Как пишет известный специалист по российским и евразийским проблемам доктор философии Ариэль Коэн (Ariel Cohen), Россия значительно отстает от США в области аэрокосмических исследований и разработок. Эта страна до сих пор не производит истребителей пятого поколения, способных противостоять американским Lockheed Martin/Boeing F-22 и Lockheed Martin F-35.
Основными российскими конкурентами F-35 являются истребители поколения 4++ типа МиГ-35 и Су-35. МиГ-35 является дальнейшим развитием модификаций МиГ-29М/М2 и МиГ-29ОВТ. Оба самолета являются представителями четвертого поколения.
Российское правительство с нетерпением ждет начала экспортных продаж истребителя компании «Сухой». Эти самолеты могут появиться в тех районах мира, где велика вероятность возникновения вооруженных конфликтов. Считается, что разработка российского истребителя пятого поколения зависит от размеров экспортной выручки боевой авиационной техники.
Российские аналитики утверждают, что F-35 имеет максимальную скорость всего лишь 1200 миль в час, в то время как скорость Су-35 достигает 1680 миль в час, а МиГ-35 – 1587. Далее они утверждают, что дальность F-35 всего лишь 1325 миль, в то время как Су-35 летает до 2260 миль.
Хотя эти данные показывают превосходство российских истребителей в этих параметрах, характеристики F-35 полностью соответствуют вложенным в него требованиям: этот истребитель спроектирован как самолет, предназначенный для взаимодействия с F-22, который в реальных боевых условиях будет расчищать воздушное пространство для прохода F-35.
Кроме того, практический потолок F-35 составляет около 57000 футов, а аналогичный показатель МиГ-35 и Су-35 составляют соответственно 56000 и 55000 футов. Разработчик американского истребителя также утверждает значительное превосходство F-35 в маневренности, поскольку самолет обладает меньшими размерами, а в его планере широко представлены передовые материалы и легкие конструкции.
Эксперт министерства обороны России на условиях анонимности заявил сайту Pravda.ru, что Россия пытается такими «заплатами» продлить срок службы истребителей четвертого поколения, в то время как работы по пятому поколению в большинстве своем остались только на бумаге.
Для определения эффективности самолета нужно рассматривать очень большой диапазон характеристик. Такой анализ включает в себя маневренность, малозаметность, тактику и уровень подготовки летчиков, авионику, «осознание ситуации», оружие, средства РЭБ, совместимость и ремонтопригодность систем самолета.
Малозаметность является одним из основных характеристик самолета пятого поколения. В ВВС России нет ни одного боевого самолета, отвечающего требованиям малозаметности.
Американский аналитик, также на условиях анонимности, сообщил, что у русских есть хорошая система разработки и создания отдельных технологий, но их способность обеспечить эффективную интеграцию разнородных систем отстает от западной. F-35 далеко опережает российских конкурентов по эффективности своего разведывательного оборудования.
«С момента распада Советского Союза и до тех времен, когда баррель нефти достигал 100 долларов, способность российских разработчиков создавать новые продукты по системе «исследования – разработка – испытания – оценка» были ограничены, причем финансирование перспективных образцов зависит почти исключительно от объемов экспортных продаж истребителей четвертого поколения типов МиГ-29 и Су-27», сказал аналитик.
А сегодня способность создавать новые виды боевой техники при коллапсе цен на нефть и старения высококвалифицированных кадров военно-космической и авиационной промышленности (60 лет, что выше средней продолжительности жизни мужчин в России) делает эту задачу еще более сложной.
Те Су-30, которые купили Китай и Индия, по своим характеристикам значительно превосходят самолеты, которые имеются на вооружении ВВС России. Что касается разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА, то его прогресс по-прежнему зависит от индийского финансирования.
Но нельзя не признать, что некоторые улучшения в конструкцию российских боевых самолетов все-таки были привнесены, в частности, по надежности и ремонтопригодности, но эти параметры все еще значительно отстают от западных стандартов. Такое отставание наиболее резко видно на примере авиационных двигателей.
России предстоит долгий путь, чтобы догнать США в разработке престижного нового поколения истребителей. Только снижение экономических возможностей стран Европы и высокие издержки серийного производства F-35 могут задержать триумфальное шествие этого самолета по всему миру.