенского музея имени Сюрмонда-Людвига, исчезнувшие во время Второй мировой войны. Сейчас в Ахене проходит международный конгресс, цель которого — подготовить почву для серьезного и конструктивного диалога по поводу "трофейной коллекции".

"Что такое Симферополь?"

"О Симферополе я впервые в жизни услышал, когда мне позвонили и сказали, что в этом городе обнаружены картины из нашего музея. Я спросил: "Симферополь? Это где?". — "На Украине". Ну, слава Богу, не в России!" — рассказывает директор ахенского музея Петер ван ден Бринк (Peter van den Brink), напуганный, как и другие работники немецких музеев, непримиримой позицией России в "трофейном споре". Украина слывет более конструктивным собеседником.

Одиссея ахенской коллекции

Одно из пропавших полотен

Одно из пропавших полотен

Но обо всем по порядку. В 1941 году коллекция Ахенского городского музея была эвакуирована в город Мейсен — восток Германии казался тогда местом более безопасным, чем запад. После войны коллекция была обнаружена советскими "трофейными бригадами" и вывезена в Москву. Оттуда 87 полотен получили "распределение" в Симферополь.

Симферопольский музей, некогда один из богатейших в Советском Союзе (сюда после революции были свезены сокровища из крымских резиденций русской аристократии), был оставлен отступающими немцами в виде горящих развалин.

Отправили, правда, не самое ценное — качественную, но заурядную немецкую и голландскую живопись XVII-XVIII веков. Однако ахенские картины не смогли стать компенсацией этих утрат, ибо пылились в запасниках.

Забытые сокровища

Сперва условия советского "спецхрана", а потом хроническое безденежье — горький удел всех провинциальных музеев — не позволили раньше обратиться к коллекции.

"Об этом могла бы идти речь, если бы все было в порядке. Но нам надо было просто выжить, а не изучать коллекцию", — говорит директор музея Ларина Кудряшова.

Тем не менее, два года назад музей приступил к разборам запасников. Картины были найдены и по возможности каталогизированы. На трех из них имелась этикетка с названием ахенского музейного общества.

Шаг за шагом

Плакат

Плакат "Теневой галереи"

"В это время поиски пропавшей коллекции активизировались и в Ахене. Одним из результатов стала выставка "Теневой галереи" — репродукций пропавших картин — и подробный рассказ о них в интернете. Одновременно оригиналы появились на стенах Симферопольского музея. Здесь их увидела некая пара из Германии.

Что теперь? О возвращении речь пока не идет. Этого не предлагает Украина, на этом не настаивает Германия. Обе стороны сделали выбор в пользу "малых шагов": сотрудничество реставраторов, общая работа над каталогом, возможно — общие выставочные проекты. И — нынешний симпозиум, одним из инициаторов которого был и Херман Парцингер (Hermann Parzinger), председатель германо-российского "Музейного диалога". "Я не думаю, что этот вопрос скоро решится", — вздыхает он.

Анастасия Рахманова

Поделиться:
Загрузка...